Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 14:44, курсовая работа
Краткое описание
У меня, как и у многих родителей, встает вопрос, как подготовить ребенка к школе, что сделать, чтобы для него переход из садика в школу прошел безболезненно. Как облегчить процесс приспособления его в новой среде. Школа – это совершенна новая жизнь для ребенка. Все это требует очень сильной психологической перестройки деятельности. Проблема адаптации детей к школе в первом классе очень важна. Поэтому мы, родители, должны помочь своим детям подготовиться к школе.
Содержание
Введение………………………………..………………………………….……3 Младший школьный возраст……………………………………….…….4 Уровни адаптации в школе………………………………………......….5 Основные проблемы адаптации ребенка в школе………………...……7 3.1 Дисциплина………………………………………………..…………....….7 3.2. Учёт индивидуальных способностей ребёнка……………..……..….….7 3.3 Развитие ответственности…………………………………..……..….….10 3.4 Проблема агрессивности……………………………………………....….11 3.5 Речевое и эмоциональное общение……………………………….……..12 3.6 Общение с учителем………………………………………………….…...14 4. Как помочь ребенку в овладении счетом, чтением и письмом. Советы психолога Н.Л. Белопольской………………………………..…………………15 Заключение………………………………………………………………..…….18 Список литературы……..…………………………………….…………….….19
3.3 Развитие ответственности…………………………………..……..….….10
3.4 Проблема агрессивности……………………………………………....….11
3.5 Речевое и эмоциональное
общение……………………………….……..12
3.6 Общение с учителем………………………………………………….…...14
4. Как помочь ребенку
в овладении счетом, чтением и
письмом. Советы психолога Н.Л. Белопольской………………………………..…………………15
Заключение………………………………………………………………..…….18
Список литературы……..…………………………………….…………….….19
Введение
Моему ребенку в следующем году
исполняется семь лет. У меня, как и у многих
родителей, встает вопрос, как подготовить
ребенка к школе, что сделать, чтобы для
него переход из садика в школу прошел
безболезненно. Как облегчить процесс
приспособления его в новой среде. Школа
– это совершенна новая жизнь для ребенка.
Все это требует очень сильной психологической
перестройки деятельности. Проблема адаптации
детей к школе в первом классе очень важна.
Поэтому мы, родители, должны помочь своим
детям подготовиться к школе.
1. Младший школьный
возраст
Младший школьный возраст (с
6 – 7) определяется важным внешним обстоятельством
в жизни ребенка – поступление в школу.
В настоящее время школа принимает, а родители
отдают ребенка в 6 – 7 лет. Школа берет
на себя ответственность, через формы
различных собеседований, определить
готовность ребенка к начальному обучению.
Поступивший в школу ребенок
автоматически занимает совершенно новое
место в системе отношений людей: у него
появляются постоянные обязанности, связанные
с учебной деятельностью. Близкие взрослые,
учитель, даже посторонние люди общаются
с ребенком не только как с уникальным
человеком, но и как с человеком, взявшим
на себя обязательства учиться, как все
дети его возраста.
Ребенок открывает для себя
новое место в социальном пространстве
человеческих отношений. К этому моменту
он уже многого достиг в межличностных
отношениях: он ориентируется в семейно-родственных
отношениях и умеет занять желаемое и
соответствующее своему социальному статусу
место среди родных и близких. Он умеет
строить отношения с взрослыми и сверстниками:
имеет навыки самообладания, умеет подчинить
себя обстоятельствам, быть непреклонным
к своим желаниям. Он уже понимает, что
оценка его поступков и мотивов определяется,
прежде всего, тем как его поступки выглядят
в глазах окружающих людей. В этом возрасте
существенным достижением в развитии
личности ребенка выступает преобладание
мотива «Я должен», над мотивом «Я хочу».
Один из важнейших итогов психического
развития в период дошкольного возраста
– психологическая готовность ребенка
к школьному обучению.
Младший школьный возраст обещает
ребенку новые достижения в новой сфере
человеческой деятельности – учении.
Ребенок в начальной школе усваивает специальные
психофизические и психические действия,
которые должны обслуживать письмо, арифметические
действия, чтение, физкультуру, рисование,
ручной труд и другие виды учебной деятельности.
Таким образом, новая социальная ситуация
ужесточает условия жизни ребенка и выступает
для него как стрессовая. У каждого ребенка
поступившего в школу, повышается психическая
напряженность. Это отражается не только
на физическом здоровье, но и на поведении
ребенка. До школы индивидуальные способности
ребенка могли не мешать его естественному
развитию, так как эти способности принимались
и учитывались близкими людьми. В школе
происходит стандартизация условий жизни
ребенка, в результате выявляется множество
отклонений от предначертонного пути
развития: гипервозбудимость, гипердинамия,
выраженная заторможенность. Эти отклонения
ложатся в основу детских страхов, снижают
волевую активность, вызывают угнетенные
состояния и т.д. Ребенку предстоит преодолеть
навалившиеся на него испытания.
Общая сентенциозность к воздействию
окружающих условий жизни, свойственная
детству, содействует развитию адаптационных
форм поведения, рефлексии и психических
функций. В большинстве случаев ребенок
приспосабливается к стандартным условиям.
Учебная деятельность требует от ребенка
новых достижений в развитие речи, внимания,
памяти, воображения и мышления, создает
новые условия для личностного роста ребенка.
2. Уровни адаптации
детей к школе
Высокий уровень адаптации:
первоклассник положительно относится
к школе, предъявляемым требованиям, воспринимает
адекватно учебный материал и легко, глубоко
и полно овладевает программным материалом,
решает усложненные задачи, прилежен,
внимателен, проявляет большой интерес
к самостоятельной учебной работе, общественные
поручения выполняет охотно и добросовестно,
занимает в классе благоприятное статусное
положение.
Средний уровень адаптации:
первоклассник положительно относится
к школе, ее посещение не вызывает отрицательных
переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно
и наглядно, усваивает основное содержание
учебных программ, самостоятельно решает
типовые задачи, сосредоточен и внимателен
при выполнении заданий, поручений, указаний
взрослого, но при его контроле, бывает
сосредоточен только тогда когда занят
чем-то для него интересным (готовится
к урокам и выполняет домашнее задание
почти всегда), общественные поручения
выполняет добросовестно, дружит со многими
одноклассниками.
Низкий уровень адаптации: первоклассник
отрицательно или индифферентно относится
к школе, нередки жалобы на нездоровье,
доминирует подавленное настроение, наблюдаются
нарушения дисциплины, объясняемый учителем
материал усваивает фрагментарно, самостоятельная
работа с учебником затруднена, при выполнении
самостоятельных заданий не проявляет
интереса, к урокам готовится нерегулярно,
необходим постоянный контроль, систематические
напоминания и побуждения со стороны учителя
и родителей, сохраняет работоспособность
и внимание при удлиненных паузах для
отдыха, для понимания нового решения
задач по образцу требуется значительная
помощь учителя и родителей, общественные
поручения выполняются под контролем
без особого желания, пассивен, близких
друзей не имеет, знает по именам и фамилиям
лишь часть одноклассников.
Для того чтобы период адаптации
к школе прошел у ребенка относительно
легко, мы стараемся, чтобы взаимоотношения
в семье были нормальными. Стараемся конфликтные
ситуации решать без присутствия ребенка.
У моего ребенка благоприятный статус
в группе сверстников. Ему нравиться ходить
в детский сад, общаться с друзьями во
дворе и саду.
3. Основные проблема
адаптации ребенка к школе
3.1 Дисциплина
Главная трудность, с которой
встречаются дети в школе – это требования
определенной дисциплины. Они в той или
иной степени лишаются свободы действий.
Уроки в основном идут по 40 минут, но для
ребенка это достаточно долго. Надо сидеть
на одном месте, нельзя разговаривать
с соседом по парте, с учителем можно заговорить
только с его разрешения, когда молчат
другие. В данном случае речь идет о традиционной
системе обучения.
Для того чтобы выработать дисциплину
и усидчивость , я приобрела в магагазине
прописи, мазайку, азбуку, различные ребусы.
Вечером, после того как он отдохнет после
детского сада, мы начинаем с ним заниматься
в течение получаса. Я даю ему задания,
он их выполняет. Эти занятия позволяют
одновременно, и поработать, и поиграть
с ребенком, но в тоже время это уже не
подвижная игра, а интеллектуальная, приучающая
ребенка к некоторой выдержке, дисциплине,
работать над собой, вырабатывает умение
спокойно сидеть на месте.
3.2 Учет индивидуальных
способностей ребенка
Нужно определить тип темперамента,
к которому принадлежит ребенок.
Обычно у людей выделяется четыре
типа темперамента:
Холерик;
Сангвиник;
Флегматик;
Меланхолик.
Важно отметить, что чистых
темпераментов почти не встречается. Речь
может идти о доминировании того или иного
типа у конкретного ребенка. К тому моменту
как ребенок достигает школьного возраста,
его тип темперамента вырисовывается
более отчетливо.
Холерик. По внешним проявлениям
– это энергичный и активный ребенок,
но он может быть гипер, сверхэнергичным.
Главная особенность процесс возбуждения
преобладает над процессом торможения.
Такого ребенка трудно успокоить, если
он «разошелся» во время игры или переключить
с активной деятельности на занятия. Таким
детям трудно сдерживать эмоциональные
порывы, они не могут усидеть на месте.
Родителям таких детей стоит порекомендовать
следующее:
подыскать школу, где есть учитель,
практикующий на начальной стадии обучения
игровые методы, это во многом облегчит
приспособление к школе;
интенсивно заниматься с ребенком,
приучая его к регламентации времени и
действий, тренируя его.
Сангвиник. Подвижный ребенок,
с высокой работоспособностью, не устает
во время игр или занятий, достаточно легко
переключается с одного на другое, не склонен
впадать в депрессию. Что касается возможных
адаптационных проблем они те же что и
у детей – холериков.
Флегматик. У этого типа темперамента
преобладают замедленные реакции. Они
проявляются в темпе речи, в манере двигаться,
в небогатой и плавной жестикуляции. Но
это сильный тип темперамента, у него высокая
работоспособность. Он не сразу включается
в какое-то дело, но, приступив к работе,
будет заниматься усидчиво, внимательно
и вдумчиво. Такой ребенок спокойно выдержит
тридцать – сорок минут урока. Но у него
могут возникнуть трудности: если урок
идет в быстром темпе, то ребенок – флегматик
не всегда будет воспринимать предложенный
материал. Соответственно он будет отставать
в понимании и усвоении материала, медленно
реагировать на вопросы учителя. В случае
с ребенком флегматиком рекомендуется
подбирать такие упражнения, которые строятся
на длительной работе в одиночку, а на
взаимодействие, лучше устроить соревнование
с родителями, по схеме «Кто быстрее ответит»
«Кто лучше решит». С помощью таких занятий
родители облегчат ему адаптацию к темпу
занятий в школе.
Меланхолик. Слабость нервной
системы проявляется в низкой работоспособности,
быстрой утомляемости, высокой чувствительности.
Вследствие этого меланхолик очень раним
в общении и во взаимодействии с окружающим
миром. Из-за своей слабости меланхолик
с трудом выдерживает любое напряжение
– не только длительные и интенсивные
умственные, эмоциональные и психические
нагрузки, но и конфликты, которые он переживает
особенно сильно и остро. Применительно
к такому типу темперамента проблемы с
дисциплиной обычно не возникают.
В данном случае главный совет
родителям – подбирайте учителя в соответствии
с индивидуальными способностями ребенка.
Ребенок меланхолик чаще других нуждается
в частых перерывах, что стоит рекомендовать
его будущему учителю. Посоветуем родителям
не оказывать давление на темперамент
ребенка. Тренировка интеллектуальных
навыков должна быть направлена на приучение
его к длительным занятиям, требующим
концентрации, напряженных размышлений.
К этой цели ведут упражнения, интеллектуальные
игры, при этом тема, форма и продолжительность
занятий изменяются постепенно (от 10 до
15 минут), ребенок втянется в процессе
обучения.
По темпераменту мой ребенок
подходит к типу сангвиник. При записи
ребенка в школу я выяснила, какой метод
обучения проводит учитель. Мне обьяснили
что учитель проводит обучение в виде
игры, чтобы детям было легче втянуться
в процесс обучения , после этого я записала
его.
3.3 Развитие ответственности
Ответственность и дисциплина
в школе идут бок о бок и становятся двумя
важнейшими факторами, от которых зависит
успешная адаптация. Ответственность
гораздо важнее, чем дисциплина, поскольку
она определяет не только адаптацию ребенка
в первом классе, но и дальнейшую адаптацию
человека в жизни. Начиная заниматься
с ребенком, развивая у него личную ответственность,
мы закладываем фундамент зрелой личности.
В жизни есть два типа ответственности:
Принятие ответственности на
себя. Человек считает, что от него самого
зависят его победы и поражения, и их причины
ищет в себе.
Перенесение ответственности
на других, снятие ее с себя. При ответственности
второго типа человек склонен считать,
что его неудачи и успехи зависят от других
людей – родителей, учителей, сослуживцев
или же от случая, обстоятельств. Он никогда
не станет искать причину в себе.
Понятно, что ответственность
невозможно развить у ребенка за месяц
до школы, к ее вырабатыванию следует приступать
как минимум за два года до школы. Постепенно
внушая ребенку, что в его жизни все зависит
только от него и таким образом он обретет
уверенность в себе.
Развивая ответственность мы
стараемся, предоставлять ребенку свободу
в принятии решений. Если мы будем все
решать за него, то от ребенка нельзя требовать
ответственности. Ответственность и автономность,
самостоятельность личности – они тесно
связаны между собой, из этого следует,
как можно чаще предоставлять свободу
в принятии решений, но сразу же указывать
ему на необходимость нести ответственность
за свои поступки: «да, ты сам хотел это
сделать., я предупреждаю., что может получиться
в результате, а теперь решай, возьмешься
ты за это или нет». Ребенок также должен
видеть, что безответственность ведет
к негативным последствиям.