Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 12:52, контрольная работа
Целью написания этого труда является анализ личности и структуры ее психических свойств.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить задачи:
-получить понятие «личность» и конкретизировать его
-определить место личности в общей психологической науке
-изучить понятие «личность», выявить его особенности
-раскрыть структуру психических свойств личности
Введение
Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.
Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens - представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.
Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях.
Из вышесказанного следует, что психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы — всё то, что делает человека личностью.
Основными источниками, используемыми в процессе написания данной работы являлись научные труды российских и советских ученых, учебные пособия, научные статьи и современные публикации.
Целью написания этого труда является анализ личности и структуры ее психических свойств.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить задачи:
-получить понятие «личность» и конкретизировать его
-определить место личности в общей психологической науке
-изучить понятие «личность», выявить его особенности
-раскрыть структуру
Объектом данного изучения является личность как неотъемлемая часть человеческой сущности.
Предмет изучения – характерные черты личности и структуры ее таких психических свойств как направленность, способность, темперамент и характер.
Таким образом, данная контрольная работа состоит из введения, основной части, которая включает в себя 3 главы, заключения и библиографического списка источников и используемой литературы.
Различные определения понятия личность
Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев).
Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн).
Личность – общественный
индивид, объект и субъект социальных
отношений и исторического
Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты.
Личность – субъект
общественного поведения и
Личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский).
Личность – человек как носитель сознания (К.К. Платонов).
Личность есть формирующуюся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом (Ю.В. Щербатых).
Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе.
Наследственная основа человеческого
организма (генотип) определяет его
анатомо-физиологические
В биологической организации человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.
Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной его сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками.
Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.
То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера), в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.
Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия
между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности - это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.
Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее отношения обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интересами. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преобладанием общественно значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Личность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми разными способами (вплоть до преступных).
Понять личность - это значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач она вооружена.
Можно выделить ряд особенностей социализированной личности, находящейся в пределах психической нормы.
Наряду с социальной приспособленностью
развитая личность обладает личностной
автономией, утверждением своей индивидуальности.
В критических ситуациях такая
личность сохраняет свою жизненную
стратегию, остается приверженной своим
позициям и ценностным ориентациям
(целостность личности). Возможные
психические срывы в
Личность в норме находится в состоянии своего непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем человеческом пути, испытывает "радость завтрашнего дня", изыскивает возможности актуализации своих способностей. В трудных условиях - толерантна, способна к адекватным действиям.
В построении своих жизненных планов стабильная личность исходит из реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но не ригидна - способна к коррекции своего поведения. На сложные требования жизни она способна реагировать тактической лабильностью без психических надломов. Источником своих удач и неудач она считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни она способна взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск. Наряду с эмоциональной устойчивостью, она постоянно сохраняет эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Обладая развитым чувством самоуважения, она способна посмотреть на себя со стороны, не лишена чувства юмора и философского скепсиса.
Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных условий, диктата власти, не терять самообладание в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Ядро личности связано с ее высшим психическим качеством - духовностью. Духовность - высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность человека высшему смыслу его бытия. Духовность личности - ее сверхсознание, неугасимая потребность стойкого отвержения всего низменного, беззаветная преданность возвышенным идеалам.
Автономность личности - это ее обособленность от недостойных побуждений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности.
Структура психических свойств личности
В качестве относительно самостоятельных
компонентов структуры личности
(ее подструктур) можно выделить: 1) динамику
ее психических процессов - темперамент;
2) психические возможности
Системный подход к психологии
человека означает преодоление представления
о личности как вместилище психологических
процессов, состояний и свойств.
Личность - это единое целостное
образование, отдельные элементы которого
находятся в закономерных взаимосвязях.
Так, природные особенности индивида
- тип его высшей нервной деятельности
- закономерно определяет его темперамент.
Темперамент проявляется во всех
действиях личности. Тип высшей нервной
деятельности и темперамент человека
обусловливают в известной мере
его способности. Способности человека
обусловливают возможности его
включения в определенные виды деятельности,
поэтому они влияют на формирование
направленности личности. Направленность,
способность и темперамент
Психические свойства многосистемны, то есть они по-разному проявляются в различных системах взаимосвязей. Можно выделить свойства личности как субъекта познания, трудовой деятельности, общения.
Так, в процессе познания первостепенное значение приобретают гностические свойства личности: сенсорно-перцептивные, мнемические и интеллектуальные (когнитивные). В процессе трудовой деятельности первостепенное значение имеют соответствующие способности и характер, а в процессе общения - характер и коммуникативные свойства (речевые особенности, контактность, рефлексивность, суггестивность, конформность, психологическая совместимость и др.).
Заключение
Психология изучает не только отдельные психические процессы и те своеобразные сочетания их, которые наблюдаются в сложной деятельности человека, но и психические свойства, характеризующие каждую человеческую личность: её интересы и склонности, её способности, её темперамент и характер.
Нельзя найти двух людей, совершенно одинаковых по своим психическим свойствам. Каждый человек отличается от других людей рядом особенностей, совокупность которых образует его индивидуальность.
Говоря о психических свойствах личности, мы имеем в виду существенные, более или менее устойчивые, постоянные особенности её. Всякому человеку случается забыть что-нибудь; но не для всякого человека «забывчивость» является характерной чертой. Всякий человек переживал когда-нибудь раздражённое настроение, но «раздражительность» характерна лишь для некоторых людей.
Библиографический список
1. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., Изд-во МГУ, 2008.
2. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание личность. М., 2005.
3. Рубинштейн С. Л.
4. Философия: Учебник Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М.: Русское слово, 2006.
5. Хрестоматия по истории психологии. Под ред. Гальперина П. Я., Ждан А. Н. М.: Изд-во МГУ, 2007.
6. Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб.: Питер, 2009.
7. Общая психология: учебно-методологическое пособие под ред. М.В. Гамезо. - М.: Ось-89, 2007г - 352 с.
8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. "История и теория психологии". Т.1. Изд-во "Феникс", Р-Н-Д, 2006.
9. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов_под ред. А.М. Столяренко. - Юнити - Дана, 2005.
10. Рубинштейн С.П. "Основы общей психологии". Изд-во "Питер" Санкт-Петербург, 2009.
Информация о работе Анализ личности и структуры ее психических свойств