Использование информационных технологий при решении экономических задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому целью данной курсовой работы и является рассмотрение, освещение и оценка возможностей нескольких приложений одного из вышеперечисленных пакетов прикладного программного обеспечения MS OFFICE с точки зрения информационных технологий и методов их использования при решении экономических задач.

Содержание

1 ВВЕДЕНИЕ 2
Задание № 1 — «Анализ и выработка согласованной финансовой политики на предприятии в MS Excel» 5
Задание 1 5
2.1. Выполнение задания 1 — Расчет консолидированного бюджета на предприятии 7
3.1. Работа с таблицами 14
3.2. Отбор и сортировка записей с помощью запросов 15
3.3 Создание форм для ввода данных 16
3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
4 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 24

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовой проект ИТЭ.doc

— 875.00 Кб (Скачать файл)


Федеральное агентство  по образованию

 Томский государственный университет систем управления и

  радиоэлектроники

 

Кафедра автоматизированных систем управления (АСУ)

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ  ПРИ РЕШЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

 

Пояснительная записка к курсовой работе по дисциплине

«Информационные технологии в экономике».

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                    Студент гр.:

                                                                                                                                                                                                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Салехард

2013 г

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ВВЕДЕНИЕ

 

На сегодняшний день в условиях рынка и товарно-денежных отношений  постоянно увеличивается потребность в достоверной, актуальной и оперативной информации разного характера (коммерческого, правового, делового и др.). В связи с этими непрерывно возрастающими потребностями, а также в условиях непрекращающегося научно-технического прогресса возникла острая необходимость в развитии средств организации труда, то есть в таких средствах обработки, накопления и хранения информации, которые могли бы с наименьшими затратами и наибольшей отдачей помочь пользователю организовать свой труд. Сегодня это становится возможным благодаря повсеместному внедрению информационных технологий.

Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе, с применением вычислительной техники.

В последнее время под информационными  технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ-специалистами. Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.

Основные черты современных ИТ.:

  • компьютерная обработка информации по заданным алгоритмам;
  • хранение больших объёмов информации на машинных носителях;
  • передача информации на значительные расстояния в ограниченное время.

Информационные технологии — это совокупность методов, производственных процессов, программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающих сбор, накопление, хранение, поиск, обработку, и выдачу информации по запросу пользователя. Следует пояснить, что к программным средствам относятся специализированные пакеты прикладных программ и их использование осуществляется посредством электронно-вычислительной техники [1—3].

Подобных интегрированных пакетов  в мире насчитывается не так много (MS Office, Cognitive Office, Coral Оffice и др.), причем все они во многом очень схожи и не имеют существенных отличий, хотя и имеют друг перед другом ряд преимуществ.

Поэтому целью данной курсовой работы и является рассмотрение, освещение  и оценка возможностей нескольких приложений одного из вышеперечисленных пакетов прикладного программного обеспечения MS OFFICE с точки зрения информационных технологий и методов их использования при решении экономических задач.

 

  1. Задание № 1 — «Анализ и выработка согласованной финансовой политики на предприятии в MS Excel»

 

Microsoft Excel — это программа управления  электронными таблицами общего  назначения, которая используется для вычисления, организации и анализа деловых данных. С Excel можно решать множество задач — от подготовки простейших счетов или планирования семейного бюджета до создания сложных трехмерных диаграмм или ведения бухгалтерского учета в фирмах средней величины.

В возможности Microsoft Excel входят: создание и редактирование таблиц, вставка  функций, создание диаграмм различного типа на основе таблиц, создание макросов с использованием Visual Basic, создание сводных документов на основе данных из нескольких листов, создание числового ряда, работа с базами данных, поиск решений оптимизационных задач, фильтрация и сортировка данных.

Для выполнения сложных операций по обработке числовой и текстовой  информации MS Excel позволяет включать в текст стандартные операции, называемые функциями. Функция — заранее определенное выражение, которое имеет один или несколько аргументов и возвращает единственное значение. В состав MS Excel входит много различных функций из нескольких категорий. Применение функций из этих категорий значительно упрощает проведение многих сложных расчетов [9].

Задание 1

 Предприятие состоит из трёх крупных подразделений. Руководители финансовых отделов этих подразделений составили финансовые планы (бюджета) на период с 01.01.2009 по 31.12.2009 гг. и направили эти планы руководству предприятия для анализа и выработки согласованной финансовой политики.

На первом этапе руководство  приняло решение провести анализ финансовых потоков. Средства (в млн. руб.) на 01.01.2009 г. (таблица 2) и ожидаемые ежемесячные поступления и платежи для каждого подразделения представлены в таблице

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Месяц

Подразделение 1

Подразделение 2

Подразделение 3

Средства на нач. периода S1

Средства на нач. периода S2

Средства на нач. периода S3

поступления

платежи

поступления

платежи

поступления

платежи

Январь

100

60

60

45

90

65

Февраль

75

100

30

60

70

75

Март

50

100

15

50

50

145

Апрель

70

50

30

30

60

20

Май

85

80

45

30

70

35

Июнь

60

40

20

20

50

20

Июль

120

45

50

25

35

20

Август

100

35

60

15

10

25

Сентябрь

90

150

50

110

60

80

Октябрь

180

130

70

90

105

100

Ноябрь

55

35

40

20

35

45

Декабрь

60

20

20

10

30

10


Исходные данные по средствам на начало периода для  каждого подразделения необходимо выбрать из приведённой ниже таблицы (Табл.3) согласно своему варианту задания.

     Таблица 3

Вариант

12

S1

20

S2

30

S3

10


 

На основе приведённых данных требуется:

  1. Для каждого подразделения дать прогноз наличия и движения денежных средств по периодам (месяцам) и проверить финансовую реализуемость плана. Ответ оформить в виде таблиц и графиков, характеризующих наличие денежных средств в зависимости от периода времени.
  2. Построить консолидированный финансовый поток в целом по предприятию и проверить финансовую реализуемость консолидированного плана. Результат оформить в виде таблицы и графика.
  3. В случае финансовой не реализуемости консолидированного плана определить сроки и объёмы необходимых заёмных средств. Модифицировать таблицу для консолидированного финансового потока, введя новые строки, такие, как «в т.ч. поступления кредитов», «в т.ч. платежи по возврату кредита», «выплата %% за кредит». Расчёты произвести исходя из следующих условий:
  • кредит берётся только сроком на 3 или на 6 месяцев;
  • возврат суммы кредита производится ежемесячно равными долями, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором кредит был взят;
  • выплата процентов производится ежемесячно с суммы непогашенного долга по состоянию на предыдущий месяц из расчёта Q1 процентов годовых (на 3 месяца) либо Q2 процентов годовых (на 6 месяцев). Исходные данные по процентам, под которые может быть взят кредит, необходимо выбрать из приведённой ниже таблицы 4.

Таблица 4

Вариант

12

Q1:

20

Q2:

32


Результаты расчётов оформить в  виде таблицы и графика.

Оценить целесообразность взятия заёмных средств исходя из двух критериев:

  1. прирост наличия (разность между наличием денежных средств в конце и в начале планового периода) до и после взятия заёмных средств;
  2. дефицит наличия денежных средств по периодам до и после взятия заёмных средств.

Сделать окончательный вывод, содержащий управленческое решение (привлечение  под определённый процент на определённое время заёмных средств, либо констатация финансовой нереализуемости представленного бюджета).

2.1. Выполнение задания 1 — Расчет консолидированного бюджета на предприятии

 

Баланс по каждому подразделению  рассчитывается как разность поступлений  и платежей по каждому месяцу, плюс средства на начальный период. Графически движение денежных средств по подразделениям 1—3 изображено на рисунках 1.1—1.3.

Рисунок 1.1 — Движение денежных средств по подразделению 1

 

Рисунок 1.2 — Движение денежных средств по подразделению 2

 

Рисунок 1.3 — Движение денежных средств по подразделению 3

Консолидированный финансовый поток рассчитывается как разность суммарных поступлений и платежей по каждому месяцу, плюс средства на начальный период года, которые остались с прошлого года (рис. 1.4).

Рисунок 1.4 — Консолидированный баланс предприятия

Как видно из рисунка 1.4 «Консолидированный поток в целом по предприятию» и таблицы 5, в марте появилась нехватка денежных средств, в размере 100 млн. руб., поскольку платежи превышали поступления. И эта нехватка ощущалась на протяжении двух месяцев. Поэтому руководство предприятием приняло решение о взятии кредита на сумму 100 млн. руб. сроком на три месяца под 20 % годовых. Приведем расчеты выплат.

  1. 100/3 = 33,33 млн. руб. (ежемесячная постоянная выплата по кредиту).
  2. 20% / 12(мес.) = 1,67 % (ежемесячный процент, взимаемый банком с предприятия за пользование кредитом).
  3. (100 млн. руб. × 1,67%)/100 = 1,67 млн. руб.
  4. 33,33 + 1,67 = 35,00 млн. руб. (первая выплата предприятия по возврату кредита).

На основании расчетов видно, что  первая выплата предприятия по возврату кредита составила 35,00 млн. руб.

  1. 100 – 33,33 = 66,67 млн. руб. (остаток кредита на 2-й и 3-й месяцы для погашения задолженности).
  2. (66,67 млн. руб. × 1,67 %)/100 = 1,11 млн. руб.
  3. 33,33 + 1,11 = 34,44 млн. руб. (вторая выплата предприятия по возврату кредита).

На основании расчетов видно, что  вторая выплата предприятия по возврату кредита составила 34,44 млн. руб.

  1. 66,67 – 33,33 = 33,33 млн. руб. (остаток кредита на 3-й месяц для погашения задолженности).
  2. (33,33 млн. руб. × 1,67 %)/100 = 0,56 млн. руб.
  3. 33,33 + 0,56 = 33,89 млн. руб. (третья выплата предприятия по возврату кредита).

Информация о работе Использование информационных технологий при решении экономических задач