А.Р. Лурия – основоположник отечественной нейропсихологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 11:56, реферат

Краткое описание

Оценивая значение научного творчества А.Р. Лурии, следует признать, что его заслуги перед отечественной и мировой психологической наукой состоят не только в создании нейропсихологии - новой отрасли психологии, но и в существенном продвижении в других областях психологической науки - общей, исторической, детской, дефектологии, психофизиологии. Лурия совместно с Л. С. Выготским и другими отечественными психологами сыграл большую роль в разработке фундаментальных общепсихологических концепций, на которых основана современная психология.

Содержание

Введение ------------------------------------------------------------------------- 3

Основная часть -----------------------------------------------------------------


Культура и человек в исследованиях А.Р. Лурии ---------------------

Нейропсихология А.Р. Лурии ---------------------------------------------- 5

Заключение ------------------------------------------------------------------------- 7

Список используемых источников ---------------------------------------------

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по психологии.docx

— 31.22 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

Введение  -------------------------------------------------------------------------          3

 

Основная часть   -----------------------------------------------------------------


 

  1. Культура и человек в исследованиях А.Р. Лурии ---------------------

 

  1. Нейропсихология А.Р. Лурии ----------------------------------------------        5

 

Заключение -------------------------------------------------------------------------        7

 

Список используемых источников ---------------------------------------------      


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Отечественная психология обособленна от мировой психологии. Причина отдельного её рассмотрения - стремление показать целостную картину становления этой науки в нашей стране, ее специфику по сравнению с зарубежной и дать анализ тех факторов, которые определили и ее своеобразие, и динамику ее развития. В соответствии с этим выделены и

временные периоды, характеризующие  критические точки в развитии российской науки.

Это 40-60-е годы XIX в., т.е. период становления  российской

психологии, осознания ею своего предмета, выбора пути и научной программы.

Следующим важным моментом стало зарождение советской,

марксистской психологии, появившейся  в 20-30-х годах.

К середине 30-х годов усилились авторитарные тенденции, что привело

к разгрому и запрещению не только философской психологии, но

и педологии и психотехники. Фактически запрещенными оказались

все психологические исследования, даже те, которые были идеологически  близки советской власти.

Вторая половина XX в. ознаменовалась возрождением школ,

запрещенных в 30-е годы (школы Бехтерева, Выготского), активным поиском новых путей развития, новыми исследованиями и

открытиями в разных областях психологии, прежде всего в когнитивной и  возрастной. Возобновляются и связи  с зарубежной психологией. Многие отечественные  исследования, малоизвестные за рубежом (нейропсихологические работы А. Р. Лурии, понятие о

зоне ближайшего развития Л. С. Выготского), получают широкое

распространение в мировой психологии, дополняются новыми

материалами. В своей работе я бы хотела отразить последний период, и, в частности, вклад А.Р. Лурии в становление отечественной психологии.

 

  1. Культура и человек в исследованиях А.Р. Лурии.

 

 С самого начала в центре исследовательских интересов А.Р. Лурии (1902-1977) была проблема взаимосвязи личности и культуры. Эта

проблема принимала разные модификации  в течение его богатой

исследованиями и научными открытиями жизни.

Как и Леонтьев, Лурия был приглашен  Челпановым в Психологический институт. Одновременно он работал в Государственном

психоаналитическом институте, организованном И.Д.Ермаковым,

и в Русском психоаналитическом обществе, в котором он состоял

в должности научного секретаря. Уже  в этот период, до встречи с

Выготским, проявились некоторые значимые научные ориентации

и установки, свойственные Лурии в  зрелые годы, в частности его

стремление к поиску объективных  методов исследования внутренних психических  состояний и мотивов поведения  личности, изучение факторов, определяющих взаимосвязь человека и культуры,

человека и общества.

В психоаналитическом институте наиболее важными для Лурии

оказались направления, связанные  с исследованием психологии

художественного творчества, психоаналитического  анализа эмоций, в том числе  эстетических эмоций. Междисциплинарный  подход (прежде всего соединение неврологических, патопсихологических и искусствоведческих исследований), который составлял  основу научной работы института, оказался близким Лурии. Поэтому неудивительно, что он одним из первых понял и принял идеи Выготского.

Совместно с Выготским он разработал новую теорию организации и развития психической деятельности, названную культурно-

исторической, поскольку определяющим для формирования сознания и его функций были признаны факторы культуры, изменяющиеся в процессе развития общества.

Всемирную славу принесли Лурии  его работы по изучению

влияния аффективных реакций человека на стрессовые ситуации.

Эти экспериментальные исследования проводились с помощью

оригинальной методики, которая  позволила зафиксировать возникновение  эмоциональных состояний в динамике речевых и двигательных процессов  субъекта даже в тех случаях, когда  он пытался скрыть испытываемое им эмоциональное напряжение. Данная методика использовалась, в частности, в криминалистике при изучении психологии подозреваемых лиц, а в дальнейшем получила широкое распространение на Западе (прежде всего в США) под названием «детектор лжи».

В совместном с Выготским труде  ≪Этюды по истории поведения≫ (1929) Лурия рассмотрел различные планы  психического развития, проанализировав  ранние его стадии - овладение мышлением  и языком, а также своеобразие  памяти и числовых операций.

Наряду с этим он детально рассмотрел своеобразие поведения ребенка  в качественном отличии от психических  функций взрослого человека.

В дальнейшем он сосредотачивается  на выяснении того, как изменялся  строй психической жизни человека в результате овладения знаковыми средствами. Полученные им материалы нашли отражение в книге ≪ Об историческом развитии познавательных процессов≫ (1974). Лурия считал, что сначала эти средства используются с целью общения (коммуникации) между людьми, а затем становятся регуляторами собственной психической активности индивида, неизмеримо расширяя возможности овладения им своей памятью, вниманием и другими процессами.

Наряду с общей психологией  Лурия занимался детской, в частности  соотношением между наследственностью  и средой. Большую

известность в этом плане приобрели  его исследования близнецовой

пары, в которых сравнивались психические  функции близнецов,

либо подвергавшихся, либо не подвергавшихся целенаправлен-

ному развитию этих функций. Согласно Лурия, в психике человека нельзя разделять биологическое и социальное, т.е. эти два аспекта находятся  в постоянном единстве и взаимопроникновении, причём социальные факторы  используют биологические механизмы, что реализует высшие формы психической деятельности.  Опыты показали, что генетическая

обусловленность существенно сказывается  на элементарных процессах, тогда как  высшие функции в большей степени  зависят от условий воспитания.

Новаторский характер носила обширная программа изучения

зависимости психики людей от различий в социокультурных условиях их жизни. На рубеже 30-х годов Лурия выехал в экспедицию в Узбекистан, чтобы сравнить различия в психике тех его жителей,

которые приобщились к новой  культуре, и тех, кто не поддался

новым культурным влияниям, жил замкнуто, по старым среднеазиатским законам. Сравнительный анализ позволил выявить  интересные особенности мышления в  зависимости от сдвигов в том культурном контексте, в котором оно исторически формируется.

 

  1. Нейропсихология А.Р. Лурии.

Первые шаги в области нейропсихологии Лурия сделал в годы Великой Отечественной войны, когда острейшую практическую актуальность приобрели задачи диагностики и восстановления психических нарушений, вызванных ранениями головного мозга.

С этим сопряжены идеи Лурии о  динамической локализации

высших психических функций  в коре больших полушарий головного  мозга и подкорковых структурах. Высшая (т.е. прижизненно возникающая, опосредованная, произвольно регулируемая) психическая функция представляет собой сложную форму психической деятельности. Эта деятельность включает в свой состав движущие мотивы, цели, а также действия и осуществляемые ими операции. Общие и локальные физиологические процессы (закономерности работы соответствующих нейронов) ответственны за различные аспекты психических функций и различные формы их нарушений при локальных поражениях мозга. В итоговой работе ≪Основы нейропсихологии≫ (1973) Лурия изложил эту теорию системной динамической локализации, согласно которой мозг состоит из трех основных функциональных блоков (энергетического блока, блока приема и переработки информации и блока программирования и

контроля произвольных психических  актов).

 Тщательному экспериментальному изучению подвергались также различные формы регуляции произвольного поведения, ведущую роль в которой играет речь.

Многие работы Лурии по этой теме показали, что овладение речью  перестраивает все основные психические  процессы; благодаря речи высшие психические  функции приобретают характер осознанности и произвольности. Специальный цикл работ Лурии был посвящен роли речи в генезе и нарушениях произвольных движений формируются в разные возрастные этапы. Так, на ранних этапах развития ребёнка его сознание носит преимущественно аффективный характер; это этап отражения эмоциональных связей  и отношений. На следующем этапе преобладает отражение наглядно - двойственных связей и лишь на завершающем этапе  сознание приобретает вербально - логический характер.

Хорошо известны работы Лурия в  области дефектологии. Предметом  исследования были нарушения психических  функций у детей  с разными  формами умственной отсталости. Экспериментально   было подтверждено одно из основных положений  специальной психологии, согласно которому при умственной отсталости в первую очередь нарушаются механизмы формирования высших психических функций, связанные  с участием речевой системы.

 

Безусловен вклад Лурия в  психофизиологию. Этой теме он посвятил работы «Лобные доли» (1966), «Функции лобных долей мозга» (1982) и др. В  Институте нейрохирургии АМН  СССР проводились систематические  исследования  с помощью методов  А.Р. Лурия, и был получен большой  фактический материал, который уточнил  сведения о различиях функционального состояния спокойного и работающего мозга.

Своими работами, посвященными регулирующей роли речи, её развитию, нарушениями, мозговым механизмам, Лурия внес существенный вклад  в современную общую  психологию, в современное понимание  произвольных форм управления психической деятельностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Нейропсихологические исследования А. Р. Лурии включали изучение роли лобных долей, подкорковых и других мозговых структур в организации психических процессов, изучение нарушений отдельных психических функций — памяти, речи, интеллектуальных процессов, произвольных движений и действий при локальных поражениях мозга и их восстановление. Большое место в творчестве ученого занимали вопросы нейролингвистики, разрабатываемые им в неразрывной связи с проблемами афазиологии. В этих исследованиях широко представлены междисциплинарные связи психологии с другими науками — лингвистикой, физиологией и анатомией мозга, а также с клинической практикой.

Оценивая значение научного творчества А.Р. Лурии, следует признать, что  его заслуги перед отечественной  и мировой психологической наукой состоят не только в создании нейропсихологии - новой отрасли психологии, но и  в существенном продвижении в  других областях психологической науки - общей, исторической, детской, дефектологии, психофизиологии. Лурия совместно с Л. С. Выготским и другими отечественными психологами сыграл большую роль в разработке фундаментальных общепсихологических концепций, на которых основана современная психология.

 

 

 

 

Список используемых источников

 

 

Большая Советская Энциклопедия, том 16.

 

Вопросы психологии, 2002.

 

Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней. изд.

 

Московского университета, 1990.

 

Марцинковская Т.Д. История психологии. изд. Москва  ACADEMA, 2004.

 

http://www.psy.msu.ru/people/luria.html.

 

 

 

 


Информация о работе А.Р. Лурия – основоположник отечественной нейропсихологии