Анализ почерка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования:
Выявить взаимосвязь выраженности свойств темперамента и особенностей почерка.
Задачи исследования:
1. теоретический анализ научной литературы;
2. подбор методик для определения уровня выраженности свойств темперамента;
3. исследование взаимосвязи свойств темперамента и особенностей почерка;
4. интерпретация результатов и формулировка выводов.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1.
1.1 Теории темпераментов 5
1.2 Развитие взглядов на графологический анализ 12
1.3 Графологические признаки письма 16
ГЛАВА 2.
2.1 Исследование взаимосвязи особенностей почерка и темперамента 19
Описание результатов 20
Заключение 21
Список литературы: 22
Приложения 24

Вложенные файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

                 биологическим возрастным развитием;

                 сменой ведущих типов деятельности (игры, учебы, труда).

 

Существование в психике человека таких обобщенных формально-динамических характеристик, как темперамент, позволяет ему наиболее оптимально расходовать свои энергодинамические возможности, постоянно включаясь в деятельность независимо от мотивов и целей.

Четвертое положение специальной теории индивидуальности человека раскрывает взаимосвязь между формально-динамическими образованиями психики и другими, "более организованными" структурами интегральной индивидуальности. Смысл четвертого положения состоит в том, что формально-динамические свойства психики, включаясь в "более высокоорганизованные" психические структуры, в частности в интеллект и характер, являются необходимыми компонентами динамических свойств этих структур. Включение формально-динамических характеристик в структуру интеллекта и характера совершенно не означает, что последние являются только более обобщенными и более сложными динамическими образованиями психики: и интеллект, и характер наряду с обобщенными динамическими свойствами обладают также и особыми обобщенными содержательными (предметно-смысловыми) характеристиками.

Были выявлены конкретные нейрофизиологические факторы, которые выступают в роли природных задатков общих способностей [19]. Проведенное исследование позволило по-новому осмыслить многие показатели, используемое в практике дифференциально-психологических исследований. Например, скорость или пластичность могут рассматриваться и как формально-динамические показатели темперамента, если иметь в виду обобщенную, независимую от содержания деятельности нейрофизиологическую сторону их генеза, и как показатели интеллекта, если понимать скорость и пластичность как динамические показатели развертывания и перестройки обобщенных когнитивных структур при выполнении определенной психической деятельности. Причем динамические показатели интеллекта не сводятся к формально-динамическим характеристикам, т.е. темпераменту [7].

Таким образом, формально-динамические образования психики, например, темперамент, можно рассматривать и как самостоятельный уровень интегральной индивидуальности, что соответствует взглядам В. С. Мерлина [15], и как необходимый компонент для более организованных структур личности, например, интеллекта и характера.

Пятое положение состоит в определении роли формально-динамических характеристик психики в деятельности человека. Эти особенности выступают в роли предпосылок и условий деятельности, а также влияют на ее динамику, своеобразие и стиль. Обсуждение вопроса о детерминации результатов деятельности формально-динамическими особенностями психики приводит к неоднозначным выводам, которые, в основном сводятся к мнению об отсутствии такого влияния [6].

 

1.2 Развитие взглядов на графологический анализ

 

Название науки графологии, то есть определения характера по почерку, ясно указывает на то, что наука эта могла зародиться лишь тогда, когда люди уже выработали для себя письмена, сделавшиеся достоянием не отдельных, исключительных личностей, но большинства. В древности, когда письмена высекались на камне или вырезались на металле и служили для украшения памятников, характер письмен, всецело зависящий от искусства каменотеса или гравера, не имел индивидуальной особенности, и, конечно, в те времена о началах графологии нельзя было и думать. Впоследствии, когда люди начали писать на более мягком материале — полотне, папирусе, коже, — характер букв уже мог носить некоторый отпечаток индивидуальности; но и тогда, собственно говоря, начертание букв входило в область рисования и могло отличаться только общим своим характером, или стилем. Лишь в эпоху реформации письмо достигло большого распространения, сделалось доступно большинству, а стало быть, в нем смогли проявиться характерные особенности разных почерков [3].

Некоторые намеки на существование графологии встречаем мы у греков. Первым, кто обратил внимание на особенности почерка, был Светоний. Он писал про императора Августа, что тот не начинал новой строчки стиха, если стих не помещался на одной строчке, а дописывал его под последним словом стиха, обведя окончание чертой, чтобы отделить его от стиха последующего. Светоний не воспользовался своим инстинктивным наблюдением для определения характера Августа, современному же графологу легко сделать это: сжатость письма и подписывание слов в конце строчки указывают на человека бережливого, если не скупого, а связность письма — на строго дедуктивный, практический ум. Такое определение характера императора Августа по его почерку как нельзя больше совпадает с историческими свидетельствами относительно его личности

Истоки графологии можно найти в южной Индии, Китае и позднее в Греции около 2000 лет до Рождества Христова. Позже Аристотель писал: "Как нет людей одинаково говорящих, так и нет людей одинаково пишущих". И Конфуций отмечал, что  "почерк может достоверно указать, происходит ли он от великодушного человека или от того, кто вульгарен" [13].

До следующей попытки определения характера человека по почерку прошли столетия: громадным тормозом для развития графологии явилось переселение народов и средние века, бедные письменностью.

В эпоху Возрождения, когда письменность сильно развилась и стала почти всеобщим достоянием, графология впервые явилась предметом серьезного обсуждения и исследования. В 1622 г. было издано первое сочинение о почерке: трактат итальянца Бальдо «Trattato come da una lettera missiva si conoscano la natura e qualita dello scrittore» («О том, как по письму можно узнать характер и свойства пишущего»), переведенный спустя сорок лет Петром Веллием на латинский язык. За основу своего сочинения Бальдо взял пословицу «по когтям узнают льва». Но несмотря на множество справедливых, заслуживающих полного одобрения мыслей, книга Бальдо не получила распространения. Это объясняется тем, что писали тогда очень мало и даже самые высокопоставленные лица бывали подчас совершенно безграмотны; переписчики же книг с их казенным почерком, конечно, в счет идти не могли.

В 1722 г. немец Иоганн Христиан Громан попытался дать физиологическое объяснение соответствия между почерком и характером пишущего. Громан утверждал, что может определить по почерку рост, фигуру, голос, цвет глаз и волос и даже румянец щек [5]. Лафатер видит ясную связь между речью, почерком и походкой. Он ввел в это изучение некоторую систематичность. Но все-таки Лафатеру не удалось выработать прочных оснований, непреложных законов новой науки.

В XIX в. графологией начали интересоваться во Франции. Жорж Санд достигла поразительных результатов: по верности и точности ее определения равнялись определениям Лафатера, если не превосходили их. Одновременно с ней графологией занимался аббат Фландрен. Он первым начинает научным образом систематизировать графологию.

Но творцом графологии считается аббат Мишон (родился в 1806 г., умер в 1881 г.), который строго систематизировал графологию. Метод Мишона стал популярен вследствие его относительной простоты. Он изучал и сравнивал отдельные элементы письма: штрихи, буквы, слова, свободные движения, строки и пр. Его метод предполагал, что наличие одного графологического признака означает одну определенную черту характера, а его отсутствие - противоположную черту [11].

Крепье-Жамен определил различные элементы почерка, которые сегодня являются основополагающими для Французской школы графологии, и разделил эти элементы на семь категорий: размер, форма, нажим, скорость, направление, расположение и непрерывность. Каждому элементу в почерке Крепье-Жамен приписывал диапазон возможных значений. Он последовательно утверждал, что ценность любого данного признака в отдельности  не установлена и что его значение и интерпретация может измениться в зависимости от других особенностей письма. Эта теория теперь поддержана всем профессиональным графологами [9].

Приблизительно в то же самое время в Германии Вильям Т. Прайер признал тот факт, что "написанное рукой" является фактически "написанным умом". Он указал, что если автор потерял правую руку и вынужден использовать левую, основные признаки почерка сохраняться, хотя письмо и не будет столь беглым, как было ранее.[2]

Макс Пульвер предложил разделение почерка на три вертикальные зоны и сформулировал "три измерения" - вертикальное движение, горизонтальное движение, и глубину.

Альфред О. Мендель издал книгу "Личность и почерк", которая включает в себя объемное изучение почерка, где автор раскрывает различные аспекты направления нажима в зависимости от особенностей личности писавшего.

В России в 1903 г. был издан труд известного в конце 19-го - начале 20-го века графолога Ильи Федоровича Моргенштерна «Психографология» [1]. Он стремился установить и сохранить глубокую психическую связь с теми тончайшими штрихами, которые писали при нем его клиенты.

Указ о «педологических извращениях» в 1936 г. наложил запрет также на любые психологические исследования почерка. Последний официально известный русский графолог Д. Зуев-Инсаров канул в лету в 1935 г. [4].

Графология, так и не будучи ни официально признанной, ни реабилитированной на бывшем постсоветском пространстве, тем не менее уже в 90-е гг. прошлого века начала завоевывать всё больший интерес исследователей [12].

В 90-х годах несколько крупных европейских ученых подошли к проверке графологических данных со стороны экспериментальной психопатологии. Были проведены опыты с изменением личности, а в связи с этим, и почерка под влиянием гипнотического внушения. В этих опытах были проверены многие графологические законы, например, избранное для этого лицо приводилось в гипнотическое состояние, и ему последовательно внушалось, что он хитрый, скрытный человек и т.п., и в то же время его заставляли писать под диктовку. Результаты оказались следующие: почерки в каждом случае получались разные и совсем не похожие на почерк данного субъекта в нормальном его положении, соответствующие существующим графологическим признакам [8].

Эти опыты заставили ученых прийти к заключению, что графология имеет реальное основание и что главных элементах почерка исследуемые рукописи подтверждают установленные графологами признаки [14].

 

1.3 Графологические признаки письма

 

И. Моргенштейн в своей работе «Психографология» выделил несколько свойств букв:

1)   Сила.

Твердые, дрожащие, выдержанные, сильные, слабые, густые, отчетливые, резкие.

2)   Форма.

Остроконечные, конусообразные, округленные, треугольные, дугообразные, угловатые, клинообразные, каллиграфические, типографские, квадратные, плоские, архитектурные, разорванные, ровные, пышные, аффектированные, разветвляющиеся, размашистые, грациозные, изящные, замкнутые, сжатые, отдельные, неоконченные, с оборотным нажимом, тонкие.

3)  Размер.

Низкие, высокие, длинные, короткие, крупные, мелкие, широкие, узкие.

4)  Направление.

Опускающиеся, извилистые, поднимающиеся, кривые, изогнутые, перекрещивающиеся, скачущие, танцующие, быстрые.

5)  Порядок.

Ясные, ловкие, неровные, аккуратные, беспорядочные,

размазанные, положительные, опрокинутые, переплетенные, обрывистые, отчетливые, неоконченные.

6)  Последовательность.

" Ровные,   скученные,   вытесанные,   свободные.

7)  Выдержанность.

Наклоненные  справа   налево,   замедленные, вертикальные; период примыкает к периоду.

8)  Мягкость.

Бледные, дрожащие, мелкие, неразборчивые, опускающиеся ниже строки.

9)  Выпуклость.

Круглые, кольцеобразные (при этом обыкновенно соблюдены точки и запятые), конусообразные.

10)  Вычурность.

Надавленные, наклоненные влево, свободные, непринужденные, росчерк дугообразный, с сильным нажимом, ретушированные, украшенные.

11)  Элегантность.

Заостренные, прямолинейные, наклон вправо.

12)  Равномерность.

С обратным нажимом, искусственные, замедленные в закруглениях.

13)  Красота.

Стройные, связанные, с красивыми очертаниями, упрощенные, изящные; встречаются пропуски букв [16].

Д. Зуев-Инсаров в работе «Почерк и личность»  выделяет три основных графологических критерия оценки почерка: гармоничность, геометрическая выдержанность и графологичность письма.

Степень гармоничности письма определяется гармонией в сочетаниях составных элементов письма (рисунки отдельных букв могут казаться иногда в таких почерках и некрасивыми; в них могут наблюдаться неправильности, изломы, но они образуют одно гармоничное целое); степень гармоничности письма определяет собою степень одаренности личности, развитие умственных способностей, присутствие вкуса, степень внутренней культурности человека.

Степень геометрической выдержанности письма определяется: ровностью линий строк и полей, равномерностью интервалов между словами и строками (междустрочным пространством), равномерностью нажима и общей выдержанностью письма.

Степень геометрической выдержанности письма определяет собою степень волевого развития человека, запаса нервно-психической энергии, работоспособности; тут можно говорить об обдуманности (или необдуманности) волевых актов, устойчивости или неустойчивости чувствований, определенности и неизменности отношений как к отдельным явлениям, так и ко всей окружающей жизни, степени общей уравновешенности психических проявлений, способности (или неспособности) к систематическому труду, развитии задерживающих импульсов, состоянии нервной системы.

Так же Д. Зуев-Инсаров выделил несколько дополнительных критериев, для более детальной оценки подчерка, такие как: нажим почерка, направление строк, наклон, построение связи, штрихообразования, преобладание дуговых или угловых линий в письме, характер фигурации слов и отдельных букв и исследование рисунка подписи. Некоторые из этих критериев мы будем использовать в дальнейшем исследовании.

Информация о работе Анализ почерка