Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 08:08, курсовая работа
Одно из значений термина «диагноз» в переводе с гре¬ческого языка — «распознание». Диагностика понимается как распознание чего-либо (например, болезни в медици¬не, отклонения от нормы в дефектологии, неисправности в работе какого-либо технического средства и т. д.).
Психологическая диагностика предназначена для того, чтобы обеспечить сбор информации об особенностях чело¬веческой психики. Современная психологическая диагнос¬тика определяется как психологическая дисциплина, разраба¬тывающая методы выявления и изучения индивидуально-пси¬хологических
Таким образом, группу основной состав можно определить как расчлененный коллектив. Такая группа имеет следующие характерный признаки: наличие нескольких социально-психологических групп, в каждой группе сложились свои нормы поведения, во главе каждой группы стоит свой неформальный лидер. Группы могут конфликтовать между собой, но в тоже время внутри каждой группы наблюдается высокая сплоченность. В такой группе могут работать конформисты - безынициативные работники, легко подчиняются приказам как своего непосредственного начальника, так и различных активистов; работники, стремящиеся к лидерству, т.е. стараются подчинить своему влиянию других людей; коллективисты.
На втором этапе исследования, используя данные социоматриц (таблицы 1.2), был проведен анализ, выявляющий множество взаимосвязей между членами группы.
Анализ социоматриц начнем с отыскания центрального, наиболее влиятельного члена группы. В группе администрация (таблица – 1) таковым является работник под номером 1. Т.к. № 1 имеет наибольшее число положительных выборов и является формальным руководителем в данной группе, то он является формальным лидером. Помимо лидера в группе можно выделить людей, которые не являются лидерами, но пользуются ее расположением и соответственно чувствуют себя в ней уверено. Таковыми являются № 2, 4, 5, 6 и 9. Позицию работников № 3, 7, 8 в данной системе можно обозначить как неблагоприятную.
Часто неформальные группы состоят из двух, трех человек, реже из четырех и боле человек.
В данном коллективе можно выделить 4 неформальные группы:
1. 1-2-4-5-6-9;
2. 1-4-7-9;
3. 1-7-8-9;
4. 1-3-4.
Таким образом, в данной группе социально-психологической климат можно определить как устойчивый. Групповые нормы - требования работников в отношении поведения в сфере труда, общения, досуга - признаны большинством. Данную группу определить как сплоченный коллектив.
Используя, анализ группы администрация, аналогично проведем анализ для группы основного состава.
В группе основного состава (таблица 2) формальный руководитель является формальным лидером, работник под № 9 (из 10 возможных выборов его 9 человек выбрали положительно). «Принятыми» в данную группу можно считать работников под №1,2, 4, 5, 6, 7, 8, 10. Работники 3 и 11 - получили наименьшее количество положительных выборов и являются примкнувшими к данной группе. Такое неблагополучное положение работников в группе может быть связано с затруднительными контактами с другими членами коллектива, ощущения работником некоторой дистанции.
Для группы характерно большое число неформальных структур:
1. 6 - 8;
2. 5 - 11;
3. 4 - 6;
4. 2 - 4 - 9 - 10;
5. 1 – 5 – 7 - 9;
6. 2 – 8 – 9 - 10;
7. 5 – 8 – 9 - 10;
8. 1 - 2 – 4 – 7 - 9.
Таким образом, группу основной состав определить, как группу с относительно устойчивым психологическим климатом, подверженному конфликтам между группами.
Третий этап социометрического анализа заключался в вычислении персональных и индивидуальных психологических индексов для каждой группы. Вычисление индексов проводилось на основе таблиц 1,2. Результаты вычислений отображены в таблицах 3,4,5.
Таблица - 3 Результат вычислений персональных социометрических индексов для группы администрация
№ | - Эi
| + Эi
|
i |
S ui |
1 | 0 | 1 | 0 | 1 |
2 | 0,25 | 0,75 | 0,13 | 0,75 |
3 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0 |
4 | 0 | 1 | 0 | 0,75 |
5 | 0,25 | 0,75 | 0,13 | 0,5 |
6 | 0,25 | 0,75 | 0,25 | 0,75 |
7 | 0,38 | 0,62 | 0,5 | 0 |
8 | 0,25 | 0,75 | 0,5 | 0 |
9 | 0,13 | 0,87 | 0,13 | 0,75 |
Таблица - 4 Результат вычислений персональных социометрических индексов для группы основной состав
№ | - Эi
| + Эi
|
i |
S ui |
1 | 0,2 | 0,8 | 0,3 | 0,4 |
2 | 0,3 | 0,7 | 0,6 | 0,2 |
3 | 0,6 | 0,4 | 0,8 | -0,6 |
4 | 0,4 | 0,6 | 0,3 | 0,4 |
5 | 0,3 | 0,7 | 0,5 | 0 |
6 | 0,5 | 0,5 | 0,4 | 0,2 |
7 | 0,3 | 0,7 | 0,5 | 0 |
8 | 0,3 | 0,7 | 0,5 | 0 |
9 | 0,3 | 0,7 | 0,1 | 0,8 |
10 | 0,5 | 0,5 | 0,3 | 0,4 |
11 | 0,6 | 0,4 | 0,8 | -0,6 |
Таблица - 5 Результат вычислений групповых социометрических индексов для групп администрация, основной состав
| Администрация | Основной состав |
S p | 0,69 | 0,47 |
R | 0,16 | 0,13 |
Э гр | 4,4 | 1,45 |
2.3. Стратегия развития организации: выводы, рекомендации
Развитие организации - это совместная деятельность, направленная на решение проблемы. Развитие организации предполагает активность всех членов коллектива по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют.
Организационно - управленческие условия развития организации:
- структурно - организационные условия
заключается в максимальном соответствии формальной и
неформальной структуры коллектива уменьшает вероятность
возникновения конфликтов между работниками;
- личностно - функциональные условия включают в себя соответствие
работником требованиям должности, которую он занимает. Назначение
сотрудника на должность, которой он не в полной мере соответствует
по своим профессиональным, нравственным, другим психологическим
и физическим качествам, создает предпосылки для возникновения
торможения развития организации и возникновения конфликтов между работниками;
- ситуативно-управленческие условия предупреждения
связаны, прежде всего, с принятием оптимальных управленческих
решений и грамотной оценкой результатов деятельности
работников, особенно подчиненных.
Деятельность по развитию организации может осуществляться не только руководителем организации (группы), а также самими участниками взаимодействия.
Социально - психологические условия развития организации связаны с соблюдением основных закономерностей социального взаимодействия. Существует пять основных закономерностей сознательное или неосознанное нарушение, которых может привести к конфликтам в организации, и, как следствие будет противоречить развитию.:
- каждый из партнеров в процессе взаимодействия играет по отношению к другому роли старшего, равного или младшего по своему психологическому статусу. Если партнер принимает отводимую ему роль, то ролевого конфликта не происходит. Наиболее благоприятным для предупреждения ролевого конфликта является взаимодействие с окружающими на равных;
- предупреждению конфликтов способствует при взаимодействии людей
и социальных групп взаимозависимости в решениях и действиях.
Слишком большая зависимость человека от партнера ограничивает его
свободу и может спровоцировать конфликт. В ходе общения
необходимо чувствовать, какая зависимость от нас партнера не
является для него дискомфортной;