Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 16:15, статья
Современный характер требований общественной практики, предъявляемых психологии развития, обусловливает ее сближение не только с педагогикой, но и с медициной и инженерной психологией, а также с другими смежными отраслями науки, изучающими человека.
Появление новой проблематики на стыке возрастной и инженерной психологии и психологии труда обусловлено необходимостью учета возрастного фактора при построении эффективных режимов тренинга операторов и при обучении профессиональному мастерству в условиях высокоавтоматизированного производства, при оценке надежности работы и адаптационных возможностей человека в условиях перегрузок.
1.Проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека;
2.Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа?);
3.Проблема соотношения и выявления задатков и способностей;
4.Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка.
Актуальные проблемы психологии развития на современном этапе.
1.Проблема органической
и средовой обусловленности
2.Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа?);
3.Проблема соотношения
и выявления задатков и
4.Проблема соотношения
интеллектуальных и личностных
изменений в психическом
Современный характер требований
общественной практики, предъявляемых
психологии развития, обусловливает
ее сближение не только с педагогикой,
но и с медициной и инженерной психологией,
а также с другими смежными отраслями
науки, изучающими человека.
Появление новой проблематики на стыке
возрастной и инженерной психологии и
психологии труда обусловлено необходимостью
учета возрастного фактора при построении
эффективных режимов тренинга операторов
и при обучении профессиональному мастерству
в условиях высокоавтоматизированного
производства, при оценке надежности работы
и адаптационных возможностей человека
в условиях перегрузок. Исследований в
этом направлении проводится крайне мало.
Сближение медицинских наук и психологии
развития происходит на основе возрастающих
требований клинической диагностики в
целях более точной профилактики, лечения
и трудовой экспертизы, с использованием
глубоких и всесторонних знаний о состояниях
и возможностях человека в разные периоды
его жизни. Тесная связь с клиникой, медициной,
включая гериатрию, способствует углубленной
разработке основных проблем возрастной
психологии, таких как потенциалы человеческого
развития в различные возрастные периоды,
определение возрастных норм психических
функций.
Одной из актуальных проблем является
расширение знаний по возрастным особенностям
психофизиологических функций взрослых
путем их микровозрастного анализа в период
роста и инволюции. Проведение исследований
в указанном плане на школьниках различного
возраста позволило показать действие
сложных закономерностей возрастной изменчивости
некоторых психофизиологических функций
на разных уровнях их организации и дать
их теоретическое описание.
Становление человека как личности, как
субъекта познания, общественного поведения
и практической деятельности так или иначе
связано с возрастными лимитами, которые
опосредуют процесс социального воздействия
на человека, социальную регуляцию его
статуса и поведения в обществе.
Специфика возрастного фактора заключается
не только в том, что он по-разному проявляется
в отдельные периоды жизненного цикла.
Его изучение осложняется тем обстоятельством,
что он выступает в единстве с индивидуальными
особенностями, которые важно учитывать
при разработке возрастных нормативов.
Проблема возрастного нормирования включает
не только рассмотрение усредненных эталонов,
но и вопрос об индивидуальной вариативности
психологических характеристик. Кроме
того, индивидуальные различия выступают
как самостоятельная проблема в структуре
психологии развития. Рассмотрение возрастных
и индивидуальных особенностей в их единстве
создает новые возможности для изучения
обучаемости, для определения генеза и
степени зрелости психологических функций.
Следующий цикл проблем возрастной психологии
связан с феноменом ускорения процесса
развития. Акселерация в период роста
и созревания организма и ретардация старения,
отодвигание границ геронтогенеза в современном
обществе под действием целого комплекса
социально-экономических, санитарно-гигиенических
и биотических факторов оказывают влияние
на построение системы возрастного нормирования.
В то же время вопросы акселерации и ретардации
остаются мало изученными именно вследствие
того, что сами возрастные критерии психического
развития в их многообразии оказываются
недостаточно разработанными.
Для дальнейшего исследования одной из
основных проблем психологии развития
— классификации периодов жизни — первостепенное
значение имеет структурно-генетический
подход к онтогенетическому развитию
человека.
На основе знания основных характеристик
жизненного цикла человека, его внутренних
закономерностей и механизмов может быть
осуществлена разработка синтетической
проблемы о скрытых возможностях и резервах
самого психического развития.
В число основных проблем возрастной психологии
входит исследование факторов развития,
поскольку оно осуществляется во взаимодействии
человека с окружающим миром, в процессе
общения, практической и теоретической
деятельности. Детерминанты и условия
человеческого развития включают социально-экономические,
политико-правовые, идеологические, педагогические,
а также биотические и абиотические факторы.
^ Таким образом,
намечается определенная иерархия актуальных
проблем более общего и частного порядка,
решение которых подчинено основной цели
— дальнейшей разработке теории индивидуального
развития и расширению возможностей приложения
научных знаний по психологии развития
к решению задач социальной и производственной
практики, поскольку сейчас научное исследование
закономерностей психического развития
становится необходимым условием дальнейшего
совершенствования всех форм воспитания
и образования не только подрастающего
поколения, но и взрослого человека.
Информация о работе Актуальные проблемы психологии развития на современном этапе