Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:56, курсовая работа
Целью данной работы является погружение студента в обстановку близкую к реальной. Предлагаются темы курсовых, одну из которых студент обязан выбрать и в последствии реализовать с помощью полученных навыков и знаний в области проектирования информационных систем.
1 Введение 3
3
2 Задание 4
3 Описание предметной области 5
4 Глоссарий 6
5 Проектирование 7
5.1 Диаграмма прецедентов 7
5.2 Диаграмма классов 8
5.3 Диаграммы последовательностей и активностей. 10
5.4 Диаграммы состояний. 14
6 Заключение 17
Министерство образования и науки Российской Федерации
Владивостокский
государственный университет
Институт информатики инноваций и бизнес систем
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к курсовому проекту
по дисциплине «Проектирование информационных систем»
Домофон
Студент
гр. ВМ-04-01 Р.О. Волобоев
Руководитель
Д.А. Лютаев
Нормоконтроллер
Д.А. Лютаев
Владивосток 2008
Содержание
В рамках учебной программы
Требуется разработать модель программного
обеспечения встроенного
Домофон регулирует доступ в подъезд многоквартирного дома. В подъезде имеется дверь с замком. С наружной стороны двери установлена панель с кнопками на каждую квартиру, микрофон и динамик. В каждой квартире имеется кнопка «СВЯЗЬ», «БЛОКИРОВКА» и «ОТКРЫТЬ». Кроме того, в квартире имеется микрофон и динамик.
Жильцы могут открывать дверь ключом. Посетитель может нажать кнопку квартиры на внешней панели. При этом в квартире раздается звонок (если подача звонка в квартиру не заблокирована). Услышав звонок, жилец квартиры нажимает на кнопку «СВЯЗЬ» внутренней панели домофона, после чего домофон устанавливает звуковое сообщение между жильцом и посетителем. Звуки, произносимые посетителем в микрофон, установленный на внешней панели, воспроизводятся в динамике, установленном в квартире. Звуки из микрофона в квартире, передаются в динамик на внешней панели. После сеанса связи жилец может нажать на кнопку «ОТКРЫТЬ», чтобы замок на двери в подъезд открылся, и посетитель смог войти. По истечении минуты замок должен снова заблокировать вход в подъезд. Жилец, который желает, чтобы его не беспокоили, может отключить подачу звонка в свою квартиру, нажав на кнопку «БЛОКИРОВКА». Повторное нажатие на эту кнопку вновь включает подачу звонка.
Так как домофон напрямую управляется людьми это немного усложняет решение ряда организационных и управленческих решений. Такие люди как: «Передумал звонить», «Попросил открыть дверь средствами мобильного телефона» или «Дверь была открыта» - могут не интересовать или интересовать частично, что нужно учитывать при проектировании ИС.
Функциональный набор постоянен
В остальном особенности предметной области ясны из задания.
Динамик – электроакустическое устройство воспроизведения звука из электрического сигнала.
Микрофон – устройство, позволяющее преобразовывать звук в электрический сигнал.
Блок управления – набор
инженерно-конструкторских
Домофон – электронное переговорное устройство, служащее для обеспечения безопасности жилых и рабочих помещений. Домофон позволяет человеку, находящемуся внутри здания, без непосредственного контакта с лицом, желающим попасть внутрь помещения, преградить или разрешить ему доступ внутрь.
Микропроцессор – устройство, реализованное в виде одной или комплекса микросхем, выполняющее функцию обработчика событий по определенному алгоритму.
Диаграмма прецедентов является основной в плане описания аспектов. Это интуитивно понятный способ разобраться в особенностях системы. Верность выполнения данной части модели, диктует ее качество и соответствие требованиям. На этапе реализации этой диаграммы выявляется множество непониманий между заказчиком и исполнителем.
Можно выделить такие цели создания диаграмм прецедентов:
На рисунке 1 изображена диаграмма прецедентов, на который выделено 3 сущности: домофон, посетитель и жилец. А с помощью прецедентов статически описаны функционалы каждой из них с привязкой к исполнителю.
Рис. 1. Диаграмма прецедентов.
Если вспомнить классовый подхо
На рисунке 2 изображена диаграмма
классов информационной системы
«домофон». В добавление к диаграмме
прецедентов она описывает
Рис. 2. Диаграмма классов
Так как диаграмма классов описывает всю систему – она часто получается очень громоздкой, в таком случае рекомендуется некоторые части выносить на отдельную диаграмму. Например, так было сделано в случае наследования следующих классов:
Рис.3. Диаграмма классов «микрофон», «динамик»
Несмотря на то, что предыдущие
два вида диаграмм очень важны
и обладают большой информативностью,
они никаким образом не описывают
проектируемую систему в
Рис 4. Диаграмма последовательности для прецедента «Открыть дверь из квартиры»
Рис 5. Диаграмма последовательности для прецедента «Заблокировать звонки»
Попытка описать разговор
жильца с посетителем с помощью
диаграмм последовательностей привела
к очень сомнительному
Рис. 6. Диаграмма последовательности для прецедента «Разговаривать через домофон»
Рис. 7. Диаграмма активности для прецедента «Разговаривать через домофон»
Как видно в сравнении этих двух диаграмм, активность позволяет описать параллельно происходящие процессы.
Таким же образом понадобилась диаграмма активности для прецедента «Позвонить в квартиру». Так как система имеет условности при использовании функции звонка, а именно: жилец может заблокировать возможность звонков, некому будет ответить на звонок.
Рис. 8. Диаграмма последовательности для прецедента «Позвонить в квартиру»
Диаграмма последовательностей «Позвонить в квартиру» не удовлетворяет по причине отсутствия возможности описать прецедент, который имеет несколько вариантов выполнения в зависимости от состояния кнопки «Заблокировать» и присутствия жильца в квартире.
Рис. 9. Диаграмма активности для прецедента «Позвонить в квартиру»
Рис. 10. Диаграмма последовательности для прецедента «Связь с посетителем»
Диаграмма описывает последовательный процесс ответа жильца на звонок в квартиру.
Рис. 11. Диаграмма состояний для класса «домофон»
Диаграмма состояний для класса «домофон» детально описывает состояние самого контроллера домофона. Ни на одной из диаграмм ранее не описывалась ситуация, когда жилец отклоняет входящий звонок. Состояние «взаимодействие с замком» показывает, как микроконтроллер управляет замком двери.
Рис. 12. Диаграмма состояний для класса «жилец»
Диаграмма на Рис. 12 описывает все возможные состояния жильца важные с точки зрения описания системы. Как видно, существует 4 возможных исхода взаимодействия домофона и жильца.
Рис 12. Диаграмма состояний для класса «посетитель»
На этой диаграмме есть небольшое сознательное допущение проникновения состояния класса-родителя. Это состояние «человек». Сделано это с целью более точного описания поведения такого сложного объекта как «посетитель».
Case-средство Rational Rose в полной мере позволило воспользоваться широкими возможностями UML для проектирования. Данная модель отражает весь функционал и схематически отражает все требования, предъявляемые к реальному программному обеспечению микроконтроллера домофона.