Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 17:19, реферат
Для того, чтобы в ряде случаем можно было «обойти» ограничения, наложенные Департаментом обороны США, некоторые специальные службы (например, береговая охрана США) установили сеть фиксированных т.н. «дифференциальных» радиобуев. Каждый из них постоянно регистрирует сигналы GPS-спутников и сравнивает рассчитанные координаты со своим известным постоянным местоположением. Вычисленная таким образом ошибка передается радиобуем на фиксированной частоте (обычно в 2-х метровом диапазоне) в виде специального сигнала. Если этот сигнал поймать с помощью дополнительного т.н. «дифференциального» приемника, подключенного к GPS-навигатору, то последний может внести соответствующую поправку и определить координаты с точностью около 1 метра.
СПУТНИКОВАЯ НАВИГАЦИЯ
Дифференциальная GPS
Для того, чтобы в ряде случаем можно было «обойти» ограничения, наложенные Департаментом обороны США, некоторые специальные службы (например, береговая охрана США) установили сеть фиксированных т.н. «дифференциальных» радиобуев. Каждый из них постоянно регистрирует сигналы GPS-спутников и сравнивает рассчитанные координаты со своим известным постоянным местоположением. Вычисленная таким образом ошибка передается радиобуем на фиксированной частоте (обычно в 2-х метровом диапазоне) в виде специального сигнала. Если этот сигнал поймать с помощью дополнительного т.н. «дифференциального» приемника, подключенного к GPS-навигатору, то последний может внести соответствующую поправку и определить координаты с точностью около 1 метра. В последнее время такие службы получают все большее распространение в западных странах, однако их услуги часто бывают платными.
Современное состояние
В настоящее время работают или
готовятся к развёртыванию
NAVSTAR (GPS)
Принадлежит министерству обороны
США, что считается другими
ГЛОНАСС
Глобальная навигационная
Принадлежит министерству обороны
России. Является попыткой восстановить
функционировавшую с 1982 года советскую
систему. Находится на этапе повторного
развёртывания спутниковой
Основой системы должны являться 24 спутника, движущихся над поверхностью Земли в трёх орбитальных плоскостях с наклонением 64,8° и высотой 19100 км. Принцип измерения аналогичен американской системе навигации NAVSTAR.
Бэйдоу
Развёртываемая в настоящее время Китаем подсистема GNSS, предназначенная для использования только в этой стране. Особенность – небольшое количество спутников, находящихся на геостационарной орбите.
Galileo
Европейская система, находящаяся на этапе создания спутниковой группировки.
IRNSS
Индийская навигационная спутниковая система, в состоянии разработки. Предполагается для использования только в этой стране. Запуск первого спутника ожидается в 2009 году.
Создание карт для навигационных систем
Компания Navteq Corporation была образована
в 1985 году и уже через девять лет
начала поставлять свой софт для «заводских»
навигационных систем – первым потребителем
стала компания BMW. Сейчас продукцию
Navteq покупают, например, для «конвейерной»
установки на автомобили Chrysler и Mercedes,
ею пользуются интернет-ресурсы (в частности,
Google Maps), а самым известным
Процесс создания электронной карты
для навигационного устройства включает
в себя несколько этапов. Сначала
у геодезистов покупают картоснову
– подробную карту местности
с обозначением населенных пунктов
и отображением автомобильных дорог.
Затем начинается процесс ее адаптации
к автомобильным нуждам: специально
экипированная бригада
За один рабочий день экипажу удается «прорисовать» от 70 до 100 км городских дорог или около 300 км пригородных трасс, причем фактический пробег получается куда большим: геоаналитику надо зафиксировать все проезжие участки, а широкие проспекты и бульвары приходится проезжать в обоих направлениях. В итоге накапливается огромный массив данных, которые потом обрабатываются в аналитическом центре. Повторное «сканирование» местности проводится по мере появления новых дорог, а старые объезжаются приблизительно раз в год, но заказчики получают обновленные версии карт ежеквартально: исправление ошибок производится главным образом по сигналам пользователей. Но до них обновленные релизы доходят как минимум через два-три месяца после анонса.
Почему? Во-первых, нужно адаптировать
карту под «железо» и фирменные
стандарты подачи информации: цветовую
схему, звуковое сопровождение и
т.д. Во-вторых, между самим продуктом
и его потребителем есть немало посредников,
претендующих на свой кусок пирога.
Иной раз диски с «фирменной»
картографией для штатных навигационных
систем появляются с задержкой до
восьми месяцев! Неудивительно, что
на фоне такой нерасторопности
Рисунок 7
Системы спутниковой навигации ГЛОНАСС и GPS
Система Глонасс предназначена для глобальной оперативной навигации приземных подвижных объектов. СРНСС разработана по заказу Министерства Обороны. По своей структуре Глонасс так же, как и GPS, считается системой двойного действия, то есть может использоваться как в военных, так и в гражданских целях.
Система в целом включает в себя три функциональные части (в профессиональной литературе эти части называются сегментами).
космический сегмент, в который входит орбитальная группировка искусственных спутников Земли (иными словами, навигационных космических аппаратов);
сегмент управления, наземный комплекс управления (НКУ) орбитальной группировкой космических аппаратов;
аппаратура пользователей
Из этих трёх частей последняя, аппаратура
пользователей, самая многочисленная.
Система Глонасс является беззапросной,
поэтому количество потребителей системы
не имеет значения. Помимо основной
функции – навигационных
В системе Глонасс в качестве радионавигационной опорной станции используются навигационные космические аппараты (НКА), вращающиеся по круговой геостационарной орбите на высоте ~ 19100 км. Период обращения спутника вокруг Земли равен, в среднем, 11 часов 45 минут. Время эксплуатации спутника – 5 лет, за это время параметры его орбиты не должны отличаться от номинальных значений больше чем на 5%. Сам спутник представляет собой герметический контейнер диаметром 1,35 м и длиной 7,84 м, внутри которого размещается различного рода аппаратура. Питание всех систем производится от солнечных батарей. Общая масса спутника – 1415 кг. В состав бортовой аппаратуры входят: бортовой навигационный передатчик, хронизатор (часы), бортовой управляющий комплекс, система ориентации и стабилизации и так далее.
Сегмент наземного комплекса управления
системы ГЛОНАСС выполняет
эфемеридное и частотно-временное обеспечение;
мониторинг
радиотелеметрический
командное и программное радиоуправление НКА.
Для синхронизации шкал времени
различных спутников с
Наземный сегмент обеспечивает
эфемеридное обеспечение
Американская система GPS по своим
функциональным возможностям аналогична
отечественной системе Глонасс.
Её основное назначение – высокоточное
определение координат
по космическому сегменту – Rockwell International Space Division, Martin Marietta Astro Space Division;
по сегменту управления – IBM, Federal System Company;
по сегменту потребителей – Rockwell International, Collins Avio-nics & Communication Division.
Как и система Глонасс, GPS состоит из космического сегмента, наземного командно-измерительного комплекса и сегмента потребителей.
Как было сказано выше, орбитальная группировка GPS состоит из 28 навигационных космических аппаратов. Все они находятся на круговых орбитах с периодом обращения вокруг Земли, равным 12 часам. Высота орбиты каждого спутника равна ~ 20000 км. НКА системы GPS