Проектирование ПИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 14:12, практическая работа

Краткое описание

Эргономика (от др.-греч. ἔργον — работа и νόμος — «закон») — в традиционном понимании — наука о приспособлении должностных обязанностей, рабочих мест, предметах и объектах труда,а также компьютерных программ для наиболее безопасного и эффективного труда работника, исходя из физических и психических особенностей человеческого организма.

Вложенные файлы: 1 файл

Московский Государственный Университет Приборостроения и Информатики.ppt

— 453.00 Кб (Скачать файл)

Московский  Государственный Университет Приборостроения  и Информатики 

Презентация  по эргономике

 на тему: 

Проектирование  ПИ 

Выполнил 

студент гр. ИТ-6 2 курс

Барыльников К.Ю.  

Москва 2012

Эргономика 

  • Эргономика (от  др.-греч. ἔργον — работа и  νόμος — «закон») — в традиционном  понимании — наука о приспособлении  должностных обязанностей, рабочих  мест, предметах и объектах труда,а  также компьютерных программ  для наиболее безопасного и  эффективного труда работника, исходя  из физических и психических  особенностей человеческого организма.
  • ПИ – пользовательский интерфейс (UI — англ. user interface) — разновидность интерфейсов, в котором одна сторона представлена человеком (пользователем), другая — машиной/устройством. Представляет собой совокупность средств и методов, при помощи которых пользователь взаимодействует с различными, чаще всего сложными, машинами, устройствами и аппаратурой.

Важность пользовательского  интерфейса 

Качественно сделанное  ПИ может значительно повысить  следующие показатели:

  • скорость работы пользователей
  • количество человеческих ошибок
  • скорость обучения
  • субъективное удовлетворение (относится непосредственно к внешнему виду ПО)
 

Если программа  скупа на информацию, скрывает  результаты своей работу, заставляет  пользователя искать, где находятся  простейшие функции, и винит его  в своих собственных неудачах, то пользователю она точно  не понравится. Это не зависит  от того, насколько находчивой, представительной, метафоричной, наполненной содержанием  или персонализированной она  будет. 

Этапы проектирования ПИ 

Все проектирование  ПИ основано на USD технологии (интересы  по­льзователя превыше всего) и  включает в себя следующие  основные этапы:

  • постановка задачи.
  • прототипирование.
  • испытание программного продукта.
  • повторное выполнение этапов разработки. 
  • оценка потребительских свойств в процессе разработки.

В дальнейшем рассмотрим  каждый процесс в отдельности 

Постановка задачи проектирования ПИ или первоначальное проектирование. 

Первый этап в  проектирование в основном направлен  на сбор информации о будущей  системе, на этом этапе необходимо:

  • определить цели и задачи продукта.
  • установить потенциальных пользователей продукта, их задачи, намерения, цели. Необходимо учитывать возраст и пол пользователей, их знания и опыт, возможные физические ограничения, специальные потребности.
  • продумать структуру приложения и метафоры, которые могут быть в нем использованы.

Цели и задачи продукта 

На первом этапе  необходимо определить функциональность  будущей системы. Это исключительно  важный этап, поскольку именно  функциональность будет определять  весь интерфейс (в основном это  задача важна для разработки  системы. С точки зрения интерфейса  программы есть смысл определить  иерархию функций для возможности  дальнейшей группировки функций  программы)

Стоит учесть, что  обычно есть несколько разных  способов реализации функции (например  в ОС Windows есть 4 способа удалить  один файл). Анализ действий пользователей  позволяет определить, какой именно  способ следует предпочесть. Поскольку  на этом этапе мы узнаём, какая  именно функциональность нужна  для каждого варианта, можно избрать  верный путь по правилу «чем  меньше действий требуется от  пользователя, тем лучше» (благо  компьютер есть, прежде всего, великое  средство автоматизации). Не стоит  забывать и про другое правило: чем меньше функций, тем легче  их сделать.

Выделенные на этом  этапе функции можно разделить  на низкоуровневые и высокоуровневые  функции. Существует два принципиально  разных подхода к определению  функциональности системы. При первом  подходе система снабжается максимальным  количеством функций, при этом  результаты многих из них являются  суммой результатов других функций. При другом подходе все составные  функции (метафункции) из системы  изымаются. Ярким представителем

первого подхода  является Corel PhotoPaint, не менее ярким  представителем

другого – Adobe PhotoShop. Изображения представлены на  следующих слайдах.

Интерфейс содержит только низкоуровневые функции 

Окно программы PhotoShop 4, со всеми интерфейсными элементами (влезло

всё).

Интерфейс содержит не только низкоуровневые функции, но высокоуровневые 

Окно программы PhotoPaint 9 со всеми интерфейсными элементами, которые можно вывести одновременно (многое не влезло).

Сравнение интерфейсов содержащего только низкоуровневые функции и интерфейса, содержащего как низкоуровневые так высокоуровневые функции 

Оба подхода имеют  как недостатки, так и достоинства. Подход, при котором количество  функций ограничено, позволяет упрощать  интерфейс, но при этом требует  от пользователя понимать, как  из многих низкоуровневых функций  «собирать» функции более сложные. Подход, при котором помимо низкоуровневых  функций есть высокоуровневые, позволяет  потенциально обеспечивать большую  скорость работы (за счет отсутствия  пауз между низкоуровневыми функциями), но зато требует от пользователя  знаний о том, где эти высокоуровневые  функции найти и как с ними  работать, при этом они перегружают  интерфейс.

Судя по всему, людям  больше нравится пользоваться  низкоуровневыми функциями, поскольку  это позволяет добиваться более  тонких и предсказуемых результатов. С другой стороны, доказательств  этого не так уж много (сам  факт того, что PhotoShop продается лучше, чем PhotoPaint, говорит не так уж  о многом). Таким образом, выбор  подхода не слишком прост. С  другой стороны, остается возможность  компромисса: всегда можно включить  в систему средства автоматизации, чтобы пользователи получали  возможность создавать (и распространять) свои метафункции, каковой подход  как раз и применен в PhotoShop. Я полагаю, что это оптимальный  подход.

Анализ потенциальных  пользователей продукта 

Исходя из того  на какого рода пользователей(опытный  пользователь ПК или начинающий) ориентирован продукт можно сделать  выводы о необходимом количестве  справочной информации в программе  и методология обучения её  будущих пользователей.

На этом шаге  определяется некоторые основные  качества ПИ:

  • естественность (интуитивность). Работа с системой не должна вызывать у пользователя сложностей в поиске необходимых директив (элементов интерфейса) для управления процессом решения поставленной задачи
  • дружественность. Пользователи часто изучают работу программы методом проб и ошибок. На каждом этапе работы ПИ должен предлагать пользователю только соответствующий шагу задания набор выбора действия, предупреждать пользователя о действиях, которые могут привести к повреждению данных, давать возможность отмены или исправления действий. Важен принцип обратной связи, когда на каждое свое действие пользователь получает визуальное или звуковое подтверждение или сообщение.
  • непосредственный доступ к системе помощи. В процессе работы необходимо, чтобы система обеспечивала пользователя необходимыми инструкциями. Система помощи отвечает трем основным аспектам — качество и количество обеспечиваемых команд; характер сообщений об ошибках и подтверждения того, что система делает. Сообщения должны  быть полезны и понятны пользователю.
  • гибкость. Насколько хорошо интерфейс системы может обслуживать пользователя с различными уровнями подготовки? Для неопытных пользователей интерфейс может быть организован как иерархическая структура меню, а для опытных пользователей как команды, комбинации нажатий клавиш и параметры.

Каждое из этих  качеств требует значительное  время и трудозатраты в разработке, задача этого шага определить  баланс между необходимой и  избыточной информацией. Чем опытней  пользователей тем меньше информации  необходимо указывать в справке. 

Создание структуры приложения


Информация о работе Проектирование ПИ