Психолог
школы: Машина Вероника
Юрьевна
Форма
проведения: Родительское собрание
Тема:
Адаптация пятиклассников к предметной
системе
Классы:
5 «а» и 5 «б»
Цели:
раскрыть сущность понятия «адаптация
пятиклассников» и познакомить родителей
с результатами первичной диагностики.
Задачи:
- Познакомить
детей с понятием «адаптация» и «дезадаптация»
пятиклассников к школе;
- Познакомить
родителей с результатами первичной диагностики
по адаптации учеников к школе.
Учебные
технологии: информационные.
Оборудование:
проектор, презентация, аудиозапись инстументальной
музыки.
Ход
родительского собрания
I.
Организационный момент
II.
Знакомство с темой
собрания
Очень
многие родители не знают, что их дети
при переходе из начальной школы в
среднее звено, преодолевают очень много
проблем, связанных с адаптацией к школе.И
чтобы более подробно познакомить вас
с понятием «Адаптация пятиклассника»
я хочу предложить вам посмотреть небольшую
лекцию психолога-консультанта Московского
института имени Нестеровой Барложецкой
Натальи Федоровны, в которой она рассказывает
про адаптацию пятиклассников.
1 слайд
-Исходя
из данного ролика давайте сформулируем,
что же такое «Адаптация»?
2 слайд
- Адаптация
психологическая
– процесс приспособления ученика как
личности, к существованию в школе,
согласно с его требованиями и личными
потребностями, мотивами и интересами.
-Какими
же должны быть пятиклассники?
3 слайд
Пятиклассники
должны:
- уметь общаться
с одноклассниками, иметь свое мнение
и формировать его с учетом мнения других,
уметь поддерживать отношения;
- уметь правильно
распределять и планировать свое время,
проявлять самостоятельность в своих
делах и в случае необходимости обращаться
за помощью взрослых;
- стараться
учиться, стремиться овладевать знаниями,
уметь заниматься самостоятельно;
- уметь дружить,
иметь постоянного друга, общаться с мальчиками
и девочками, самостоятельно разрешать
возникающие конфликты;
- иметь постоянные
обязанности дома, выполнять их без напоминания,
помогать родителям;
- уметь общаться
с продавцом, врачом и т. д.;
- уметь предвидеть
последствия своих действий, делать безопасный,
правильный выбор.
-Но не всегда дети бывают
такими.Соответственно в ходе адаптации
у учеников возникают и проблемы. С чем
это связано?
4 слайд
- очень много
разных учителей;
-
непривычное расписание;
- много новых
кабинетов;
- новые дети
в классе;
- новый классный
руководитель;
- проблемы
со старшеклассниками;
- возросший
темп работы;
- возросший
объем работ в классе и д/з;
- рассогласованность,
даже противоречивость требований отдельных
педагогов;
- ослабление
или отсутствие контроля;
- необходимость
на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному
темпу, особенностям речи учителей;
- несамостоятельность
в работе с текстами;
- низкий уровень
развития речи;
- слабое развитие
навыков самостоятельной работы;
- своеобразие
подросткового возраста.
- Все
пятиклассники по-разному привыкают
к новой предметной системе.
У одних детей адаптация проходит
быстро и без каких-либо проблем,
у других детей наоборот адаптация
проходит длительное время, которая
может длиться и полгода. Как
же отличить адаптировался ли
ребенок к среднему звену или
нет?
5 слайд
-Существуют
признаки успешной адаптации,
к которым относятся:
- удовлетворенность
ребенка процессом обучения;
- ребенок легко
справляется с программой;
- степень самостоятельности
ребенка при выполнении им учебных заданий,
готовность прибегнуть к помощи взрослого
лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание
самому;
- удовлетворенность
межличностными отношениями – с одноклассниками
и учителем.
6 слайд
-Также
существуют и признаки дезадаптации,
то есть наоборот, когда ребенок не может
адаптироваться к новой предметной системе
и испытывает при этом множество проблем.
Это проявляется при следующих признаках:
- Усталый,
утомлённый внешний вид ребёнка.
- Нежелание
ребёнка делиться своими впечатлениями
о проведённом дне.
- Стремление
отвлечь взрослого от школьных событий,
переключить внимание на другие темы.
- Нежелания
выполнять домашние задания.
- Негативные
характеристики в адрес школы, учителей,
одноклассников.
- Жалобы на
те или иные события, связанные со школой.
- Беспокойный
сон.
- Трудности
утреннего пробуждения, вялость.
- Постоянные
жалобы на плохое самочувствие.
III.
Знакомство с результатами
исследования
-На
протяжении 4-х месяцев с пятиклассниками
проводились тренинги для успешной
адаптации пятиклассников, а также
в октябре проводилась первичная
диагностика по исследованию
уровня тревожности пятиклассников,
по выявлению любимых и нелюбимых
предметов и по уровню проявления
школьной мотивации, с результатами
которых я хочу вас познакомить.
7-12 слайды
-Адаптация
пятиклассников является одним
из важных этапов становления
личности.Поэтому в этот период им необходима
особая поддержка и понимание.
Многие
родители не всегда осознают, что даже
словом они могут растроить ребенка.
Вот примеры слов, которые поддерживают
и которые разрушают веру в себя у ребенка:
13 слайд
Слова
поддержки:
- Зная тебя,
я уверен, что ты все сделаешь хорошо.
- Ты делаешь
это очень хорошо.
- У тебя есть
некоторые соображения по этому поводу?
Готов ли ты начать?
- Это серьезный
вызов, но я уверен, что ты готов к нему.
Слова
разочарования:
- Зная тебя
и твои способности, я думаю, что ты смог
бы сделать это гораздо лучше.
- Эта идея
никогда не сможет быть реализована.
- Это для тебя
слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
-Чтобы пятиклассник
усешно прошел адаптацию к предметной
системе и меньше испытывал тревожность
существует много способов, которые вы
видите на слайде:
14 слайд
- Не сравнивайте
ребенка с окружающими.
- Доверяйте
ребенку.
- Чаще хвалите
его, но так, чтобы он знал, за что.
- Демонстрируйте
образцы уверенного поведения, будьте
во всем примером ребенку.
- Не предъявляйте
к ребенку завышенных требований.
- Будьте последовательны
в воспитании ребенка. Не запрещайте без
всяких причин того, что разрешали раньше.
- Старайтесь
делать ребенку меньше замечаний.
- Используйте
наказание лишь в крайних случаях.
- Не унижайте
ребенка, наказывая его.
- Общаясь с
ребенком, не подрывайте авторитет других
значимых взрослых людей. Например, нельзя
говорить ребенку: «Много ваша учительница
понимает, лучше меня слушай!».
- Помогите
ему найти дело по душе.
IV.
Заключение
- Чтобы
данный материал усвоился для вас лучше
я хочу раздать вам памятки, где описано
все, что сегодня вам было рассказано.
- Берегите
себя, берегите своих детей, не
бросайте их в трудную минуту,
и в будущем ваши дети обязательно
скажут вам «СПАСИБО»!