Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 11:40, курсовая работа
Цель и задачи:
1. Провести обзор литературных источников по изучаемой проблеме.
2. Подбор методов исследования.
3. Проведение эксперимента.
4. Обработка полученных результатов и их анализ.
Введение 3 стр.
1. Характер как индивидуальная характеристика
личности 4 стр.
1.1 Понятие характера 4 стр.
1.2 Акцентуации характера 5 стр.
1.3 История исследований акцентуаций характера 5 стр.
1.4 Явная и скрытая акцентуация 6 стр.
2. Акцентуация характера у подростков 9 стр.
2.1 Акцентуации характера в подростковом возрасте 9 стр.
2.2 Причины акцентуаций характера 9 стр.
2.3 Роль акцентуаций характера в формировании личности 9 стр.
2.4 Сопоставление классификаций акцентуаций характера 9 стр.
2.5 Классификация акцентуаций характера по А.Е. Личко 10 стр.
2.5.1 Гипертимный тип 10 стр.
2.5.2 Циклоидный тип 11 стр.
2.5.3 Лабильный тип 12 стр.
2.5.4 Астено-невротический тип 13 стр.
2.5.5 Сенситивный тип 14 стр.
2.5.6 Психастенический тип 16 стр.
2.5.7 Шизоидный тип 17 стр.
2.5.8 Эпилептоидный тип 19 стр.
2.5.9 Истероидный тип 21 стр.
2.5.10 Неустойчивый тип 23 стр.
2.5.11 Конформный тип 25 стр.
2.5.12 Смешанные типы: промежуточные и амальгамные 26 стр.
3. Психодиагностическое исследование акцентуаций характера
школьника 27 стр.
Заключение 32 стр.
Библиографический список 34 стр.
Амальгамные типы – это тоже смешанные типы, но иного рода. Они формируются как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу неправильного воспитания или иных хронически действующих психогенных факторов. Здесь также возможны далеко не все, а лишь некоторые наслоения одного типа на другой. Подробнее эти явления рассматриваются в главе о психопатических развитиях. Здесь же следует отметить, что гипертимно-неустойчивый и гипертимно-истероидный типы представляют собой присоединение неустойчивых или истероидных черт к гипертимной основе. Лабильно-истероидный тип обычно бывает следствием наслоения и истероидности на эмоциональную лабильность, а шизоидо-неустойчивый и эпилептоидо-неустойчивый – неустойчивости на шизоидную или эпилептоидную основу. Последнее сочетание отличается повышенной криминогенной опасностью. При истероидно-неустойчивом типе неустойчивость является лишь формой выражения истероидных черт. Конформно-неустойчивый тип возникает как следствие воспитания конформного подростка в асоциальном окружении. Развитие эпилептоидных черт на основе конформности возможно, когда подросток вырастает в условиях жестких взаимоотношений. Другие сочетания практически не встречаются.
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ
Объектом исследования в данной работе является подросток, ученик 7-го класса.
Предметом исследования является акцентуация характера у подростков.
Цель и задачи:
1. Провести обзор литературных источников по изучаемой проблеме.
2. Подбор методов исследования.
3. Проведение исследований и сравнение их результатов.
4. Обработка полученных результатов и их анализ.
5. Выводы.
База исследования: ученик 7-го класса иркутской средней школы # 76 возраст 12 лет.
Для решения заявленной
Тексты методик приводятся в приложении.
Ниже приводятся ответы испытуемого на предложенные ему тесты.
Ответы испытуемого
на тест «Методика определений
1+ |
9+ |
17+ |
25- |
33+ |
41- |
49+ |
57+ |
65+ |
73+ |
81+ |
2+ |
10+ |
18+ |
26- |
34- |
42- |
50- |
58+ |
66+ |
74+ |
82- |
3- |
11+ |
19+ |
27+ |
35- |
43+ |
51+ |
59+ |
67- |
75- |
83- |
4+ |
12+ |
20+ |
28- |
36- |
44- |
52+ |
60+ |
68+ |
76+ |
84+ |
5- |
13+ |
21- |
29+ |
37+ |
45- |
53+ |
61+ |
69+ |
77+ |
85+ |
6+ |
14+ |
22- |
30- |
38+ |
46- |
54- |
62- |
70+ |
78- |
86+ |
7- |
15- |
23- |
31- |
39+ |
47+ |
55+ |
63+ |
71+ |
79- |
87- |
8+ |
16- |
24- |
32+ |
40+ |
48+ |
56- |
64- |
72+ |
80- |
88- |
Подсчёты:
«+» +,+,+,+,+ = 5
«-«
5 * 3 =15
«+» +,+,+,+ =4
«-« -,-, = 2
4 + 2 = 6, 6 * 2 = 12
«+» +,+,+,+ = 4
«-« - = 1
4 + 1 = 5, 5 * 3 = 15
«+» +,+,+,+,+,+,+,+ = 8
«-«
8 * 1 = 8
«+» +,+,+,+,+ = 5
«-«
5 * 3 = 15
«+» +,+,+,+,+ = 5
«-«
5 * 3 = 15
«+» +,+,+,+,+,+ = 6
«-« - = 1
6 + 1 =7, 7 * 2 = 14
«+» +,+,+,+,+ = 5
«-«
5 * 3 = 15
«+» +,+ = 2
«-« -,- = 2
2 + 2 = 4, 4 * 3 = 12
«+» +,+,+ = 3
«-«
3 * 6 = 18
Итог: (см. таблицу) гипертимность - 15 баллов, ригидность, застревание – 12 баллов, эмотивность, лабильность – 15 баллов, педантичность – 8 баллов, тревожность – 15 баллов, циклотимность – 15 баллов, демонстративность – 14 баллов, неуравновешенность – 15 баллов, дистимичность – 12 баллов, экзальтированность – 18 баллов.
Вывод по проведённому исследованию: практически все (за исключением педантичности) акцентуации характера наблюдаются у испытуемого в значении выше среднего, тем не менее ярко выраженные акцентуации характера отсутствуют. Из всех перечисленных акцентуаций наиболее высокий показатель соответствует экзальтированности. В соответствии с этим приводим описание данной акцентуации:
Экзальтированный характер можно было бы назвать характером тревоги и счастья. Это название подчеркивает его близкую связь с психозом тревоги и счастья, который сопровождается резкими колебаниями настроения.
Экзальтированные люди реагируют на жизнь более бурно, чем остальные, они одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. От «страстного ликования до смертельной тоски» у них один шаг. Экзальтация мотивируется тонкими, альтруистическими побуждениями. Привязанность к близким, друзьям, радость за них, за их удачи могут быть чрезвычайно сильными. Наблюдаются восторженные порывы, не связанные с сугубо личными отношениями. Любовь к музыке, искусству, природе, увлечение спортом, переживания религиозного порядка, поиски мировоззрения - все это способно захватить экзальтированного человека до глубины души.
Другой полюс его реакций - крайняя впечатлительность по поводу печальных фактов. Жалость, сострадание к несчастным людям, к больным животным способна довести такого человека до отчаяния. По поводу легко поправимой неудачи, легкого разочарования, которое другим назавтра было бы забыто, экзальтированный человек может испытывать искреннее и глубокое горе. Какую-нибудь рядовую неприятность друга он ощутит болезненнее, чем сам пострадавший. Даже при незначительном страхе у экзальтированной личности сразу заметны физиологические проявления (дрожь, холодный пот).
Тот факт, что экзальтированность связана с тонкими и очень человечными эмоциями, объясняет, почему этим характером особенно часто обладают артистические натуры - художники, поэты.
Ответы испытуемого на тест «Темперамент»
N |
холерик |
сангвиник |
флегматик |
Меланхолик | |
1 |
+ |
+ |
- |
+ | |
2 |
+ |
+ |
- |
+ | |
3 |
- |
+ |
+ |
- | |
4 |
+ |
- |
- |
- | |
5 |
+ |
- |
- |
+ | |
6 |
+ |
+ |
+ |
- | |
7 |
+ |
+ |
+ |
+ | |
8 |
+ |
+ |
- |
+ | |
9 |
- |
+ |
- |
+ | |
10 |
- |
+ |
+ |
+ | |
11 |
+ |
- |
- |
- | |
12 |
+ |
+ |
- |
+ | |
13 |
- |
+ |
- |
+ | |
14 |
+ |
- |
+ |
+ | |
15 |
+ |
- |
+ |
+ | |
16 |
+ |
+ |
+ |
+ | |
17 |
- |
- |
+ |
- | |
18 |
+ |
+ |
+ |
+ | |
19 |
- |
- |
+ |
- | |
20 |
+ |
- |
- |
+ |
Ф(т) = Х(15/40*100%) + Ф(10/40*100%) + С(12/40*100%) + М(14/40*100%) = 37,5%Х + 25%Ф + 30%С + 35%М
Итог: испытуемый на 37,5% холерик, на25% флегматик, на 30% сангвиник, на 35% меланхолик.
Вывод: в результате проведённого исследования с помощью теста «Темперамент», у испытуемого выявлены черты всех основных типов темперамента, но доминирующим является холерический. На основании этого приводим краткое описание данного типа темперамента:
Холерический темперамент.
Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.
СРАВНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
При
сопоставлении результатов
Включаясь
в развитие характера,
В ходе
исследования, с помощью тестов «Темперамент»
и «Акцентуация характера» было установлено,
что испытуемый обладает экзальтированным
типом характера и холерическим типом
темперамента. В соответствии с этим можно
составить психологический портрет испытуемого.
Ему свойственно:
2. неуравновешенность,
3. интенсивность психических
4. крайняя впечатлительность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной курсовой работы
было исследование акцентуаций
характера в подростковом
В ходе проведённой работы
у испытуемого был выявлен
аффектно-экзальтированный тип
1.большой диапазон
2. неуравновешенность,
3. интенсивность психических
4. крайняя впечатлительность.
Таким
образом, была установлена
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
Информация о работе Акцентуации характера в подростковом возрасте