Алкоголизированная семья и школьник

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 13:06, курсовая работа

Краткое описание

Семья оказывает большое влияние на формирование личности ребенка. Она помогает ему узнавать мир, формирует у него определенные взгляды и убеждения. Первая социализация ребенка происходит в семье. Именно из нее он выносит основные стереотипы поведения и отношения, принятые в обществе. Будучи маленьким ребенком, он усваивает все это путем подражания, но, повзрослев, начинает более осмысленно относиться ко всему тому, что предлагают ему родители. Как правило, это происходит всреднем школьном возрасте, когда обостряется «чувство взрослости» и ребенок начинает усиленно стремиться к независимости. Он хочет сам выбирать, что ему делать, самостоятельно планировать свое будущее.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1 Алкоголизированная семья как фактор эмоционально – волевых нарушений у детей среднего школьного возраста…………………………………………4
Психологические особенности функционирования алкоголизированной
семьи………………………………………………………………………………4
Предпосылки эмоционально – волевых нарушений ребенка,
обусловленные алкоголизированной семьей………………………………….15
Эмпирическое исследование: особенности эмоционально – волевой
сферы у детей среднего школьного возраста из алкоголизированных семей……………………………………………………………………………...21
Описание методик исследования………………………………………….21
Описание результатов исследования……………………………………..25
Особенности психолога – педагогической работы с детьми из
алкогольных семей………………………………………………………………30
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованных источников………………………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

Alkogolizirovannaya_semya.docx

— 106.08 Кб (Скачать файл)

Главная характеристика созависимости — направленность личности вовне, что обусловлено ее заниженной самооценкой[10].

Созависимость возникает в ответ на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и приводит к страданиям всех ее членов. Особенно уязвимы дети. Отсутствие достаточного жизненного опыта, неокрепшая психика — все это приводит к тому, что царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы, непредсказуемость и отсутствие безопасности, а также отчужденное поведение родителей глубоко травмируют детскую душу, и последствия этого травмирования зачастую накладывают глубокий отпечаток на дальнейшую жизнь человека[10].

Дети, среднего школьного возраста, родители которых были алкоголиками, часто сами заболевают хроническим алкоголизмом. Риск заболеть у них выше, чем у тех, чьи родители не злоупотребляют спиртными напитками. Они затрудняются в принятии любых решений, склонны ко лжи, отличаются заниженной самооценкой, слабо развитым чувством юмора, в дальнейшем у них возникают трудности в интимных отношениях. Самое главное — все они стремятся плыть по течению, подстраиваться под окружающих. Они не управляют обстоятельствами; индивидуальность, творческое начало у них не проявляются; часто возникают сомнения, неуверенность в правильности своих поступков. Большинство из них нуждаются в поддержке, одобрении, успокоении. Таким образом, дети пьющих родителей составляют генетическую группу риска по заболеваемости алкоголизмом и наркоманией.

Школьники из алкогольных семей несут в себе комплекс психологических проблем, связанных с определенными правилами и ролевыми установками такой семьи, что тоже ведет к вероятности попасть в группу социального риска. Ребенок, чтобы выжить в алкогольной семье, неизбежно усваивает дезадаптивные формы поведения[11]. В семьях с алкогольной зависимостью, по мнению специалистов, вырабатываются три основных правила или стратегии, которые передаются от взрослых к детям и становится их жизненным кредо: «не говори, не доверяй, не чувствуй».

Дети боятся «высовываться» и просить о помощи из-за клейма, связанного с пьянством или другими наркотическими проблемами, а также из-за того, что они не хотят быть предателями в своей семье. Даже дома они не могут говорить об истинном положении вещей[12]. Кроме того, они становятся недоверчивыми из-за несдерживаемых родителями обещаний, непостоянства, вербального, физического и даже сексуального насилия, объектом которого они нередко являются.

Третье правило — «не чувствуй» — естественным образом вытекает из первых двух. То, что происходит с ними, может быть больно, грязно, стыдно и безнадежно. Они вынуждены учиться прятать или игнорировать свои чувства. Дети уже в раннем школьном возрасте прекрасно умеют отстраняться от своих чувств и мыслей по поводу происходящего в семье, убеждая себя и окружающих в том, что у них все благополучно. Но наиболее уязвимыми они становятся в подростковом возрасте. Ребенок среднего школьного возраста не только глубоко переживает трагедию, обусловленную пьянством родителей, но часто и сам пытается найти в алкоголе ключ к решению семейных проблем. Вследствие этого довольно быстро и остро протекает процесс разрушения, деградации его личности, который по своему проявлению сходен с нарушениями психического здоровья[12]. Школьник становится грубым, черствым, злобным по отношению к самым близким людям, его эмоциональное развитие резко тормозится, появляется равнодушие, опустошенность, нарастает вялость, апатия, нежелание что-то делать, к чему-то стремиться и вместе с тем рождается агрессивность, склонность к антиобщественным, немотивированным поступкам.

Вышеуказанные характерологические изменения личности ребенка появляются не сразу, а формируются постепенно, под влиянием жизненного уклада алкогольной семьи и особенностей поведения пьющих взрослых. Опыт работы практических психологов с такими семьями и воспитывающимися в них детьми показал, что отклонения в психическом развитии и становлении личности ребенка в значительной степени обусловлены общей семейной атмосферой[13].

Алкоголизм одного из родителей круто меняет жизнь всех членов семьи: как не злоупотребляющие супруги, так и дети оказываются втянутыми в отношения созависимости. В результате тесного и длительного общения (более 2-х лет) с химически зависимым человеком, вследствие неудавшихся попыток контролировать его поведение, у людей, близких алкоголику, складывается реактивный тип личности – созависимый. При этом человек как бы теряет способность чувствовать, думать и действовать по своему выбору, управлять своей жизнью, пытаясь управлять чужой. Он лишь реагирует на то, что делает, думает и чувствует другой .

 Разница в характере помощи  созависимым взрослым и детям  состоит в том, что взрослые  выбирают супругов и имеют  возможность, в крайнем случае, покинуть  дом, хотя такое решение даётся  не просто – это серьёзный  выбор. У детей нет ни выбора, ни способности отстраниться  от психотравмирующей ситуации. Взрослые чувствуют себя в  ловушке! А дети действительно  оказываются в ловушке!

Не существует стопроцентно верных путей распознавания детей, живущих в семьях, где есть алкоголики. Тем не менее, следующие симптомы в поведении ребёнка могут указывать на определенную дисфункцию в семье, вполне возможно обусловленную алкоголизмом родителей:

- не сдает вовремя тетради, дневник и так далее;

- имеет неровную успеваемость;

- наблюдаются определённые изменения во внешности;

- испытывает голод - ребенок не позавтракал, не имеет средств на обед в школе;

- идёт на сознательную изоляцию в среде сверстников;

- общая (постоянная) усталость, утомляемость, изможденность, равнодушие;

- озабоченность своевременным возвращением домой;

- избегает возвращения домой;

- избегает споров и конфликтов;

- специфические вопросы и комментарии, которые допускают дети в процессе бесед и занятий по теме «Профилактика алкоголизма»:

- выпить и напиться для них выглядит одинаково;

-категорически отрицательное отношение к алкоголю, его употреблению;

-явная озабоченность и постоянные вопросы о том, может ли алкоголизм передаться по наследству.

Наличие в семье взрослого человека с зависимостью от психоактивного вещества оказывает пагубное влияние на формирование личности ребёнка, деформирует семейную систему в целом, создавая целый ряд факторов семейного неблагополучия, сопутствующих алкоголизму родителей[13]. Среди этих негативных условий проживания ребёнка в семье, когда родители злоупотребляют алкоголем, выделяются обстоятельства психолого-педагогического и социального характера. К психолого-педагогическим факторам семейного неблагополучия ребёнка, сопутствующим алкогольной зависимости родителей относятся:

- общий высокий уровень агрессивности в семье, привычка к конфликтам между её членами, а часто -  к насилию близких по отношению друг к другу и к детям в том числе;

- эмоциональная нестабильность, несдержанность и/или холодность родителей по отношению к детям и друг другу, провоцирующие недоверие детей по отношению к родителям;

- отсутствие диалога между ребёнком и родителями вследствие родительской безответственности;

- воспитательная непоследовательность родителей на фоне их психолого-педагогической безграмотности.

К условиям социального неблагополучия семьи, в которой родители злоупотребляют алкоголем, можно отнести:

-недостаток средств к существованию из-за личной безответственности родителей (отсутствие постоянной работы, часто – плохое физическое состояние, весьма низкая общая и психологическая культура, культура общения и быта);

- границы семьи и личные границы её членов размыты: ребёнку трудно сформировать своё личное пространство, он испытывает явные проблемы становления индивидуальности;

- семья изолирована от здорового общества, социальное окружение детей негативно однородно (они либо одиноки, изолированы от сверстников, либо общаются с детьми из семей с подобными проблемами).

Дети, воспитанные родителями, злоупотребляющими алкоголем, как правило, имеют характерные личностные особенности, состоящие в нарушениях психологического здоровья, риске замедленного психического и физического развития вследствие проживания в стрессогенной обстановке, высокого уровня тревожности, наличия психосоматических проявлений. Общим для них является то, что:

- они не уважают себя и не ценят;

- не веря в собственные силы, они стремятся избавиться от ответственности  или же у них развивается сверхответственность;

- они не умеют дифференцировать свои чувства и не понимают их происхождения;

- они наполнены страхом, тревожны и не уверены в себе;

- им свойственно переживание собственной ненужности, никчемности и беспомощности, чувство одиночества;

- они раздражительны, депрессивны.

 Особенности детей, чьи родители  злоупотребляют алкоголем, межличностного  плана состоят в трудностях  их адаптации в обществе:

- они боятся быть искренними и поэтому всегда находятся «в маске»;

- они считают, что должны удовлетворять потребности родителей, и при этом ожидают, что их потребности будут удовлетворены другими людьми;

- они учатся извлекать выгоды из деструктивных отношений и обучаются манипулятивному поведению;

- они пытаются подчинить себе других, открыто доминируя или манипулируя;

- если они подвергаются мучениям, то сами могут впоследствии мучить себя и других людей;

- они никому не доверяют и не уважают окружающих;

- они не умеют строить отношения с другими людьми.

Е.М. Мастюкова выделяет следующие формы поведения детей, воспитывающихся родителями, которые злоупотребляют алкоголем. Прежде всего -  это реакции протеста. Такие реакции чаще всего возникают при наличии алкоголизма одного из родителей[14]. Ребенок становится грубым, непослушным, стремится все сделать назло. Наряду с активными реакциями протеста могут отмечаться пассивные реакции, когда ребенок уходит из дома, боится родителей и не возвращается, затем постепенно начинает избегать общения и со сверстниками. На этом фоне у ребенка легко возникают невротические расстройства: нарушения сна, неустойчивость настроения. Могут наблюдаться тики, заикание, энурез. Более резким проявлением пассивного протеста являются попытки самоубийства, в основе которых лежит чрезмерно выраженное чувство обиды, желание отомстить, напугать.

Другой формой нарушения поведения детей при семейном алкоголизме является имитационное поведение. У детей в силу их обшей невротизации, повышенной внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости имеется повышенная склонность к возникновению социально неодобряемых форм имитационного поведения: сквернословия, хулиганских поступков, мелкого воровства, бродяжничества. Проведенные Е.М. Мастюковой исследования показывают значительные отклонения в личностном развитии на всех возрастных этапах у детей при семейном алкоголизме[15].

Кроме того, в семье, где родители злоупотребляют алкоголем, дети часто выполняют определённые роли, которые могут быть объединены в три позиции: «герой семьи», «злой клоун» и «невидимка». Социально-психологические особенности каждой из этих позиций представлены в таблице (см. таблица 1). Содержащаяся в таблице дополнительная информация позволит сделать работу специалиста с ребёнком, занимающим в семье ту или иную ролевую позицию, более систематизированной и целенаправленной.

 

 Таблица 1 – Социально-психологические  особенности ролевых позиций  детей в алкоголизированной семье

 

 

Видимые качества

Внутренние чувства

Привносит в семью

Характеристики

Возможные характеристики

в будущем

Без помощи

С помощью

Герой семьи

Видимый успех.  Делает то, что «правильно».

Неадекватность

Самоценность (семья может гордиться)

Высокие достижения:

отметки,

друзья,

спорт.

Работоголизм. Стремление никогда не ошибаться. Ответственность за все. Для семейных отношений выбирает хим.

зависимого человека.

Принятие неудачи. Ответственность за себя, а не за все. Хороший исполнитель.

Злой клоун

Враждебность Оборонительность. Злобность.

 

 

 

 

 

и/или

Хрупко сть. Незрел ость. Защита потребностей

Боль.

 Вина.

 

 

 

 

 

 

 

 

и/или

Страх.

Снимает фокус внимания с алкоголика.

 

 

 

 

 

и/или

Развлечение и юмор (комическая разря дка).

Негативное внимание.

Не может соперничать с «семейным героем».

и/или

Гиперактивный  Обучается плохомуТрудности с концентрацией.

Незапланированная беременность. Неприятности в школе и на работе. Проблемы с законом.

 

 

и/или

Язвенные болезни. Неумение справляться со стрессом. Компульсивность. Клоунство. Незрелость.

Взятие на себя ответственности.  Смелость.

Способность видеть реальн -    ость.

Хороший консультант.

и/или

Заботится о себе. Перестает быть клоуном.

С ним легко и весело. Хорошее чувство юмора.

Невидимка

Отстраненность. Одиночка.

Одиночество. Собственная неважность.

Облегчение (ре бенок, окотором не нужно беспокоиться).

Тихий.

«Невидимый». Нет друзей. Легко ведомыйПопадающий в неприятности.

Слабый интерес к жизни.

Проблемы с сексуальной идентичностью. Неразборчивость в связях.

Одиночес тво. Часто умирает в раннем возрасте.

Независимый Талантливый Творческий. С хорошим воображением

Самоактуализирующийся.


 

 «Герою семьи» нужно научиться:

  • просить о том, что ему нужно, и принимать помощь;
  • принимать поражение;
  • снимать контроль, расслабляться и дать всему идти своим чередом;
  • сосредоточиться на себе и перестать решать и думать за других;
  • осознать свои потребности, быть честным с собой.
  • Он может опираться на свое умение работать.

 «Злому клоуну», чтобы встать на путь выздоровления, нужно:

  • прорваться сквозь стену гнева к больному месту, к чувству обиды;
  • научиться обсуждать, а не бунтовать;
  • научиться принимать на себя ответственность;
  • рискнуть быть серьезным;
  • быть уверенным.

Сильные стороны, которые помогут в выздоровлении - способность видеть действительность, хорошая интуиция, чувствительность и мужество, юмор, умение играть и умение получать удовольствие.

«Невидимке» нужно:

  • выйти из своего чувства одиночества и потянуться к другим;
  • научиться справляться с одиночеством;
  • признавать, что испытывает боль;
  • создавать новые близкие взаимоотношения.

Опорой в этом процессе могут стать сильные стороны, такие как терпение, независимость и творческие способности.

В семье, где родители злоупотребляют алкоголем, действуют следующие правила и принципы:

  • Употребление алкоголя - главная часть семейной жизни;
  • Отрицание того, что алкоголь - это причина семейных проблем;
  • Кто-то или что-то вызвало алкогольную зависимость, зависимый человек не отвечает за её проявления;
  • Все члены семьи вовлечены в процессы, обусловленные наличием проблемы злоупотребления алкоголем;
  • Никто не имеет права обсуждать то, что происходит в семье, ни друг с другом, и с посторонними;
  • Никому нельзя доверять;

Таким образом, если в семьях с нормальными непьющими родителями требования последних к своим детям основываются на твердых жизненных взглядах, а поэтому имеют постоянный характер по отношению к тем или иным эмоционально-поведенческим проявлениям, то трагедия детей из семей, злоупотребляющих алкоголем, состоит в искажении, словно в кривом зеркале, всей системы человеческих взаимоотношений. Негативное влияние оказывает алкоголизированная семья на физическое развитие и эмоциональное благополучие подростка, на систему его отношений с миром и к миру.

Информация о работе Алкоголизированная семья и школьник