1.2.3 Установка Android
SDK.
Для разработки приложений
для платформы Android нам понадобится установить
на компьютер Android SDK. Помимо прочих инструментов
разработчика в него входит эмулятор нашей
мобильной операционной системы, так что
для программирования и отладки даже необязательно
иметь под рукой устройство на базе Android.
SDK имеется в свободном доступе, и скачать
его можно с официального сайта — http://developer.android.com/sdk/index.html.
Отсюда нужно загрузить версию SDK для своей
операционной системы.
Например, для Windows предлагаются
версии в виде архива zip и исполняемого
файла exe. И в том, и в другом случае Android
SDK представляет собой просто сжатую папку
с файлами, содержимое которой будет распаковано
в удобное нам место.
- Если вдруг во время распаковки
архива (в случае с exe-файлом) появляются
уведомления об отсутствии в системе установленного
JDK (а он при этом установлен), то достаточно
нажать кнопку Back (Назад) и снова попробовать,
тогда всё станет корректно.
После проделанных действий
мы пойдем в папку с распакованным контентом
и почитаем “SDK Readme.txt”, в котором говорится
о том, что данный архив содержит в себе
только базовые инструментальные средства.
Для полноценной разработки нам предстоит
воспользоваться утилитой “SDK Manager”, которая
позволяет устанавливать и модифицировать
компоненты SDK, пользуясь репозиторием
на сервере Google (да-да, понадобится соединение
с Интернет).
Запустим исполняемый файл
с названием SDK Manager. Здесь может возникнуть
проблема с его работой. Если выдаются
ошибки и приложение не запускается, то
тут дело в переменной среды PATH, которая
хранит в себе пути поиска для исполняемых
файлов и используется различными программами
и скриптами. Для корректной работы в этой
переменной должен быть указан путь до
каталога инструментов Android SDK, а также
до каталога bin для JDK (в дальнейшем он нам
понадобится).
Поэтому надо записать эти пути
в переменную PATH. На примере Windows XP – щелкаем
правой клавишей мыши на значке «Мой компьютер»,
выбираем вкладку «Дополнительно», «Переменные
среды», отыскиваем среди переменных PATH,
«Изменить». В поле «Значение переменной»
в конце ставим «;», затем пишем путь до
каталога tools в Android SDK, по умолчанию это
«C:\Program Files\Android\android-sdk\tools\», «;», а затем
путь до bin, который лучше прописать так
— «%JAVA_HOME%\bin\», в результате переменная
PATH примет примерно такой вид:
C:\Program Files\Android\android-sdk\tools\;%JAVA_HOME%\bin\
Подтверждаем внесенные изменения.
Теперь SDK Manager должен запуститься без
проблем. После запуска программа соединится
с репозиторием и в окне менеджера отобразится
список доступных пакетов. В окошке Available
Packages (доступные пакеты) выберем нужные
пакеты (Рисунок 1), после чего нужно нажать
Install Selected (установить выбранное). После
успешной установки мы будем иметь на
компьютере полноценный боевой Android SDK
и можем перейти к установке и настройке
плагина для Eclipse.
Рисунок 1.Manager Sdk
Если во время запуска установщика
возникает ошибка, то нужно зайти в меню
SDK Manager на вкладку Settings и там снять отметку
с пункта Force https://… sources to fetched using http://….
В дальнейшем этот процесс можно
будет вызывать прямо из IDE Eclipse или с помощью
командной строки Windows, давая команду tools\android.bat_update_sdk
1.2.4 Установка Android
Development Tools.
Плагин для Eclipse, Android Development
Tools (ADT), поможет писать приложения для
Android. Он интегрируется с Eclipse IDE для того,
чтобы обеспечить возможности создания,
отладки и тестирования android-приложений.
Ход установки по шагам:
1. Запускаем среду Eclipse.
2. В меню выбираем элемент Help
(Помощь), затем пункт Install New
Software (Установить новую программу).
3. В появившемся окне Install (Рисунок
2), в поле Work with (Работать с) вводим адрес
ресурса — https://dl-ssl.google.com/android/eclipse и жмем
Enter. Если всё сделано правильно, то Eclipse
соединится с ресурсом и загрузит оттуда
список, который отобразится чуть ниже
как запись Developer Tools с несколькими подчиненными
узлами.
Если появляются ошибки вроде
«unable to read repository at…», то нужно в адресе
ресурса вместо https использовать http.
Рисунок 2. Окно Install
4. Выберем (отметим галочкой)
узел Developer Tools (также убедимся, что все
подчиненные узлы также отмечены) и затем
нажмем Next (Далее).
5. Отобразится окно, в котором
нужно подтвердить установку выбранных
пакетов. Жмем Next (Далее). В следующем окне
нам предлагается прочитать лицензионное
соглашение по ADT и связанным с ним инструментам.
Чтобы продолжить установку, необходимо
его принять – выбираем пункт «I accept» (Я
согласен) и жмем Next (Далее).
6. Теперь Eclipse автоматически
загрузит и установит плагин ADT, а затем
предложит перезапустить IDE. Это необходимо,
чтобы плагин отобразился в Eclipse.
7. Перезапускаем Eclipse.
Если до этого в Eclipse уже были
установлены предыдущие версии ADT, то их
можно обновить. Это делается через меню
Help > Check for Updates (Помощь > Проверить наличие
обновлений), а сам процесс не отличается
от вышеприведенного.
1.3 Настройка Android
Development Tools
Данный шаг является последним,
после него у нас на компьютере будет готовый
инструментарий для создания приложений
для платформы Android и использованием языка
Java и среды Eclipse. На этом шаге мы настроим
установленный плагин ADT, связав Eclipse с
каталогом Android SDK.
Вот ход наших действий:
- Перезапустим Eclipse, если это ещё не сделано с предыдущих шагов.
- В меню выбираем элемент Window (Окно), пункт Preferences (Настройки). (Рисунок 3)
- В появившемся диалоговом окне
слева находим узел Android и выбираем его. Выскочит небольшое окошко, в котором нам предложат отправлять на сервер Google статистику использования Android SDK; разбираемся с этим вопросом согласно своим предпочтениям.
Рисунок 3. Окно Preferences (Настройки)
- В поле SDK Location укажем каталог, в котором у нас находится Android SDK. Для этого просто нажмем кнопку Browse и отыщем папку с SDK в дереве каталогов.
- Жмем кнопку Apply, а затем OK.
Готово, теперь плагин ADT настроен
и наша среда Eclipse готова к работе. Плагин
предоставляет доступ ко всем инструментам
Android SDK внутри Eclipse. В частности, через
пункт Window > Android SDK and AVD Manager мы можем получить
доступ к менеджеру обновлений и управлять
виртуальными устройствами. Также в среду
теперь интегрирован мастер создания
проектов Android и многое другое.
1.4 Основные компоненты Android приложения
Приложения для Android создаются
на языке Java и запускаются в виртуальной
машине Dalvik. Основным форматом байткода
для этой ВМ является формат dex. Dex-файлы,
ресурсы и xml-файлы в бинарном виде запаковываются
в архив apk, из которого и устанавливается
приложения. Также apk-архив подписывается
ключами для распространения приложения
в Android Market.
Приложения состоят из четырех
основных компонентов:
- Activity (Активность) – это визуальный
компонент приложения, отвечающий за пользовательский
интерфейс. Можно провести аналогию с
окном в ОС Windows ;
- Service (Сервис) – компонент,
выполняющийся в фоновом режиме;
- Broadcast Receiver (Широковещательный
приемник) – компонент, задача которого
отслеживать сообщения от приложений
и системы и реагировать на них;
- Intent (Намерение) – компонент
для связывания нескольких или частей
одного приложения;
- Файл AndroidManifest.xml
– файл, определяющий структуру приложения
и содержащий данные обо всех его компонентах;
Разработка приложения
2.1 Описание функционала
приложения
Приложение «Mega Organaizer», написанное
мной, является полезным помощником для
обладателей устройств с операционной
системой Android. Оно содержит в себе
6 функций, каждая из которых отличается
друг от друга. Опишем каждое из них;
- Камера - является стандартной камерой операционной системы Android.
- Фонарик – функция, которая
поможет пользователю ориентироваться
пользователю в темное время суток и в темных помещениях.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Только для
устройств имеющих вспышку.
- Tips Calculator (Калькулятор чаевых) – функция, которая очень упростит жизнь официантам.
- Аудиорекордер (диктофон) – функция, которая позволяет, записывать аудиозаписи.
- MultiTouchTest – функция, которая позволяет
тестировать дисплей устройства на мертвые
зоны.
2.2 Объектно ориентированное
моделирование приложения
2.2.1 Разработка UML диаграммы
прецедентов
Диаграмма прецедентов (Use Case
Diagram) – это описание
множества действий, которые система может
осуществлять в ответ на воздействия,
оказываемые на эту систему со стороны
внешних по отношению к ней сущностей.
Диаграмма прецедентов представляет
динамические или поведенческие аспекты
системы. Эта диаграмма разрабатывается
на самом раннем этапе проектирования
системы и является наиболее часто используемым
типом диаграмм.
Несмотря на то, что диаграммы
прецедентов изначально предназначались
для проектирования объектно-ориентированного
программного обеспечения, их можно применять
практически во всех подходах к проектированию.
Целями построения диаграммы
прецедентов являются:
определение границы и контекста
моделируемой предметной области на ранних
этапах проектирования;
формирование общих требований
к поведению проектируемой системы;
разработка концептуальной
модели системы для ее последующей детализации;
подготовка документации для
взаимодействия с заказчиками и пользователями
системы.
UML диаграмма прецедентов для
приложения Mega Organizer (Рисунок 6)
Рисунок 6. UML диаграмма прецедентов
приложения Mega Organizer
2.2.2 Разработка UML диаграммы
активности
Диаграммы активности (деятельности)
(Аctivity Diagram) относятся к поведенческим
диаграммам, они моделируют поведение
системы в целом и ее отдельных частей.
В контексте языка UML деятельность (Activity)
представляет собой некоторую совокупность
вычислений, выполняемых системой, при
этом отдельные элементарные вычисления
могут приводить к некоторому результату
или действию (Action).
Диаграммы активности – это объектно-ориентированные
блок-схемы.
На диаграмме активности отображается
последовательность перехода потока управления
в системе от одной деятельности к другой.
Деятельность может быть добавлена
к любому элементу системы с целью моделирования
его поведения. Диаграммы деятельности
могут быть хорошим средством общения
с заказчиками, так они обладают достаточными
выразительными средствами для понимания
и представления алгоритмов работы системы.
UML диаграмма активностей для
приложения Mega Organizer выглядит следующим
образом (Рисунок 5)
Рисунок 5. UML
диаграмма активностей приложения Mega
Organizer
2.2.3 Разработка архитектуры
приложения
Для реализации данного приложения
было создано 11 классов. Опишем каждый
из них:
- Класс MainActivity – класс главной
Активности. Содержит в себе меню настроек
и запуск основного меню приложения;
- Класс About – класс, содержащий
в себе информацию о приложении;
- Класс AudioRecordingActivity –класс
Активности, используемый для записи аудио
дорожек;
- Класс Flashing_on – класс фонарика,
который активирует системную вспышку
камеры, того или иного устройства;
- Класс Prefs – класс настройки
приложения.
- Класс TipCalculator-класс калькулятора
для подсчета чаевых.
- Класс SimpleCam – класс реализующий
запуск камеры.
3 Руководство пользователя
3.1 Установка приложения
на устройство
Приложения для android имеют расширение
.apk. Файл этот является своеобразным установочным
архивом, и просмотреть его содержимое
можно любым архиватором. Устанавливать
приложения на android-смартфоны можно разными
способами.
3.1.1 Установка из Google Play на телефон
Первый
из них - это установка приложений через
программу Play-Market, имеющуюся в наличии в любом новом android-смартфоне
(за исключением некоторых левых китайских).
Для того чтобы установить приложение на
android таким способом нужно отыскать приложение
в данной программе и нажать установить.
Все остальное выполнит программа установки.
Для удобства поиска приложений на маркете,
обзор которых мы делаем на сайте android4all.ru, в конце каждого обзора мы прикладываем
ссылку для поиска на Маркете. Если вы
просматриваете наш сайт из браузера в
вашем android-девайсе, вы можете просто открыть
эту ссылку, после чего автоматически
запустится поиск приложения на маркете.
Если же вы просматриваете наш сайт с компьютера
- для поиска приложения на маркете мы
добавляем QR-код в конце каждого приложения.
Подробнее как считать QR-код можно прочитать здесь.
Преимущество первого способа - удобство,
возможность отслеживания обновлений.
Последнее - лично для меня очень удобно,
я всегда знаю что у меня будет актуальная
версия приложения. Минус первого способа
- это трафик, который вы расходуете при
скачивании. Поэтому устанавливать приложения
рекомендуется только когда подключены
к WiFi, либо с безлимитным мобильным интернетом.
В общем, это родной способ установки.
Однако, в отличие от компании Apple, Google
разрешили установку сторонних приложений
на android. Правда для этого нужно это разрешить
в настройках - поставить галочку в настройках
в пункте Неизвестные источники/Unknown
Sources (Настройки/Settings -> Приложения/Application Settings).