Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 20:45, дипломная работа
Разработка и внедрение автоматизированной системы для тестирования позволила упростить процедуру, сократить время студентов и преподавателей, избежать ошибок в подсчете результатов.
Во время выполнения данной работы требовалось решить следующие задачи:
разработать техническое задание (ТЗ) на автоматизированную систему (АС);
разработать и реализовать АС;
провести внедрение АС.
Введение 3
Глава 1.Описание предметной области и содержательная постановка задачи 4
1.1. Описание предметной области 4
1.2. Содержательная постановка задачи 8
Глава 2. Технческое задание 9
2.1 Описание технических требований 9
2.2. Описание требований к интерфейсу 9
2.3. Дополнительные требования 10
Глава 3. Практическая разработка автоматизированной системы 11
3.1. Этапы разработки 11
3.2. Функциональная модель 13
3.3. Обоснование выбора в качестве среды программирования MS Visual Basic 6.0 15
Глава 4. Описание автоматизированной системы 17
4.1. Состав автоматизированной системы 17
4.2. Описание функциональных возможностей 17
4.3. Ограничения 18
Заключение 20
Список используемой литературы 21
Приложения. 22
Приложение 1. Техническое задание. 22
Приложение 2. Экранные формы 28
Приложение 3. Листинги модулей. 31
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Нижегородский государственный университет им. Лобачевского
Факультет вычислительной математики и кибернетики
Кафедра информатики
и автоматизации научных
Дипломная работа
на тему:
«Проектирование и разработка автоматизированной системы
для проверки знаний студентов»
Выполнил студент группы 861
Коршунов В.Е.
Научный руководитель:
доцент кафедры ИАНИ, к.т.н.
Фомина И.А.
Допущен к защите в ГАК
зав.кафедрой ИАНИ, д.т.н.
Батищев Д.И.
Нижний Новгород
2010
Содержание:
Вопрос качества знаний и обучения неотделим от вопроса контроля. В практике основными формами контроля традиционно являлись опросы, домашние задания, курсовые и контрольные работы, письменные и устные экзамены. В последнее время все более активно внедряется такая форма контроля, как тестирование[1]. Тестирование проводится в детских дошкольных учреждения, школах, высших учебных заведениях.
Темой дипломной работы является «Проектирование
и разработка автоматизированной системы
для проверки знаний». Данная тема была
выбрана в следствии
Во время выполнения данной работы требовалось решить следующие задачи:
В дипломной работе рассмотрены следующие вопросы разработки АС:
Как было отмечено во введении, такая форма контроля знаний, как тестирование получает в данный момент широкое распространение.
Существует адаптивное тестирование, когда вначале задается вопрос легкой или средней сложности. При правильном ответе дается более сложный вопрос, при неправильном уровень сложности следующего вопроса будет более низким. Процесс продолжается до тех пор, пока система тестирования не определит уровень знаний кандидата.
Адаптивное тестирование более сложно для реализации, как в программной части, так и в методологической (подбор вопросов, их упорядочивание по сложности).
Наибольшее распространение
Виды тестовых заданий:
У тестирования есть свои плюсы и свои минусы. К минусам можно отнести:
- данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов;
- тест не позволяет проверять
и оценивать высокие,
- широта охвата тем в
- обеспечение объективности и
справедливости теста требует
принятия специальных мер по
обеспечению
- в тестировании присутствует элемент случайности. Например, учащийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе.
Плюсы перевешивают минусы:
- тестирование является более
качественным и объективным
- тестирование — более
- тесты это более объёмный инструмент, поскольку тестирование может включать в себя задания по всем темам курса, в то время как на устный экзамен обычно выносится 2-4 темы, а на письменный — 3-5. Это позволяет выявить знания учащегося по всему курсу, исключив элемент случайности при вытаскивании билета. При помощи тестирования можно установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам;
- тест это более точный инструмент, так, например, шкала оценивания теста из 20 вопросов, состоит из 20 делений, в то время, как обычная шкала оценки знаний — только из четырёх;
- тестирование более эффективно
с экономической точки зрения.
Основные затраты при тестирова
- тестирование — это более
мягкий инструмент, они ставят
всех учащихся в равные
Проводится традиционное тестирование с заданиями с выбором одного правильного ответа и в Нижегородской государственной медицинской академии.
Нижегородская государственная медицинская академия (НижГМА) созданная в 1920 году как факультет университета, восприняла классические основы отечественного медицинского образования, которые бережно сохраняет на протяжении своей 85-летней истории.
Академия является центром лечебно-
Для реализации стратегических целей Нижегородская государственная медицинская академия в области образовательной деятельности:
В настоящее время разные факультеты и кафедры НижГМА проводят тестирование самостоятельно с помощью бумажных носителей, что вызывает трудность в расчете результатов и возможность ошибки при проверке, сложность при поиске предыдущих результатов и анализе динамики успеваемости.
Для решения перечисленных проблем
была поставлена задача: на основе имеющейся
материальной базы разработать автоматизированную
систему для проверки знаний студентов
позволяющей проводить
Полностью оформленное по ГОСТ 34.602-89 (стандарты на АС и на ТЗ на создание АС [5]) техническое задание в приложении 1. Ниже описаны пожелания и требования заказчика на основе которых и было разработано ТЗ.
На первом этапе были сформированы
следующие технические
- работа на любом компьютере, как на старых OC Microsoft Windows 98, Windows 2000, так и на современных Windows XP, Windows Vista;
- запуск с сетевых дисков;
- простота установки и запуска программы;
- настройки программы хранятся в конфигурационном файле
- возможность после
- вывод отчета по тестированию с выставлением оценки за тест
- хранение протоколов тестирования
- добавление в протокол
На первом этапе так же были сформированы следующие требования к интерфейсу системы:
2.3. Дополнительные требования
После представления рабочего прототипа программы были добавлены пожелания:
Так как проект оценивался как небольшой, то проводить тщательный анализ плюсов и минусов из имеющихся технологий разработки (RUP, CDM, CDM Fast track, MSF, XP) смысла не имело.
Наиболее подходящей была выбрана Rational Unified Process (RUP) — методология разработки программного обеспечения, созданная компанией Rational Software.
В основе RUP лежат следующие основные принципы:
Жизненный цикл разработки
RUP использует итеративную модель разработки. В конце каждой итерации (в идеале продолжающейся от 2 до 6 недель) проектная команда должна достичь запланированных на данную итерацию целей, создать или доработать проектные артефакты и получить промежуточную, но функциональную версию конечного продукта. Итеративная разработка позволяет быстро реагировать на меняющиеся требования, обнаруживать и устранять риски на ранних стадиях проекта, а также эффективно контролировать качество создаваемого продукта.