Анализ личности и структуры ее психических свойств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 12:52, контрольная работа

Краткое описание

Целью написания этого труда является анализ личности и структуры ее психических свойств.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить задачи:
-получить понятие «личность» и конкретизировать его
-определить место личности в общей психологической науке
-изучить понятие «личность», выявить его особенности
-раскрыть структуру психических свойств личности

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по психологии.docx

— 20.38 Кб (Скачать файл)

Введение

Личность - система социально  значимых качеств индивида, мера овладения  им социальными ценностями и его  способность к реализации этих ценностей.

Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens - представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.

Как личность человек характеризуется  уровнем развития его сознания, соотнесенностью  его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются  возможности данного человека к  участию в общественных отношениях.

Из вышесказанного следует, что психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы — всё то, что делает человека личностью.

Основными источниками, используемыми  в процессе написания данной работы являлись научные труды российских и советских ученых, учебные пособия, научные статьи и современные публикации.

Целью написания этого  труда является анализ личности и  структуры ее психических свойств.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить задачи:

-получить понятие «личность»  и конкретизировать его

-определить место личности  в общей психологической науке

-изучить понятие «личность», выявить его особенности

-раскрыть структуру психических  свойств личности

Объектом данного изучения является личность как неотъемлемая часть человеческой сущности.

Предмет изучения – характерные  черты личности и структуры ее таких психических свойств как  направленность, способность, темперамент  и характер.

Таким образом, данная контрольная  работа состоит из введения, основной части, которая включает в себя 3 главы, заключения и библиографического списка источников и используемой литературы.

 

 

 

Различные определения понятия личность

Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся  в многообразных деятельностях (Леонтьев).

Личность – совокупность внутренних условий, через которые  преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн).

Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в  деятельности, в поведении (Ганзен).

Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена  общества, обобщает интегрированные  в нем социально значимые черты.

Личность – субъект  общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев). И.С. Кон

Личность – человек  как общественный индивидуум, субъект  познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью  и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский).

Личность – человек  как носитель сознания (К.К. Платонов).

Личность есть формирующуюся  в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для  данного человека отношение к  себе, обществу и окружающему миру в целом (Ю.В. Щербатых).

 

Человек не рождается с  готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются  при жизни человека, но на определенной природной основе.

Наследственная основа человеческого  организма (генотип) определяет его  анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.

В биологической организации  человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного  в знаниях, традициях, предметах  материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.

Природные стороны человека не следует противопоставлять его  социальной его сущности. Сама природа  человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом  истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в  нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические  задатки человека являются человеческими, а не животными задатками.

Но становление человека как личности происходит только в  конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения  людей, и критерии оценки их поведения.

То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера), в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.

Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия

между постоянно растущими  общественно обусловленными потребностями  и возможностями их удовлетворения. Развитие личности - это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.

Уровень развития личности определяется характерными для нее  отношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее отношения  обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интересами. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преобладанием  общественно значимых отношений. Регулируя  свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные  задачи. Личность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми разными способами (вплоть до преступных).

Понять личность - это  значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач она вооружена.

Можно выделить ряд особенностей социализированной личности, находящейся  в пределах психической нормы.

Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая  личность сохраняет свою жизненную  стратегию, остается приверженной своим  позициям и ценностным ориентациям (целостность личности). Возможные  психические срывы в экстремальных  ситуациях она предупреждает  системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.).

Личность в норме находится  в состоянии своего непрерывного развития, самоусовершенствования и  самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем  человеческом пути, испытывает "радость  завтрашнего дня", изыскивает возможности  актуализации своих способностей. В  трудных условиях - толерантна, способна к адекватным действиям.

В построении своих жизненных  планов стабильная личность исходит  из реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но не ригидна - способна к коррекции своего поведения. На сложные требования жизни она способна реагировать тактической лабильностью без психических надломов. Источником своих удач и неудач она считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни она способна взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск. Наряду с эмоциональной устойчивостью, она постоянно сохраняет эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Обладая развитым чувством самоуважения, она способна посмотреть на себя со стороны, не лишена чувства юмора и философского скепсиса.

Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным  от произвольных преходящих социальных условий, диктата власти, не терять самообладание в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Ядро личности связано с ее высшим психическим качеством - духовностью. Духовность - высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность человека высшему смыслу его бытия. Духовность личности - ее сверхсознание, неугасимая потребность стойкого отвержения всего низменного, беззаветная преданность возвышенным идеалам.

Автономность личности - это ее обособленность от недостойных  побуждений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности.

Структура психических свойств личности

В качестве относительно самостоятельных  компонентов структуры личности (ее подструктур) можно выделить: 1) динамику ее психических процессов - темперамент; 2) психические возможности личности, в отдельных видах деятельности - способности; 3) направленность личности - характерные для нее потребности, мотивы, чувства, интересы, оценки, симпатии и антипатии, идеалы и мировоззрение; 4) проявляясь в соответствующих  обобщенных способах поведения, направленность обусловливает характер личности.

Системный подход к психологии человека означает преодоление представления  о личности как вместилище психологических  процессов, состояний и свойств. Личность - это единое целостное  образование, отдельные элементы которого находятся в закономерных взаимосвязях. Так, природные особенности индивида - тип его высшей нервной деятельности - закономерно определяет его темперамент. Темперамент проявляется во всех действиях личности. Тип высшей нервной  деятельности и темперамент человека обусловливают в известной мере его способности. Способности человека обусловливают возможности его  включения в определенные виды деятельности, поэтому они влияют на формирование направленности личности. Направленность, способность и темперамент человека преломляются в чертах характера.

Психические свойства многосистемны, то есть они по-разному проявляются в различных системах взаимосвязей. Можно выделить свойства личности как субъекта познания, трудовой деятельности, общения.

Так, в процессе познания первостепенное значение приобретают  гностические свойства личности: сенсорно-перцептивные, мнемические и интеллектуальные (когнитивные). В процессе трудовой деятельности первостепенное значение имеют соответствующие способности и характер, а в процессе общения - характер и коммуникативные свойства (речевые особенности, контактность, рефлексивность, суггестивность, конформность, психологическая совместимость и др.).

 

 

 

 

Заключение

Психология изучает не только отдельные психические процессы и те своеобразные сочетания их, которые наблюдаются в сложной  деятельности человека, но и психические  свойства, характеризующие каждую человеческую личность: её интересы и склонности, её способности, её темперамент и  характер.

Нельзя найти двух людей, совершенно одинаковых по своим психическим  свойствам. Каждый человек отличается от других людей рядом особенностей, совокупность которых образует его  индивидуальность.

Говоря о психических  свойствах личности, мы имеем в  виду существенные, более или менее  устойчивые, постоянные особенности  её. Всякому человеку случается забыть что-нибудь; но не для всякого человека «забывчивость» является характерной  чертой. Всякий человек переживал  когда-нибудь раздражённое настроение, но «раздражительность» характерна лишь для некоторых людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., Изд-во МГУ, 2008.

2. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание личность. М., 2005.

3. Рубинштейн С. Л. Теоретические  вопросы психологии и проблема  личности //Психологтя личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 2008.

4. Философия: Учебник Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М.: Русское слово, 2006.

5. Хрестоматия по истории  психологии. Под ред. Гальперина  П. Я., Ждан А. Н. М.: Изд-во МГУ, 2007.

6. Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб.: Питер, 2009.

7. Общая психология: учебно-методологическое пособие под ред. М.В. Гамезо. - М.: Ось-89, 2007г - 352 с.

8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. "История и теория психологии". Т.1. Изд-во "Феникс", Р-Н-Д, 2006.

9. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов_под ред. А.М. Столяренко. - Юнити - Дана, 2005.

10. Рубинштейн С.П. "Основы общей психологии". Изд-во "Питер" Санкт-Петербург, 2009.


Информация о работе Анализ личности и структуры ее психических свойств