Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 23:02, дипломная работа
Целью данной работы является автоматизация ведения врачом МОУ СОШ №44 документации, необходимой для учета состояния здоровья учащихся.
Для решения поставленных задач использовались методы научного исследования: изучение и анализ литературы и нормативных документов; беседы с учителями школ, школьным врачом и администрацией, по проблеме исследования для выяснения процессов, подлежащих автоматизации; систематизации; проектирование; моделирование; тестирование БД; анкетирование школьного врача МОУ СОШ №44.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
Проанализировать предметную область деятельности школьного врача.
Провести сравнительную характеристику программных продуктов для автоматизации ведения документации школьным врачом.
Разработать базу данных для школьного врача, которая позволит автоматизировать ведение документации, необходимой для учета состояния здоровья учащихся.
Рис. 17. Схема проектирования БД.
Процесс проектирования БД очень трудоемок, он требует много времени на сбор информации о создаваемом проекте и его анализе. Создание и внедрение в практику современных баз данных выдвигает новые задачи проектирования, которые невозможно решать традиционными приемами и методами. Проектирование баз данных выделяют как отдельное, самостоятельное направление. От того, насколько успешны будут решены задачи проектирования базы данных на разных этапах, зависит эффективность функционирования БД, ее жизнеспособность и возможность расширения и дальнейшего развития.
Методология проектирования БД описывает процесс создания и сопровождения БД в виде жизненного цикла (ЖЦ). БД, представляя его как некоторую последовательность стадий и выполняемых на них процессов [9]. Для каждого этапа определяются состав и последовательность выполняемых работ, получаемые результаты, методы и средства, необходимые для выполнения работ, роли и ответственность участников и т.д. Такое формальное описание ЖЦ БД позволяет спланировать и организовать процесс коллективной разработки и обеспечить управление этим процессом.
Жизненный цикл БД можно представить как ряд событий, происходящих с системой в процессе ее создания и использования [9].
Модель жизненного цикла отражает различные состояния системы, начиная с момента возникновения необходимости в данной БД и заканчивая моментом ее полного выхода из употребления. Модель жизненного цикла - структура, содержащая процессы, действия и задачи, которые осуществляются в ходе разработки, функционирования и сопровождения программного продукта в течение всей жизни системы, от определения требований до завершения ее использования [9].
В настоящее время известны и используются определенные модели жизненного цикла [9].
Рис. 19. Поэтапная модель с промежуточным контролем
Рис. 20. Спиральная модель ЖЦ БД
Следует отметить, что каскадный подход хорошо зарекомендовал себя при построении относительно простых БД, когда в самом начале разработки можно достаточно точно и полно сформулировать все требования к системе.
На данный момент используется большое количество подходов к проектированию БД. Важнейшими из подходов являются структурный (функциональный), объектно-ориентированный, и отдельно выделяют методология ARIS [30].
Структурный подход. Сущность данного подхода заключается в ее разбиении на автоматизированные функции: система разбивается на функциональные подсистемы, которые в свою очередь делятся на подфункции, подразделяемые на задачи и т.д.
В качестве структурного анализа и проектирования, наиболее распространены следующие нотации:
Модели SADT (IDEF0) наиболее удобны при построении функциональных моделей. Они наглядно отражают функциональную структуру объекта: производимые действия, связи между этими действиями. Таким образом, четко прослеживается логика и взаимодействие процессов организации.
DFD позволяет проанализировать информационное пространство системы и используется для описания документооборота и обработки информации. Поэтому диаграммы DFD применяют в качестве дополнения модели бизнес-процессов, выполненной в IDEF0.
IDEF3 хорошо приспособлен для сбора данных, требующихся для проведения анализа системы с точки зрения рассогласования/согласования процессов во времени.
Что касается IDEF1X, наряду со многими достоинствами, существенным недостатком является невозможность адекватно и полно описать предметную область. Поэтому, код клиентского приложения, генерируемый в дальнейшем на основе информации о структуре БД, не позволяет построить эффективное приложение со сложной бизнес – логикой. Это вызвано тем, что данные для хранения в БД необходимо представить в таблицах, к структуре которой предъявляются требования нормализации.
Объектно-ориентированный подход. В настоящее время объектный подход стал особенно популярен и характеризуется разработчиками как универсальное средство проектирования. Однако методология применения UML на этапах анализа и проектирования описана достаточно слабо.
UML предоставляет средства
для создания визуальных
Методология ARIS. Определяет принципы моделирования различных аспектов деятельности организаций, основывается на концепции интеграции, предлагающей целостный взгляд на бизнес-процессы, и представляет собой множество различных методологий, интегрированных в рамках единого системного подхода.
К преимуществам методологии ARIS относят следующие:
В данной работе предметом нашего исследования является каскадная модель, так как данная модель предлагает разработку законченных продуктов на каждом этапе: технического задания, технического проекта, программного продукта и пользовательской документации. Разработанная документация позволяет не только определить требования к продукту следующего этапа, но и определить обязанности сторон, объем работ и сроки, при этом окончательная оценка сроков и стоимости проекта производится на начальных этапах, после завершения обследования.
Выводы по первой главе
В практике работы каждого врача возникает достаточно много вопросов, для решения которых требуется применение информационных и коммуникационных технологий. Базы данных в медицине используются для различных целей. Например, в деятельности школьного врача их используют для заполнения медицинской карты и формирования отчетов.
Современная российская школа должна обеспечить все условия для формирования здоровья школьников. Наряду с формированием у учащихся умений и навыков здорового образа жизни, необходимо воспитывать у молодого поколения сознательное и ответственное отношение к сохранению и укреплению здоровья [21].
Гигиеническое обучение и воспитание является важным условием сохранения и укрепления здоровья и должно носить комплексный и непрерывный характер, побуждать учащихся к активным и сознательным действиям, направленных на [21]:
- улучшение собственного физического и психического здоровья;
- отказ от поведения, нанесенного вред своему здоровью и здоровью окружающих;
- сознательное участие в формировании здоровья сберегающей среды.
Школьная медицина, включает в себя комплекс мероприятий, направленных на правильное физическое развитие учащихся, укрепление их здоровья, создание благоприятных санитарно-гигиенических условий для их учебы и труда и является не только одним из важнейших разделов профилактической медицины, но и важнейшей составляющей воспитания у подрастающего поколения привычки к здоровому образу жизни [20].
В наши дни состояние здоровья учащегося обычно оценивают по следующим критериям [20]:
- отсутствие болезней;
- нормальная работа организма;
- психическое, физическое и социальное благополучие;
- способность полноценно работать;
- стремление к творчеству;
- способность приспосабливаться к изменениям окружающей среды.
Для поддержания состояния здоровья учащихся в школе существует врач, который старается соблюдать у них здоровый образ жизни.
К функциям школьного врача можно отнести [19]:
- ведение истории болезни, позволяющее осуществлять ввод, коррекцию и хранение данных (с использованием стандартной СУБД);
- обращение к архивным данным с целью поиска прецедентов, что будет способствовать повышению эффективности распознавания состояний и выбору оптимальной для данного случая схемы лечения;
Информация о работе Разработка базы данных «состояние здоровья учащихся» (на примере МОУ СОШ №44)