Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 11:47, курсовая работа
Цель работы рассмотреть аналитическую психологию Карла Юнга.
Задачи данной курсовой работы изучить:
аналитическую психологию К.Г.Юнга (архетип коллективного бессознательного, психологические типы личности)
другие психологические теории К.Г. Юнга
Введение……………………………………………………………………..
Глава 1. Аналитическая психология К.Г.Юнга…………………………...
1.1. Архетип коллективного бессознательного…………………………...
1.2. Психологические типы личности……………………………………..
Глава 2. Другие психологические теории…………………………………
Заключение …………………………………………………………………
Глоссарий …………………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………
Как правило, трансакции следуют друг за другом в определенной последовательности. Эта последовательность не является случайной, а планируется обществом, реальной ситуацией или личностными особенностями.
Главная цель, которую преследовал Э.Берн, заключается в том, чтобы изучить человека, анализировать характер своего общения, научить использовать слова, мысли, интонации, выражения применительно к целям коммуникации, помочь человеку в его умении анализировать свои слова и поступки, постоянно осмысливая их истинную суть и их восприятие собеседником.
ТА, основателем которого
был Э.Берн, представляет собой систему
групповой психотерапии, где взаимодействие
индивидов анализируется с
Э.Берн полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы. В соответствии со своим жизненным сценарием люди играют в различные игры, которыми заполнена в основном вся жизнь человечества.
Достоинство концепции Э.Берна заключается также и в том, что она ставит своей целью формирование искренней, честной, доброжелательной личности.
По Берну, структура личности также трехкомпонентна как и у Фрейда. Термином “Я“ (“Эго”) он обозначает личность. Каждое “Я“ может проявляться в каждый момент времени в одном из трех состояний, которые Э.Берн назвал: “Ребенок”, “Взрослый”, “Родитель”. “Ребенок” - это источник спонтанных, архаичных, неконтролируемых импульсов. “Родитель” - педант, “голова”, знающий, как надо себя вести и склонный к поучениям. “Взрослый” - своего рода счетная машина, взвешивающая баланс “хочу” и “надо”. В каждом человеке эти “трое” живут одновременно, хотя и проявляются в каждый момент поодиночке.
Связь с фрейдовской триадой (“Я”, “Оно” и “Сверх-Я”) неоспорима. Главное различие заключается в том, что “Ребенок” в человеческой душе не сводился у Берна к бессознательным влечениям. Это не изначальная, биологическая по своей природе сила (как “Оно“ у Фрейда). Ребенок есть результат множества взаимодействий, начиная с раннего возраста, поэтому он сам уже в определенном смысле является социальным продуктом.
Изменялась у Э.Берна (па сравнению с фрейдовской) и трактовка других компонентов структуры “Я“. Однако преемственность сохранялась, поэтому идеи Э.Берна можно безошибочно отнести к психоаналитической, фрейдовской традиции в психологии.8
Заключение
Конструирование Юнгом понятий не могло продолжаться бесконечно, оно пришло к своему завершению, когда он, во-первых, полностью реализовал свою личность, то есть разрешил в своем сознании и жизнедеятельности основные волновавшие его экзистенциальные проблемы (анализ книги Юнга показывает, что главные из них были следующие: проблема Бога, проблема теодицеи, проблема смерти и отношения к ней, понимание истории и культуры, понимание человека, объяснение природы психических заболеваний), во-вторых, сумел создать "язык описаний" бессознательного, который он с успехом применял при лечении своих пациентов. Кстати, одно из центральных понятий этого "языка описания — архетип "самость", связан как раз с представлением о самореализации ("самодостаточности") личности. "Тогда же, между 1918 и 1920 годами, — пишет Юнг, — я начал понимать, что цель психического развития — самодостаточность. Не существует линейной эволюции, есть некая замкнутая самость. Однозначное развитие возможно лишь» вначале, затем со всей очевидностью проступает центр" А через страницу, анализируя поразивший его сон, Юнг добавляет: "С этим сновидением у меня было связано ощущение некой окончательности, завершенности... Этот сон объяснил мне, что самодостаточность, самость — архетипический смысл и принцип определения себя в мире"
Как же оценить то, что реально сделал Юнг, и как отнестись к его методологическим установкам, например к утверждению, что учение о бессознательном, с одной стороны, является естественной наукой, а с другой — предельно субъективно (более, чем какая-нибудь другая наука, "зависит от субъективных предпосылок исследователя"). Если не различать психологическую науку (познание) и психологическую практику (психологическую помощь, лечение), то в этом случае действительно мы вынуждены утверждать, что построения Юнга предельно противоречивы, что он постоянно отождествляет (не различает) науку и знание с собственными интерпретациями и мифами. Однако в рамках психологической практики все построения Юнга (и его теория бессознательного, и его интерпретации) вполне эффективны. Они помогают психотерапевту и пациенту понять причины психического неблагополучия и так переосмыслить текущую жизненную ситуацию, что новое понимание и видение в той или иной мере способствуют выздоровлению. Если считать, что в рамках психологической практики "'теоретические" построения психологов нужно оценивать не на истин, а на эффективность, то в этом случае главная цель — это не описание психической действительности человека, а создание реальности, погружение в которую помогает пациенту по-новому и в определенном направлении переосмыслить свое неблагополучие и жизненную ситуацию.
ГЛОССАРИЙ
№п/п |
Новые понятия |
Содержание |
1 |
2 |
3 |
Психологические типы |
тенденция некоторых психологических характеристик человека проявляться вместе, образуя синдромы свойств наиболее часто встречающиеся в реальной жизни людей | |
Психология |
это наука, предметом изучения которой являются закономерности и механизмы психической жизни человека и животных. Таким образом, психология изучает душевные переживания индивидуума, ищет их причины, анализирует настоящее состояние, прогнозирует дальнейшее развитие. | |
Психиатр |
врач-специалист, подготовленный в области диагностики, лечения, профилактики и экспертизы психических болезней. | |
Инстинкт |
врожденная сила, принуждающая индивидуум двигаться в направлении к достижению определенной цели (например, либидо в психоанализе). | |
Галлюцинации |
расстройства восприятия в виде ощущений и образов, непроизвольно возникающих без реального раздражителя (объекта) и приобретающих для больного характер объективной реальности. | |
Алхимия |
средневековое мистическое учение, предшествовавшее научной химии, направленное на поиски ""философского камня"" как чудодейственного средства для превращения неблагородных металлов в золото и серебро, для лечения всех болезней и т.п. | |
Архетип |
(в психологии Юнга)
наследуемая идея, настроение или
мысль, предполагающая наличие
у человека подсознания и опира | |
Шизофрени́я |
психическое расстройство, характеризующееся ухудшением восприятия окружающей действительности и значительной социальной дисфункцией. | |
Пси́хика |
особая сторона жизнедеятельнос |
Зи́гмунд Фрейд (Фройд) |
австрийский невролог и основатель психоаналитической школы, терапевтического направления в психологии, постулирующего теорию, согласно которой невротические расстройства человека вызваны многокомплексным взаимоотношением бессознательных и сознательных процессов. |
Список использованной литературы
1 К.Г. Юнг «Аналитическая психология. Прощлое и настоящее». М., 1995г.
2 Юнг К.Г. Психологические типы.М.,1992.
3 Р.С. Немов «Психология « 2 тома М., 1994.
4 М.Г. Ярошевский «История психологии»М.,1976.
5 З. Фрейд «Психология бессознательного».М.,1990.
6 Ф. Виттельс «Фрейд ( его личность, учение и школа )». М.,1991.
7 М. Джеймс, Д. Джонгвард «Рожденные выигрывать».М.,1991
8 Хрестоматия по психологии . М.,1992.