Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 17:51, контрольная работа
Современное общество существует по определённым правилам, социальным нормам, принятым в данном обществе. Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Всегда будут существовать люди, которые не могут или не хотят жить по правилам и нормам, принятым в том обществе, в котором они живут.
Введение ………………………………………………………………..…………... 3
1.Акцентуации характера ……………………………………………...…..………..3
2. Девиантное поведение ………………………………………………...….…….11
3. Структура и типы девиантного поведения ………………………..….……….13
4.Акцентуация характера как одна из предпосылок формирования
девиантного поведения у подростков ……………..…………….………………16
Список литературы……………..…………………
Однако это не означает полного отсутствия предпосылок для формирования отклонений в поведении. Астено-невротические подростки, как и остальные, стремятся к независимости от взрослых и общению со сверстниками. Но из-за астетичности, утомляемости они не могут активно выражать свои стремления. Накапливаясь, эти стремления могут подогревать маломотивированные вспышки раздражения в отношении родителей, воспитателей, побуждать к обвинению близких в том, что они не уделяют должного внимания их здоровью, или даже порождать глухую неприязнь к сверстникам, у которых подростковые поведенческие реакции выражаются прямо и открыто.
СЕНСИТИВНЫЙ ТИП
Основная черта таких подростков – “чувство собственной недостаточности”. Они робки, застенчивы, избегают новых людей, глубоко привязаны к родителям.
У них формируются высокие моральные и этические требования и к себе, и к другим, и поэтому девиантного поведения они практически не демонстрируют, за исключением суицидального поведения. Суицидальные попытки носят характер истинного покушения. Они связаны со сверхтребованиями к себе со стороны подростков.
ПСИХАСТЕНИЧЕСКИЙ ТИП
Психастеники не склонны ни к каким проявлениям отклоняющегося поведения.
ШИЗОИДНЫЙ ТИП
Наиболее существенными чертами данного типа считаются замкнутость, отгороженность от окружающего, неспособность или нежелание устанавливать контакты, снижение потребности в общении.
Алкоголь наркотические вещества практически не вызывают интереса у шизоидных подростков. Однако некоторые из них находят, что небольшие дозы алкоголя, не вызывая эйфории, могут облегчить установление контактов, устраняют затруднения и чувство неестественности при общении. Тогда легко образуется особого рода психическая зависимость – стремление регулярно использовать небольшие дозы алкогольных напитков, часто крепких, с целью «побороть застенчивость» и облегчить контакты. Такую же опасность представляют ипредставляют другие дурманящие вещества.
Суицидальное поведение шизоидам не свойственно — шизоидность, видимо, не располагает к подобному способу решения жизненных трудностей.
Делинквентность при шизоидном типе характера встречается нечасто, при этом в самом делинквентном поведении явственно выступают шизоидные черты. Шизоидные подростки, не будучи склонны к групповой делинквентности, могут совершать серьезные правонарушения «во имя группы», желая, чтобы «группа признала своим». В одиночку также совершаются сексуальные правонарушения (эксгибиционизм, развратные действия над малолетними, сексуальная агрессия).
ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ ТИП
Как уже было сказано, главной чертой эпилептоидных подростков является склонность к периодам злобно-тоскливого настроения с накипающим раздражением и поискам объекта, на котором можно сорвать зло. В то же время они стараются заботиться о своём здоровье, берегут себя.
Среди увлечений должна быть отмечена склонность к азартным играм. Страсть к обогащению очень легко пробуждается. Коллекционирование привлекает прежде всего материальной ценностью собранного.
Эпилептоидная акцентуация является почвой для ситуативно обусловленных нарушений поведения долинквентного и даже криминального типа, ранней алкоголизации, а также психопатического развития.
Алкоголизация эпилептоидов отличается от алкоголизации подростков с другими типами акцентуаций. В отличие от большинства подростков представители эпилептоидного типа любят пить не вино, а водку и другие крепкие спиртные напитки, а сигаретам предпочитают папиросы с крепким табаком. Могут наблюдаться амнестические формы опьянения, во время них совершаются поступки, о которых не сохраняется никаких воспоминаний. Однако, такие подростки гораздо менее склонны к употреблению неалкогольных токсических — средств. Может быть, их отчасти удерживает страх стать наркоманом, забота о своем здоровье.
Истинные суицидные действия у эпилептоидных подростков крайне редки. У подростков этого типа чаще приходится сталкиваться только с демонстративным суицидальным поведением, нередко носящим характер явного суицидального шантажа.
Эпилептоидный тип можно признать одним из самых трудных для социальной адаптации. Тяжелые и выраженные степени психопатий относительно часты, при явных акцентуациях характера подростковый период ознаменован тяжелыми конфликтами, и даже при скрытой акцентуации возможны неожиданные тяжелые эксцессы.
ИСТЕРОИДНЫЙ ТИП
Главная черта истероидных подпростков — беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе. И из этой черты вытекает основное проявление девиантного поведения этих подростков — суицидальные демонстрации. Реже встречаются суицидальные покушения в состоянии аффекта.
Алкоголизация также может носить чисто демонстративный характер. Сформировавшийся алкоголизм у истероидных подростков встречается довольно редко.
Делинквентность истероидов проявляется в особая склонность к мелкому воровству, мошенничеству, вызывающей манере вести себя в общественных местах. Угроза наказания за совершенные проступки толкала на демонстративное суицидальное поведение.
КОНФОРМНЫЙ ТИП
Особенность этого типа — постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному и привычному окружению. Девиантного поведения подростки комформного типа практически не демонстрируют.
НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП
Главная черта неустойчивых подростков – крайнее безволие и тяга к лёгким удовольствиям. Этим стремлением детерменировано всё их поведение.
У них нет желания учиться. В выборе развлечений они тоже не проявляют характера, плывут по течению. В результате они оказываются в компаниях, сулящих немедленные удовольствия, как правило, асоциальных.
Высокая частота алкоголизации подростков неустойчивого типа тоже вполне понятна. Вино рассматривается ими как необходимый атрибут культа развлечений. В качестве мотива алкоголизации обычно приводится желание испытать веселое настроение. То же можно сказать и о наркотиках.
Неустойчивые подростки легко идут на кражи, рассматривая их не как противоправный поступок, а как развлечение и добыча средств на новые развлечения. Достаточно характерны для таких подростков побеги из дома. Сначала они бегут от трудностей (учебы, наказаний и т. п.), но потом – на поиски развлечений. Суицидальное поведение неустойчивым подросткам не свойственно.
Итак, внешне похожие формы поведения, охарактеризованные нами как девиантные, могут быть обусловлены совершенно разными субъективными мотивами, зависящими от типа акцентуации характера.
Заключение.
В большинстве случаев акцентуации характера создают предпосылки для формирования девиантного поведения, особенно в подростковом возрасте. Для того чтобы избежать отклонений в поведении детей, родителям и педагогам следует вовремя обратить внимание на особенности характера ребёнка. Зная тип акцентуации характера ребёнка, “места наименьшего сопротивления” в характере и избегая, по возможности, неблагоприятных социально-психологических воздействий можно предотвратить формирование отклоняющегося поведения.
Список литературы
1. Основы социальной работы: Учебник/Отв. Ред. П.Д.Павленок. – М.: ИНФРА- М, 2008.
2.Социологический словарь 2-е изд. перераб. и доп.– Мн: Университетская,2007.
3. Социальные отклонения – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: С69 Юрид. лит., 2003.
4. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - Москва,«МЕДпресс», 2000.
5. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков. Патопсихология. –
М.: Институт практической психологии, 2006.
6. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.,2003.
7. Беличева С. А. Специализированные подростковые клубы как институт
ресоциализации «трудных» подростков // Психол. журн. 2004. - Т. 5. - №6. - С. 48 - 54.
8. Криминология. 2-е издание, переработанное и дополненное, Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. – 2002.
9. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избран. труды
по экономич. теории – М., 2003.
10. Иванов В.Н. «Девиантное
поведение: причины и масштабы»
Социально-политический журнал
11. Эльконин Д. Б. К проблеме
периодизации психического
12.Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер / С. А. Беличева, В. М. Фокин. - М.: РИЦ Консорциума "Социальное здоровье России", 2004. -77с.
13. Социальные отклонения / Под ред. В. Н. Кудрявцева. - М.: Юрид. лит., 2005.
14. Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно-полезной
деятельности подростков. - М.: Педагогика, 2004. - 222 с.
15. Филонов Л. Б. Тактика установления оптимальных отношений с индивидом с целью его изучения // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - М., 2001.
16. Выготский Л. С. Проблемы
возрастной периодизации
Вопр. психологии. - 2003. - № 2. - С. 114 - 123.
17. Платонов К. К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 2001.
18. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-
психологического тренинга. - М,: Изд-во Моск. ун-та, 2005. - 168с.
19. Личко А. Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.:
Медицина, 2003. - 256 с.
20. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.:
Просвещение, 2006. - 127 с
21. Ананьев Б, Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр.
психол. труды: В 2 т. - М.: Педагогика, 2004,- Т. 2, С. 10- 127.
22. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: Метод. Пособие / С.Н. Ениколопов, Л.В. Ерофеева, И. Соковня и др.; подред. И. Соковни. – М.: Просвещение, 2002. – 158 с.
23. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.
24. Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие /
Под науч. Ред. Л.М. Шипициной. СПб.: Издательство «Речь», 2003. – с.144.
25. Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 2004. – 688 с.
26. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М.:
Издательский центр «Академия», 2005. – 592 с.
27. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 2008. – 303 с.
Информация о работе Акцентуации характера и девиантное поведение