Курс лекций по дисциплине "Программирование и комьпютеры"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 22:12, курс лекций

Краткое описание

Delphi – это среда быстрой разработки, в которой в качестве языка про-граммирования используется язык Delphi. Язык Delphi – строго типизиро-ванный объектно-ориентированный язык, в основе которого лежит хорошо знакомый программистам Object Pascal. В настоящее время программистам стала доступна очередная версия пакета Delphi – Borland Delphi 7 Studio.

Вложенные файлы: 1 файл

лекции по проге.doc

— 748.50 Кб (Скачать файл)

Казанский государственный  технический университет им. А.Н. Туполева

Кафедра технологий машиностроительных производств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л.Т. Моисеева

 

Программирование в Delphi

Курс лекций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань

2010

 

Литература

  1. Моисеева Л.Т., Рахматуллин А.И., Сотников С.В. Основы программирования в Delphi. Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2005. 55 с.
  2. Культин Н.Б. Основы программирования в Delphi 7. СПб.: БХВ-Петербург. 2003. 608 с.
  3. Информатика: Учебник. 3-е перераб. изд. / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. М.: Финансы и статистика. 1999. 768 с.
  4. Фаронов В.В. Турбо Паскаль. В 3-х книгах. Кн. 1. М.: Учебно-инженерный центр «МВТУ-ФЕСТО ДИДАКТИК». 1992. 304 с.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Литература 1

Лекция 1

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Delphi – это среда быстрой разработки, в которой в качестве языка программирования используется язык Delphi. Язык Delphi – строго типизированный объектно-ориентированный язык, в основе которого лежит хорошо знакомый программистам Object Pascal. В настоящее время программистам стала доступна очередная версия пакета Delphi – Borland Delphi 7 Studio.  
Delphi 7 Studio позволяет создать самые различные программы: от простейших однооконных приложений до программ управления распределенными базами. Подробную информацию о структуре, составе и возможностях пакетов Borland Delphi 7 Studio можно найти на сайте Borland (www.borland.com/delphi).


НАЧАЛО  РАБОТЫ

Вид экрана после запуска Delphi несколько необычен. Вместо одного окна на экране появляются пять (Рис. 1):

    • главное окно – Delphi 6;
    • окно стартовой формы – Form 1;
    • окно редактора свойств объектов – Object Inspector;
    • окно просмотра списка объектов – Object Tree View;
    • окно редактора кода – Unit1.pas.

Окно редактора кода почти полностью закрыто окном стартовой формы.

В главном окне находится меню команд, панели инструментов и палитра компонентов.

Окно стартовой формы представляет собой заготовку главного окна разрабатываемого приложения.

Окно редактора свойств объектов предназначено для редактирования значений свойств объектов. В терминологии визуального проектирования объекты – это диалоговые окна и элементы управления (поля ввода и вывода, командные кнопки, переключатели и др.). Свойства объекта – это характеристики, определяющие вид, положение и поведение объекта.

В окне редактора кода, которое  можно увидеть, отодвинув в сторону  окно формы, следует набирать текст  программы. В начале работы над новым  проектом это окно содержит сформированный Delphi шаблон программы.

Работа над новым проектом начинается с создания стартовой формы. Так на этапе разработки программы называются диалоговые окна.

Стартовая форма создается путем  изменения значений свойств формы Form1 и добавления к форме необходимых компонентов (полей ввода и вывода текста, командных кнопок и т.д.).

При создании формы в первую очередь  следует изменить значение свойства Caption (Заголовок). Чтобы это сделать, нужно в окне Object Inspector щелкнуть мышью на строке Caption, в результате чего будет выделено текущее значение свойства, в строке появится курсор, и можно будет ввести текст.

Положение диалогового окна на экране после запуска программы соответствует положению формы во время ее разработки.

Рядом со значениями некоторых свойств  отображается командная кнопка с  тремя точками. Это значит, что для задания значения свойства можно воспользоваться дополнительным диалоговым окном.

Компоненты

Данные с клавиатуры вводят в  поля редактирования. Поэтому в форму  надо добавить компонент Edit – поле редактирования. Наиболее часто используемые компоненты находятся на вкладке Standard (Рис. 2). Для того чтобы добавить в форму компонент, необходимо в палитре компонентов выбрать этот компонент, щелкнув левой кнопкой мыши на его пиктограмме, далее установить курсор в ту точку формы, в которой должен быть левый верхний угол компонента, и еще раз щелкнуть левой кнопкой мыши. В результате в форме появляется компонент стандартного размера.

Размер компонента можно задать в процессе его добавления к форме. Для этого нужно после выбора компонента из палитры поместить курсор мыши в ту точку формы, где должен находиться левый верхний угол компонента, нажать левую кнопку мыши и, удерживая ее нажатой, переместить курсор в точку, где должен находиться правый нижний угол компонента, затем отпустить кнопку мыши. В форме появится компонент нужного размера.

Каждому компоненту Delphi присваивается имя, которое состоит из названия компонента и его порядкового номера. Например, если к форме добавить два компонента Edit, то их имена будут Edit1 и Edit2.

Delphi позволяет изменить размер и положение компонента при помощи мыши.

Помимо полей редактирования в  окне программы должна находиться краткая  информация о программе и назначении полей ввода. Для вывода текста в форму используют поля вывода текста – компонент Label. Значок компонента Label находится на вкладке Standard (см. рис. 2).

Следует обратить внимание на свойства этого компонента AutoSize (признак того, что размер поля определяется его содержимым) и WordWrap (признак того, что слова, которые не помещаются в строке, автоматически переносятся на следующую строку). Эти свойства нужно использовать, если поле вывода должно содержать несколько строк текста. После добавления к форме компонента Label значение свойства AutoSize равно True, т.е. размер поля определяется автоматически в процессе изменения значения свойства Caption. Если вы хотите, чтобы находящийся в поле текст занимал несколько строк, то надо сразу после добавления к форме компонента Label присвоить свойству AutoSize значение False, свойству WordWrap – значение True. Затем задать требуемый размер поля. Только после этого можно ввести в свойство Caption текст, который должен быть выведен в поле.

Последнее, что надо сделать  на этапе создания формы – добавить в форму командные кнопки (например, Вычислить или Завершить) – компонент Button (см. рис. 2).

Событие и  процедура его обработки

Щелчок на изображении  командной кнопки – это пример того, что в Windows называется событием. Событие (Event) – это то, что происходит во время работы программы. В Delphi каждому событию присвоено имя. Например, щелчок кнопкой мыши – это событие OnClick, нажатие клавиши клавиатуры – OnKeyPress.

Чтобы приступить к созданию процедуры обработки события, надо сначала выбрать компонент, для  которого создается процедура обработки события. Затем в окне Object Inspector выбрать вкладку Events (События).  
В левой колонке вкладки перечислены имена событий, которые может воспринимать выбранный компонент. Если для события написана процедура его обработки, то в правой колонке выводится имя этой процедуры (рис. 3, а).

а б

Рис. 3

 

Для того чтобы создать  процедуру обработки события, нужно  сделать двойной щелчок мышью  в поле имени процедуры обработки  соответствующего события. В результате этого откроется окно редактора кода, в которое будет добавлен шаблон процедуры события. Сюда можно печатать инструкции (операторы), реализующие функцию обработки события (рис. 3, б).

Редактор кода предоставляет программисту большой набор шаблонов: объявления массивов, классов, функций, процедур; инструкций (операторов) выбора (if, case), циклов (for, while, repeat). Для того чтобы в процессе набора текста программы воспользоваться шаблоном кода и вставить его в текст программы, нужно нажать комбинацию клавиш <Ctrl> + <J> и из появившегося списка выбрать нужный шаблон. Выбрав в списке шаблон, нужно нажать <Enter>, и шаблон будет вставлен в текст программы.

Сохранение  проекта

Проект – это набор  файлов, используя которые компилятор создает исполняемый файл программы (ехе-файл). В простейшем случае проект состоит из файла описания проекта (dof-файл), файла главного модуля (dpr-файла), файла ресурсов (res-файла), файла описания формы (dfm-файла), файла модуля формы, в котором находятся основной код приложения, в том числе процедуры обработки событий на компонентах формы (pas-файл), файл конфигурации (cfg-файл).

Чтобы сохранить проект, нужно из меню File выбрать команду Save All (сохранить все). Обратите внимание на то, что имена файлов модуля (pas-файл) и проекта (dpr-файл) должны быть разными. Имя генерируемого компилятором исполняемого файла совпадает с именем проекта. Поэтому файлу проекта следует присвоить такое имя, которое, по вашему мнению, должен иметь исполняемый файл программы, а файлу модуля – какое-либо другое имя, например, полученное путем добавления к имени файла проекта порядкового номера модуля. Так как проект представляет собой набор файлов, то рекомендуется для каждого проекта создавать отдельную папку.

В качестве первого примера  рассмотрим проект, созданный для  вычисления простейшего выражения   y = ax + b.

Форма для вычисления выражения  y = ax + b  содержит три окна Edit, пять полей Label, две кнопки Button (рис. 4).

В окна Edit1, Edit2, Edit3 в процессе работы программы вводятся значения коэффициентов a, b и переменной х. В поле Label1 выводится значение переменной у. Щелчок по кнопке Выполнить приводит к выполнению программы, то есть умножает содержимое поля Edit1 на содержимое  поля Edit3, прибавляет содержимое поля Edit2 и выводит результат в поле Label1. Кнопка Завершить завершает выполнение программы.

В табл. 1 приведены свойства полей, окон и кнопок. Показаны только те свойства, которые были изменены.

Таблица 1

Поле

Свойство

Значение свойства

Edit1, Edit2, Edit3

Text

Пустое поле

Label1

AutoSize

False

Caption

Пустое поле

Label2

Caption

a

Label3

Caption

b

Label4

Caption

x

Label5

Caption

y

Button1

Caption

Выполнить

Button2

Caption

Завершить


 

Текст программы приведен в листинге 1. Обычным шрифтом показан шаблон, создаваемый Delphi, жирным шрифтом выделены инструкции, написанные программистом.

 

unit Primer1; Листинг 1

 

interface

 

uses

  Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,

  Dialogs, StdCtrls;

 

type

  TForm1 = class(TForm)

    Edit1: TEdit;

    Edit2: TEdit;

    Edit3: TEdit;

    Label1: TLabel;

    Label2: TLabel;

    Label3: TLabel;

    Label4: TLabel;

    Label5: TLabel;

    Button1: TButton;

    Button2: TButton;

    procedure Button1Click(Sender: TObject);

    procedure Button2Click(Sender: TObject);

  private

    { Private declarations }

  public

    { Public declarations }

  end;

 

var

  Form1: TForm1;

 

implementation

 

{$R *.dfm}

 

// нажатие кнопки Выполнить

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

var

   a,b,x,y:real;

begin

   // получить исходные  данные из полей ввода

   a:=StrToFloat(Edit1.Text);

   b:=StrToFloat(Edit2.Text);

   x:=StrToFloat(Edit3.Text);

 

   //вычисления

   y:=a*x+b;

 

   // вывод результата

   label1.Caption:=FloatToStrF(y,ffFixed,6,3);

end;

 

// нажатие кнопки Завершить

procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);

begin

   Form1.Close;

end;

 

end.


 

Процедура TForm1.Button1Click(Sender: TObject) образуется при двойном щелчке в поле имени события OnClick в окне Object Inspector (вкладка Events).

В этой процедуре используются переменные a, b, x, y типа real. Они описаны после заголовка процедуры.

В теле процедуры (между словами  begin и end) сначала необходимо перевести исходные данные из полей ввода (строковые переменные) в переменные типа real:

a:=StrToFloat(Edit1.Text);  b:=StrToFloat(Edit2.Text); x:=StrToFloat(Edit3.Text);

Затем вычисляется выражение y:=a*x+b.

Результат присваивается  свойству Caption поля Label1:

label1.Caption:=FloatToStrF(y,ffFixed,6,3);

Функция FloatToStrF преобразует переменную типа real в строковую переменную и имеет 4 параметра: имя переменной; параметр, обозначающий, что переменная будет выводиться в виде числа с фиксированной запятой; общее количество знаков (включая знак числа); количество цифр после запятой.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Программирование и комьпютеры"