Понятие и особенности современного информационного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 19:17, контрольная работа

Краткое описание

В нестоящее время мы находимся на этапе становления и развития глобальной информационной индустрии, которая переживает период технологической конвергенций, организационных слияний , законодательной либерализации. Эти процессы характеризуются увеличением роли знаний и правовой информации, появлением новых форм «электронной демократии» , структурными сдвигами в системе занятости и трудоустройстве.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………. 4
1.Понятие и особенности современного информационного общества ….. 5
2. Информация и ее виды. Информационный ресурс ………………………7
3. Основные задачи информатизации ……………………………………….. 9
4. Информационный рынок и его сектора …………………………………. 11
5. Понятие «система», особенности системы ………………………………. 12
Заключение …………………………………………………………………..13
Список использованных источников и литературы ………………………... 14

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по информатике.docx

— 176.85 Кб (Скачать файл)

      

ГБОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

 

 

                     Кафедра информационных  технологий в управлении

 

направление  40.03.01 «Юриспруденция»

 

на базе среднего (полного) общего и среднего профессионального образования

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Информационные технологии в юридической деятельности»

 

тема работы: «Понятие и особенности современного информационного общества»

 

Научный руководитель                                                                   Абрамова  М.В.                   

                                                                                                

                             

 

Студент 1 курса,    2 гр.                                                                 Аминова А.Ф.

 

 

 

 

Уфа 2014

СОДЕРЖАНИЕ

 
Введение   …………………………………………………………………….   4 
1. Понятие и особенности современного информационного общества …..  5                                                                       
2. Информация и ее виды. Информационный ресурс ………………………  7                             
3. Основные задачи информатизации ………………………………………..  9 
4. Информационный рынок и его сектора  ………………………………….  11 
5. Понятие «система», особенности системы ……………………………….  12

  Заключение …………………………………………………………………..   13                                                                                                    
Список использованных источников и литературы ………………………... 14                                
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Понятие « информационное общество» появилось во второй половине 1960-хгг. И стало достоянием научной общественности в 1970-е гг., когда в Японии был разработан план  создания информационного общества. 

Под информационном обществом понимается такое общество , в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становится знание , полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению работать с ней, а сам обмен  информацией не имеет ни современных , ни пространственных , ни политических границ.

Важную для нашей страны типологию общества и государства предложил Л.Г. Морган, К. Марск, Ф.Энгельс, и В.И. Ленин. Они выделяли первобытные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и коммунистические общества. Следует также упомянуть концепцию развития общества, выдвинутую  в 60-е гг., 20 века социальным исследователем Д.Белом. Суть ее состоит в ом что человеческое общество последовательно проходит три стадии, которые соответствуют  трем типам общества - доиндустриальный, индустриального , постиндустриального. 

Концепция информационного общества является как раз разновидностью теории постиндустриального общества , базу которой заложил З.Бжезинский ,д. Белл , О. Тоффлер.

          Рассматривая общественное развитие как “смену стадий”, сторонники теории информационного общества связывают его становление с доминированием “четвертого”, информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом утверждается, что капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе. Революционизирующее действие информационной технологии приводит к тому, что в информационном обществе классы заменяются социально недифференцированными “информационными сообществами” (Е.Масуда). Традиционным громоздким корпорациям Тоффлер противопоставляет “малые” экономические формы - индивидуальную деятельность на дому, “электронный коттедж”. Они включены в общую структуру информационного общества с его “инфо-”, “техно-” и другими сферами человеческого бытия. Выдвигается проект “глобальной электронной цивилизации” на базе синтеза телевидения, компьютерной службы и энергетики - “телекомпьютерэнергетики” (Дж. Пелтон). “Компьютерная революция” постепенно приводит к замене традиционной печати “электронными книгами”, изменяет идеологию, превращает безработицу в обеспеченный досуг (Х.Эванс). Социальные и политические изменения рассматриваются в теории информационного общества как прямой результат “микроэлектронной революции”. Перспектива развития демократии связывается с распространением информационной техники. Тоффлер и Дж. Мартин отводят главную роль в этом телекоммуникационной “кабельной сети”, которая обеспечит двустороннюю связь граждан с правительством, позволит учитывать их мнение при выработке политических решений. Работы в области “искусственного интеллекта” рассматриваются как возможность информационной трактовки самого человека. Концепция информационного общества вызывает критику со стороны гуманистически ориентированных философов и ученых, отмечающих несостоятельность технологического детерминизма, указывающих на негативные последствия компьютеризации общества.  

В нестоящее время мы находимся на этапе становления и развития глобальной информационной индустрии, которая переживает период технологической конвергенций, организационных слияний , законодательной либерализации. Эти процессы характеризуются увеличением роли знаний и правовой информации, появлением новых форм «электронной демократии» , структурными сдвигами в системе занятости и трудоустройстве. 

 

 

 

 

  1. Понятие и особенности информационного общества

Информационное общество — теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания. Отличительные черты:

  • увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
  • возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
  • нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
  • создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

В конце 20 в. термины информационное общество и информатизация прочно заняли свое место, причём не только в лексиконе специалистов в области информации, но и в лексиконе политических деятелей, экономистов, преподавателей и ученых. В большинстве случаев это понятие ассоциировалось с развитием информационных технологий и средств телекоммуникации, позволяющих на платформе гражданского общества (или, по крайней мере, декларированных его принципов) осуществить новый эволюционный скачок и достойно войти в следующий, 21-й век уже в качестве информационного общества или его начального этапа.

 
       В отличие от революций, происходящих в человеческом обществе, каждый информационный "скачок" вперед не уничтожал, а вбирал в себя и усовершенствовал достижения предыдущих этапов. 
         Основные характеристики информационного общества определяются по следующим критериям.

  • Технологический: ключевой фактор — информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.
  • Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.
  • Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.
  • Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.
  • Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

      Коммуникация представляет собой «ключевой элемент информационного общества». 
       Говоря об информационном обществе, его следует принимать не в буквальном смысле, а рассматривать как ориентир, тенденцию изменений в современном обществе. Эта модель ориентирована на будущее, но в развитых странах уже сейчас можно отметить целый ряд вызванных информационными технологиями изменений, которые подтверждают концепцию информационного общества. Среди этих изменений можно выделить следующее:

  • структурные изменения в экономике, особенно в сфере распределения рабочей силы;
  • возросшее осознание важности информации и информационных технологий;
  • растущее осознание необходимости компьютерной грамотности;
  • широкое распространение компьютеров и информационной технологии;
  • развитие компьютеризации и информатизации общества и образования;
  • поддержка правительством развития компьютерной микроэлектронной технологии и телекоммуникаций.

В свете этих изменений "информационное общество" можно определить как общество, в котором качество жизни так же как перспективы социальных изменений и экономического развития в возрастающей степени зависят от информаций и ее эксплуатации. В таком обществе стандарты жизни, формы труда и отдыха, система образования и рынок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации.

 

2. Информация и ее виды. Информационный  ресурс

Понятие, обозначаемое термином «информация», является очень емким. Оно относится к группе общенаучных категорий и занимает важное место в различных науках: физике, биологии, информатике, экономике, психологии, социологии и др. В Федеральном законе от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация определяется как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Информацией является не любое сообщение, а лишь такое, которое содержит неизвестные ранее его получателю факты. Если в полученных сведениях ничего нового для получателя нет (например, 2 умножить на 2 получается 4), то количество полученной информации будет равно нулю. И поэтому общим являются понятия данные или сведения – любые сообщения без оценки их значимости или полезности для потребителя.

Информацию различают по отраслям знаний: техническая, экономическая, биологическая и.т.п.

 
        Одна из важнейших разновидностей информации – экономическая информация. Она непосредственно связана с управлением коллективами людей, производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ и услуг. Экономическая информация включает сведения о составе трудовых, материальных и денежных ресурсов и состоянии объектов управления на определенный момент времени.

Информация приобретает черты экономического блага и обращается в экономике как ресурс, используемый в процессе хозяйственной деятельности, а также как товар (информационные товары, услуги). 
С наиболее общих позиций информационный ресурс может быть определен как совокупность накопленной информации, зафиксированной на материальном носителе в любой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве для решения научных, производственных, управленческих и других задач. Информационный ресурс имеет вид книг, журналов, файлов, фотографий, отчетов, дневников и т.д. 
Информационные ресурсы характеризуются:

  • тематикой (общественно-политическая, научная, техническая, правовая, экономическая и т.д.);
  • формой собственности (государственная, муниципальная, частная);
  • доступностью (открытая, секретная, ограниченного использования);
  • формой представления (текстовая, изобразительная, звуковая);
  • носителем (бумажный, электронный).

Использование информационных ресурсов сопровождало деятельность человека, в том числе и экономическую, и раньше, однако к настоящему времени их роль и значение неизмеримо увеличились. Информационные ресурсы занимают все более значимое положение в ряду с другими ресурсами предприятия, отрасли и национальной экономики в целом.

 
     К информационным продуктам и услугам относят: базы данных, программное обеспечение, образовательные услуги, консультирование, результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и пр. Эти продукты и услуги обмениваются на информационном рынке и отличаются многочисленными особенностями, как на стадиях разработки, производства, так и на этапе обращения.

 
        Для принятия правильных решений хозяйствующим субъектам необходим доступ к соответствующим информационным ресурсам. Здесь речь может идти о самых разных источниках, доступных в условиях рыночных отношений, в том числе и таких, за пользование которыми приходится платить, немалы деньги. 
      По источникам формирования и отношению к конкретной организации информационные ресурсы могут быть разделены на внутренние и внешние. К внутренним ресурсам относится информация, которая создается в процессе функционирования организации и формируется специалистами различных ее подразделений (например, отчетность). К внешним информационным ресурсам относятся сведения о состоянии внешней среды, в которой действует организация (например, средства массовой информации - СМИ).

Информация о работе Понятие и особенности современного информационного общества