Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 14:23, контрольная работа
Различие людей между собой многопланово – это различие интересов, убеждений, опыта, знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Для того чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.
Введение 3
1. Характер 4
2. Акцентуации характера 9
2.1 Характеристики поведения в зависимости от акцентуации характера 10
3. Методики определения типа акцентуации характера 20
Заключение 23
Список использованных источников 24
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО Уральский Государственный экономический университет
Филиал УрГЭУ в г. Нижний Тагил
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине “Психология”
ТЕМА: Акцентуации характера
Исполнитель: Шагов В.С.
студент гр.2РД1
Преподаватель:
Трубина Г.Ф.
Нижний Тагил
2013
Содержание
Введение 3
1. Характер 4
2. Акцентуации характера
2.1 Характеристики поведения в зависимости от акцентуации характера 10
3. Методики определения
типа акцентуации характера
Заключение 23
Список использованных источников 24
Введение
Различие людей между собой многопланово – это различие интересов, убеждений, опыта, знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Для того чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.
Психология личности изучает личность как структуру, темперамент – как биологический фундамент личности; конституцию телосложения, а с выделенными типами строения тела соотносят определенные типы личности.
Большое значение для определения
совместимости людей имеет
Для глубокого понимания сущности каждого человека необходимо глубже изучить характер и его акцентуации.
Акцентуации, как правило, начинают появляться в подростковом возрасте, именно тогда, когда происходит формирование личности, характера, когда межличностные конфликты могут сильно сказаться на дальнейшей жизни подростка. И для школьного, семейного, подросткового психолога крайне важно вовремя обратить внимание на определенные выпирающие черты характера в ущерб другим, чтобы вовремя скорректировать действия, поступки человека или даже уберечь его от какого-либо необдуманного действия.
1. Характер
В психологии понятие «характер» (с греческого «печать», «чеканка») означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.
Современная характерология делится на три направления:
1. Конституционально-
2. Психологическое (З. Фрейд и К. Юнг). Характер объясняется исходя их бессознательных влечений человека.
3. Идеологическое (психологическая теория Р. Ребека) Характер заключается в торможении инстинктов, которое определяется этико-логическими санкциями. То, какие именно инстинкты и какими санкциями тормозятся, зависит от внутренних имманентных свойств личности.
Черты характера – это не существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются, как не совместимые с ними, им противоречащие другие. Всякая определенность - это всегда и неизбежно определенность по отношению к чему-либо, что человеку не безразлично, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи.
Первый и решающий вопрос
для определения характера
Характер человека – это
и предпосылка, и результат его
реального поведения в
Основа характера складывается постепенно, укрепляется в процессе жизни и становится типичным для данного человека, а конкретные проявления характера могут видоизменяться в зависимости от ситуации, в которой находится человек, под влиянием людей, с которыми он общается.
Характер теснейшим образом связан с мировоззрением. Характерное для человека поведение, в котором характер и формируется, и проявляется, будучи его практическим отношением к другим людям, неизбежно заключает в себе идеологическое содержание, хотя и не всегда адекватно осознанное и не обязательно теоретическое оформленное.
Поскольку то или иное мировоззрение, переходя в убеждения человека, в его моральные представления и идеалы, регулирует его поведение, оно, отражаясь в его сознании и, реализуясь в его поведении, существенно участвует в формировании характера. Систематически побуждая человека поступать определенным образом, мировоззрение, мораль как бы оседают и закрепляются в его характере в виде привычки, то есть привычных способов нравственного поведения.
Можно даже сказать, что характер – это не всегда осознанное мировоззрение человека, ставшее его натурой.
Решающим для понимания характера является отношения между общественно и личностно значимым для человека. Именно направленность личности лежит в основе единства, целостности и силы характера. Характер и направленность характера не одно и то же.
Согласно учению Павлова,
привычное поведение человека –
это система прочно закрепившихся
его ответных реакций на многократно
повторяющиеся воздействия
В психологии существуют следующие точки зрения на природу характера:
- одни считают, что он наследственно обусловлен;
- другие считают, что
он целиком определяется
- третьи считают, что
характер имеет как
Первой точке зрения свойственна биологизация характера, второй – социологизация. Обе эти крайние точки зрения ошибочны и не соответствуют действительности.
В отечественной психологии принята, более реально отражающая природу характера, точка зрения, согласно которой характер не врожден, но в его проявлениях сказываются и особенности организации (в первую очередь нервной системы, генотипа).
Анализ проблемы «биологических основ характера» позволяет сделать следующие выводы:
- детерминанты свойств характера следует искать как в особенностях генотипа, так и в особенностях воздействия среды;
- степень относительного
участия факторов
- генотипические и средовые
влияния на характер могут
привести к эффекту «
При неблагоприятных сочетаниях обоих факторов развития характера может дать сильные степени отклонения вплоть до патологических форм. При благоприятном сочетании даже сильная генотипическая предрасположенность к отклонению от нормы может не реализоваться или не привести к патологическим отклонениям характера.
Определить структуру
или строение характера личности
означает выделить основные компоненты
или свойства и установить обусловленные
ими специфические черты в
их сложном отношении и
Большинство исследователей выделяют в структуре сложившегося характера, прежде всего две стороны: содержание и форму.
Содержание характера составляет жизненную направленность личности, то есть материальные и духовные потребности, интересы, идеалы.
В разных формах характера выражаются различные способы проявления отношений, темперамента.
Кроме этого выделяют: интеллектуальные,
волевые и эмоциональные
В связи с этим выделяют в структуре характера:
- Темперамент, который
определяет уравновешенность
Характер человека – это
сплав врожденных свойств высшей
нервной деятельности с приобретенными
в течение жизни
- Волю, которая связана с решительностью, силой, твердостью характера;
- Убежденность, которая определяет
принципиальное поведение
Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.
К первой группе относят
черты, выражающие направленность личности
(устойчивые потребности, установки, интересы,
склонности, идеалы, цели), систему отношений
к окружающей действительности и
представляющие собой индивидуально-
Ко второй группе относят интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.
Характер человека проявляется в следующей системе отношений:
- Отношение к другим людям. Здесь можно выделить такие черты характера, как «общительность-замкнутость», «правдивость-лживость», «тактичность-грубость», «эгоизм-альтруизм».
- Отношение к делу. Здесь можно выделить следующие черты характера: «ответственность - недобросовестность», «аккуратность - неряшливость», «трудолюбие - леность», «инициативность – пассивность».
- Отношение к себе. Здесь выделяются такие черты, как «скромность – самовлюбленность», «гордость – смирение», то есть степень требовательности, самокритичности, самооценки.
- Отношение к собственности:
«щедрость – жадность», «
2. Акцентуации характера
Поведение, отличающееся от общественного, чаще всего встречается в подростковом возрасте (50% - 80%). Наиболее стойкие и выраженные отклонения называют акцентуацией характера.
Акцентуированные личности ни в коем случае не являются патологическими. Они лишь характеризуются выделением ярких черт характера в ущерб другим чертам, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуаций может быть различной – от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни – психопатии.
Психопатия – это болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми. Психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.
Но в отличие от психопатии,
акцентуации характера
Выделяет 12 типов акцентуации, каждый из них предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам.
В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, такой человек может стать и незаурядным, например, акцентуация характера по, так называемому, экзальтированному типу может способствовать расцвету таланта артиста, художника. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения людей.
2.1 Характеристики поведения в зависимости от акцентуации характера.
- Гипертимный тип.