gn="justify">
Работы
Юнга фрустрируют наше рационально-логическое
мышление, погружают его в пучину хаоса,
путаницы бесконечно сложных построений,
во вселенную разбегающихся значений.
Они непрерывно феминизируют наше сознание,
делая его более гибким, полным, многогранным,
и помогают выйти за пределы самого себя.
Их сила в духе свободы, позволяющем избавиться
от догм и буквалистского толкования,
сохранять критическую сбалансированную
позицию, из которой возможно углублять
и одновременно релятивизировать все,
с чем соприкасаешься. Это плаванье в ночной
темноте психики, в тени Бога, без компаса
и руля, полагаясь на чутье, на запах отраженных
звезд и отголоски генетической памяти.
Юнгианская психология - единственная
психология, которая, по существу, ничего
не утверждает, а только «вопрошает», поддерживая
активный интерес к жизни, которая не гарантирует
никаких спасительных соломинок тому,
кто согласен идти по лезвию бритвы без
страха и надежды. Может быть, скромность
и смирение - наш посох на этом пути, а все
возрастающее сомнение - единственный
смутный ориентир. У этого пути нет начала
и нет конца, но в каждый момент мы чувствуем,
что если делаем правильный шаг, то вся
вселенная радуется за нас и освобождается
вместе с нами. Несмотря на обилие последователей,
аналитическая психология — не секта,
не научная академическая школа и не отвлеченная
философия жизни. Вся жизнь Юнга, которую
он называл «историей самореализации
бессознательного» (не его личной самореализацией),
вся его работа над собой и духовные поиски
делались ради других людей, ради оказания
им конкретной помощи. Нет психологии
вне практики психотерапии и психологической
помощи. Все наши знания, таланты и способности,
все лучшее, что накоплено человечеством
за его долгую историю, служат тому, чтобы
реально помочь другому человеку. Наш
моральный долг - уметь синтезировать
все это в своей практике, непрестанно
совершенствуя и творчески видоизменяя
для каждого конкретного случая и в соответствии
с требованиями времени.
Юнг
не делал из своих идей окаменевших
догм и не предлагал им слепо следовать.
Прежде всего, Юнг дал нам пример
мужественного исследования глубин
собственной души и бескорыстного
служения людям. Он признавал, что созданная
им психология была по существу его
собственной психологией, описанием
его личных духовных поисков и
не желал ее распространения, тем
более превращения в фетиш. Однако,
он оказал огромное влияние на очень многих
людей. Его личность, бесспорно гениальная,
сравнима разве что с титанами Возрождения.
Его идеи придали мощный импульс не только
развитию психологии и психотерапии, но
и практически всем гуманитарным наукам
в XX веке, и интерес к ним не ослабевает.
Можно сказать, что современного религиоведения,
этнографии, исследований фольклора и
мифологии не было бы без Юнга. Некоторые
люди из мистико-оккультной среды даже
считали его западным гуру, приписывали
ему сверхъестественные способности и
воспринимали его психологию, как своего
рода новое Евангелие.
За
прошедшие после его смерти годы
создано несколько учебных институтов
аналитической психологии в разных
странах мира, основаны журналы и
написано огромное количество книг. Изучение
психологии Юнга давно стало обязательным
для всех, кто получает образование
в психологии или психотерапии. Но
самое важное, что выросло уже
третье поколение его последователей
- юнгианских аналитиков, которые продолжают
успешно помогать людям, интегрируя его
идеи на практике и творчески их развивая.
Они объединены в Международную ассоциацию
аналитической психологии, а также в многочисленные
локальные клубы, общества и национальные
ассоциации. Периодически проводятся
конгрессы и конференции. Кроме того, заметно
взаимообогащающее влияние аналитической
психологии и других течений в психоанализе,
так что есть много примеров синтеза юнгианских
идей с теориями таких известных психоаналитиков
как Мелани Клейн, Винникотт, Когут. Так
что можно с полной уверенностью говорить
о процессе постепенного стирания границ
между психотерапевтическими школами
и об одном едином поле идей в глубинной
психологии.
Список
литературы
2.
К. Г. Юнг. «Архетип и символ» Москва ,1996.
3.
Гринсон Р. «Техника и практика психоанализа»
Москва , 2003.
4.
К. Г. Юнг. «Психологическая теория типов»
С-П., 1995.
5.
Браун Дж. «Психология Фрейда и неофрейдисты»
Москва, 1997.
6.
А. Н. Романин. «Основы психотерапии» Ростов-на-Дону,
2004.
7.
М. Г. Ярошевский «История психологии»
Москва, 1976г.
8.
«Психология личности в социалистическом
обществе» Москва, 1989г.
8.
Р. С. Немов «Психология» 2 тома Москва,
1994г.
9.
К. Г. Юнг «Аналитическая психология. Прошлое
и настоящее» Москва, 1995г.