Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 06:22, дипломная работа
Агрессия, в каких бы формах она ни проявлялась, оказывается часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведет к драматическим последствиям. Как показывает опыт психолого-педагогической работы, жалобы на проявление детской агрессивности одно из наиболее распространенных явлений у родителей и педагогов в современном обществе.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ АГРЕССИВНОСТИ И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В НАУКЕ
1.1 Основные теоретические подходы к понятию агрессивности и агрессии
1.2 Типология агрессивного поведения
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Развитие агрессивного поведения в детском возрасте
2.2 Варианты проявления детской агрессивности
2.3 Рекомендации по профилактике детской агрессивности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Немаловажную роль в формировании агрессивного поведения играют взаимоотношения ребенка с другими детьми вне семьи.
Ряд зарубежных исследователей утверждают, что регулярное посещение ребенком дошкольного учреждения может прямо повлиять на развитие его агрессивности. Предполагается, что дети, общающиеся со сверстниками, имеют больше возможностей для того, чтобы «попрактиковаться» в агрессивном поведении, чем дети, нерегулярно посещающие детский сад[7].
Маленький
ребенок, находясь в группе сверстников,
старается стать в этой среде
популярным или авторитетным. Этим
он удовлетворяет свое желание быть
признанным и защищенным, пользоваться
вниманием. Коммуникативные навыки
в этом возрасте обычно недостаточно
развиты, процессы возбуждения превалируют
над торможением, а моральные
нормы еще не сформированы, поэтому
маленький человек часто
Если попытаться охарактеризовать развитие агрессивности в разные возрастные периоды, то картину можно будет представить следующим образом. В целом детская агрессивность является обратной стороной беззащитности. Если ребенок чувствует себя незащищенным (например, когда его потребности в безопасности и любви не получают удовлетворения), в его душе рождаются многочисленные страхи. Стремясь справиться со своими страхами, ребенок прибегает к защитно-агрессивному поведению. Другим возможным способом преодоления страха может стать направление агрессии на самого себя. Аутоагрессия может проявляться по-разному, например в само разрушительных фантазиях, в робости или идеях самонаказания [7].
В настоящее время появляется все больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые в кино или на экранах телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителей и в первую очередь, детей[13].
В своей книге «Откажись от привычки к телевизору» Дж. А. Вилкинз пишет, что за каждый час телевизионного времени на экране совершается девять актов насилия и двадцать один акт приходится на каждый час детских мультфильмов. По мнению автора, телевидение совершает своего рода насилие над детьми и учит их агрессивному поведению [27].
Наиболее опасно формирование синдрома привыкания к демонстрации агрессии, который проявляется в снижении физиологических реакций человека. Агрессия становится банальной и привычной в жизни современного ребенка: средства массовой коммуникации демонстрируют, как с ее помощью утверждается добро, осуществляется достижение цели. Через механизмы психологического заражения, подражания, внушения и убеждения ребенку прививается мысль о том, что агрессивным быть выгодно; современные мифы несут в себе идеи борьбы, уничтожения врага, славы победителя и так далее [2].
Но все, же основным социальным источником формирования агрессивного поведения является семья. Именно в лоне семьи ребенок проходит первичную социализацию. На примере взаимоотношений между членами семьи он учится взаимодействовать с другими людьми, обучается формам отношений, которые сохраняются у него в подростковом периоде и в зрелые годы. Реакция родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии и дисгармонии, характер отношения с родными братьями и сестрами - вот факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье и вне ее, а также влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы [4].
На
формирование агрессивных форм поведения
детей сильное влияние
Существует
огромное число исследований, которые
убедительно показывают зависимость
между негативными
Многое зависит от реакции взрослых: они могут мгновенно выполнять все требования родного чада, а могут и не обращать на него внимания. Интересно, что обе эти дороги приведут к одному результату - ребенок вырастает чрезмерно агрессивным.
Исследования показали, что
родители, резко подавляющие
Если же родители вовсе
не обращают внимания на агрессивные
реакции своего ребенка, то он очень
скоро начинает считать, что такое
поведение дозволено, и одиночные
вспышки гнева незаметно
Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, “золотую середину”, могут научить своих детей справляться с агрессией [14].
Однако
это крайние варианты, встречающиеся
относительно нечасто: большая часть
агрессивности детей
Семьи агрессивных детей имеют свои особенности, присуще только им. Анализ особенностей семей агрессивных детей проводились на основе исследования влияния воспитания и семейных отношений на агрессивное поведение детей, сделанного А. Бандурой [27].
Особенности семей агрессивных детей
1.
В семьях агрессивных детей
разрушены эмоциональные
2.
Отцы часто сами демонстрируют
модели агрессивного поведения,
Причем сами родители никогда не испытывают чувства вины при использовании того или иного метода наказания.
На сегодняшний день, пожалуй, уже не вызывает сомнения, что между строгостью наказания и уровнем агрессивности детей существует прямая зависимость, которая распространяется и на те случаи, когда наказание является реакцией родителей на агрессивное поведение ребенка, то есть используется в качестве воспитательной меры, направленной на снижение агрессивности и на формирование неагрессивного поведения ребенка [19].
Но попытки сдерживать агрессивное поведение ребенка с помощью физического наказаний зачастую напоминает метание бумеранга. Попытки свести агрессию на нет или хотя бы контролировать ее проявления с помощью суровых наказаний фактически являются подкреплением и могут потворствовать агрессивному поведению и увеличивать уровень демонстрируемой агрессии [4].
Использование физических наказаний как средства воспитания детей в процессе социализации скрывает в себе ряд специфических «опасностей». Во-первых, родители, наказывающие детей, фактически могут оказаться для тех примером агрессивности. В таких случаях наказание может провоцировать агрессивность в дальнейшем. Во-вторых, дети, которых слишком часто наказывают, будут стремиться избегать родителей или оказывать им сопротивление. Если они «не сгибаются» под ударами «карающих мечей», вряд ли потом они усвоят другие, не такие горькие уроки, которые помогли бы им социализироваться. Вдобавок, подобное аверсивное обращение может, в конце концов, привести ребенка в компанию «людей, демонстрирующих и одобряющих чрезвычайно рискованное поведение, которое действительно должно быть наказано». В-третьих, если наказание слишком возбуждает и расстраивает детей, они могут забыть причину, породившую подобные действия. Если после сурового наказания ребенок расстроен или рассержен, он из-за боли может забыть, за что его наказали. И, наконец, дети, изменившие свое поведение в результате столь сильного внешнего воздействия, скорее всего не сделают нормы, которые им пытаются привить, своими внутренними ценностями. То есть они повинуются только до тех пор, пока за их поведение наблюдают. Возможно, эти дети так никогда и не примут правил приемлемого в обществе поведения, тех правил, которые предотвратили бы необходимость наказания в дальнейшем. По сути дела, наказание заставляет скрывать внешние проявления нежелательного поведения, но не устраняет его [4].
Американский психолог А. Фромм пишет, что ребенок начинает думать, что стоит, пожалуй, иной раз получить подзатыльник ради удовольствия позлить родителей. Кроме того, он ждет наказания и хочет получить его ради очистки совести. Он знает: за то, что он натворил, нужно расплачиваться. А расплатившись, чувствует себя вновь свободным и начинает опять повторять свои выходки (согрешил - покаялся). Только он уже начинает действовать с большей осмотрительностью, чтобы его не поймали на месте «преступления». Короче, ребенок удовлетворяет и свое желание сделать что-то недозволенное, и очищает свою совесть одновременно [31].
Физические наказания наносят
невосполнимый урон взаимоотношениям
детей и родителей. Ребенку трудно
осознать, что он подвергся телесному
наказанию из-за своего неверного
поведения, он скорее склонен считать,
что такое наказание — это
проявление гнева или нелюбви
со стороны отца или матери. При
этом дети легко теряют веру в добрые
намерения своих родителей. Все
время, демонстрируя ребенку свою несдержанность,
родители не могут научить его
самообладанию, не прививают ему
умения справляться с отрицательными
эмоциями. Один из очень нежелательных
результатов частого битья —
тот, что ребенок начинает видеть
в нем способ излить накопившийся
гнев и разрешить возникшую
Реакция на побои у детей бывает разной; маленький ребенок, которого ударили, зачастую начинает плакать еще громче; ребенок чувствует себя оскорбленным и униженным; ребенок чувствует глубокую неприязнь к своим обидчикам; ребенок, которого бьют постоянно, чувствует ненависть к самому себе и окружающим [15].
Если родители подавляют агрессию ребенка с позиции силы и /или отвечают на детскую агрессию гневной вспышкой, то ребенок усваивает эти формы поведения и применяет их в дальнейшем в общении с детьми и со взрослыми, а также в играх. Интересный пример приводит В. Куинн, Мама, которая, решив наказать дочь за сквернословие, моет ей рот с мылом, провоцирует ребенка на дальнейшее употребление грубых слов в свое отсутствие. Кроме того, подобные действия матери могут привести к ухудшению взаимоотношений с дочерью, что в дальнейшем выльется в серьезные разногласия и противоречия [19].Психологи считают, что «наказывать ребенка лучше лишая его хорошего, чем делая ему плохое». Наказания должны быть приближены по времени к проступку и не носить длительный характер, так как длительные наказания вызывают обиду и могут привести к эмоциональному срыву [1].
По сути, самой главной причиной
агрессивного поведения детей является
нежелание родителей
Информация о работе Анализ психологических особенностей проявления агрессивности в детском возрасте