Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 23:36, реферат
Карл Густав Юнг – швейцарский психолог (1875–1961) – создатель аналитической психологии, которая пыталась отойти от линии познания человека, заданной Фрейдом. К. Юнг занимался широким кругом теоретических вопросов психологии и ее практическим применением для оказания помощи людям, а также для решения ряда общекультурных и политических проблем. Юнг заявлял: «Моя жизнь пронизана одной идеей и сосредоточена на одной цели, а именно: на проникновении в тайну личности. Все может быть объяснено из этой центральной точки, и вся моя работа связана с этой темой».
Введение
Карл Густав Юнг – швейцарский
психолог (1875–1961) – создатель аналитической
психологии, которая пыталась отойти
от линии познания человека, заданной
Фрейдом. К. Юнг занимался широким кругом
теоретических вопросов психологии и
ее практическим применением для оказания
помощи людям, а также для решения ряда
общекультурных и политических проблем.
Юнг заявлял: «Моя жизнь пронизана
одной идеей и сосредоточена
на одной цели, а именно: на проникновении
в тайну личности. Все может
быть объяснено из этой центральной
точки, и вся моя работа связана
с этой темой».
Вклад Юнга в познание личности сводится
к следующему. Он дал свой вариант структуры
личности, выстроил ставшую популярной
личностную типологию. Юнг, как большинство
персонологов, полагал, что теория личности
должна строиться на принципе противоречия
и конфликта, ибо напряжение, создаваемое
конфликтующими стихиями, есть суть самой
жизни. Без напряжения нет энергии и, следовательно,
личности. По сравнению с теорией Фрейда
теория Юнга кажется более возвышенной,
а его концепция коллективного бессознательного
привлекла внимание широкой аудитории.
Юнг также подчеркивал, что личность имеет
активную природу и взаимодействует с
миром «здесь и сейчас», а не зависит только
от прошлого.
В отличие от А. Адлера, позиция которого
относительно легка для понимания, теория
Юнга таинственна и непонятна во многих
отношениях. Возможно, эта одна из самых
необычных среди всех теорий личности.
Компоненты личности
Личность, по Юнгу, – чрезвычайно
сложная структура. Сложность не
только в том, что в нее входит
огромное количество компонентов, но и
в том, что отношения между
ними очень запутаны. Ни у одного
другого теоретика личности нет
столь сложного описания структуры
личности.
Личность (душа, психика, «психологическая
личность») состоит из нескольких дифференцированных,
но взаимосвязанных систем. Наиболее важные:
эго, личное бессознательное и его комплексы,
коллективное бессознательное и его архетипы,
персона, анима и анимус, тень. Кроме этих
взаимосвязанных систем, существуют установки
– интроверсия и экстраверсия, и функции
– мышление, чувство, ощущение и интуиция.
Наконец, существует самость – центр всей
личности.
Системность этого набора
категорий не очевидна, поэтому над
согласованием их до сих пор бьются
последователи и интерпретаторы
Юнга.
Центральной частью личности является Эго. Это центр
сознания, содержанием которого являются
осознанные образы восприятия, воспоминания,
мысли и чувства. Эго – это чувство идентичности
и непрерывности. Благодаря Эго мы чувствуем
свою целостность, постоянство и воспринимаем
себя людьми. Эго служит основой самосознания,
и благодаря ему люди способны видеть
результаты своей сознательной деятельности.
Эго является объединяющей силой души.
К Эго примыкает индивидуальное бессознательное –
сфера личности, состоящее из переживаний,
которые оказались вытесненными из сознания,
были подавлены, забыты или проигнорированы,
а также слишком слабые, не достигшие сознания.
Содержание индивидуального бессознательного
может быть осознанно; между ним и Эго
осуществляется интенсивный двусторонний
обмен.
Индивидуальное бессознательное содержит в себе множество комплексов.
Комплекс – это связанная группа чувств, мыслей, образов, воспоминаний, существующая в личном бессознательном. Существование комплексов Юнг открыл в 1903 году в экспериментах с использованием теста словесных ассоциаций.
Комплекс имеет ядро, действующее
как своего рода магнит, притягивающее
различного рода переживания. Чем больше
исходящая из ядра сила, тем больше
переживаний оно привлечет. «Комплекс
– это совокупность ассоциаций,
своего рода картина более или
менее сложной психологической
природы; порой это психологическая
травма, порой же просто болезненность
и повышенная напряженность». «Он
мешает дышать, беспокоит сердце –
короче говоря, он ведет себя как
отдельная личность. Например, если
вы хотите что-то сказать или сделать,
но, к несчастью, это намерение
сталкивается с комплексом, вы говорите
или делаете нечто отличное от
того, что намеревались. Комплекс расстраивает
ваши лучшие намерения; вам просто мешают,
как если бы вы столкнулись с человеком
или внешними обстоятельствами». Эго тоже
представляет собой совокупность психологических
содержаний, повышенной напряженности,
поэтому, в принципе, нет различия между
Эго или какими-либо другими комплексом.
Нам бы хотелось верить в свою волю, в свою
энергию, в то, что мы можем что-то сделать;
но как только доходит до дела, мы обнаруживаем,
что способны на это лишь в определенной
мере, ибо нам мешают эти маленькие дьяволы
– комплексы. Комплексы – это автономные
группы ассоциаций, имеющие тенденцию
самостоятельно перемещаться, жить собственной
жизнью, независимо от наших намерений.
«Я полагаю, что наше индивидуальное бессознательное,
также как и коллективное бессознательное,
состоит из неопределенного (т.е. неизвестного)
количества комплексов или фрагментарных
личностей». Таким образом, комплексы
– это частичные или фрагментарные личности.
Вот, например, комплекс матери.
Его ядром являются детские переживания,
связанные с матерью и матерями
вообще. Мысли, чувства, воспоминания,
имеющие отношения к матери, притягиваются
к ядру и образуют комплекс. О
том, над чьей личностью доминирует
мать, говорят, что у него сильный
комплекс матери. Его мысли, чувства,
действия направляются представлениями
о матери; ее слова и чувства
чрезвычайно значимы, ее образ главенствует:
«Глаза матери всегда смотрят на тебя».
Комплекс может вести себя как самостоятельная
личность, с собственной духовной жизнью.
Он может захватить контроль над личностью
в целом и использовать механизмы и ресурсы
психики в собственных целях.
Юнг высказал мысль о существовании более
глубокого слоя в структуре личности,
который он назвал коллективным бессознательным.
Коллективное бессознательное
представляет собой хранилище латентных
следов памяти человечества и даже
наших человекообразных предков. В
нем отражены мысли и чувства,
общие для всех человеческих существ
и являющиеся результатом нашего
общего эмоционального прошлого. Как
говорил сам Юнг, «в коллективном
бессознательном содержится все
духовное наследие человеческой эволюции,
возродившееся в структуре
Коллективное бессознательное выступает
как предрасположенность, заставляющая
нас реагировать на мир определенным образом.
Например, люди предрасположены бояться
темноты и змей, потому что, как можно допустить,
для первобытных людей темнота таила множество
опасностей, и они оказывались жертвами
змей. Эти латентные страхи в современном
человеке могут и не развиться, если они
не усиливаются особыми переживаниями,
но тем не менее тенденция присутствует
и делает человека более восприимчивым
к подобным явлениям.
Коллективное бессознательное – врожденное основание всей структуры личности. На нем вырастают Эго, личное бессознательное и другие индивидуальные приобретения. Переживание мира во многом формируется коллективным бессознательным, но не полностью – иначе не были бы возможны ни вариации, ни развитие. При помощи коллективного бессознательного Юнг хочет продемонстрировать биологическую основу человеческой социальности, убедить, что социальный опыт передается не только посредством коммуникативного процесса, но и биологически. Юнг, таким образом, существенно расширяет инстинктивную сферу человеческой психики.
Архетипы
Архетип (греч. αρχετυπον
от «αρχη» – «начало» и «τυποζ»
– «образ») – в позднеантичной
философии (Филон Александрийский
и др.) прообраз, идея.
Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное
бессознательное состоит из мощных первичных
психических образов, так называемых архетипов
(буквально, «первичных моделей»). Архетипы
– врожденные идеи или воспоминания, которые
предрасполагают людей воспринимать,
переживать и реагировать на события определенным
образом. В действительности, это не воспоминания
или образы как таковые, а скорее, именно
предрасполагающие факторы, под влиянием
которых люди проявляют в своем поведении
универсальные модели восприятия, мышления
и действия в ответ на какой-либо объект
или событие. Врожденной здесь является
именно тенденция реагировать эмоционально,
когнитивно и поведенчески на конкретные
ситуации, – например, при неожиданном
столкновении с родителями, любимым человеком,
незнакомцем, со змеей или смертью. В ряду
множества архетипов, описанных Юнгом,
стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество
Солнца, плут, Бог и смерть.
Архетип |
Определение |
Символы |
Анима |
Бессознательная женская сторона личности мужчины |
Женщина, |
Анимус |
Бессознательная мужская сторона личности женщины |
Мужчина, |
Маска, личина |
Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте |
Театральная маска |
Тень |
Бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании |
Сатана, |
Самость, я сам |
Воплощение цельности и гармонии, регулирующий центр личности |
Мандала |
Мудрец |
Персонификация жизненной мудрости и зрелости |
Пророк |
Бог |
Конечное проявление психической реальности, спроецированной на внешний мир |
Солнечное |
Юнг полагал, что каждый архетип
связан с тенденцией выражать определенного
типа чувства и мысли в отношении
соответствующего объекта или ситуации.
Например, в восприятии ребенком своей
матери присутствуют аспекты ее действительных
характеристик, окрашенные неосознаваемыми
представлениями о таких
Количество архетипов в коллективном
бессознательном может быть неограниченным.
Однако особое внимание в теоретической
системе Юнга уделяется маске, аниме и
анимусу, тени и самости. Маска или персона
(от латинского слова «persona», обозначающего
театральную маску, личину) – это наше
публичное лицо, то есть то, как мы проявляем
себя в отношениях с другими людьми. Маска
обозначает множество ролей, которые мы
проигрываем в соответствии с социальными
требованиями. В понимании Юнга, маска
служит цели производить впечатление
на других или утаивать от других свою
истинную сущность. Маска как архетип
необходима нам, чтобы ладить с другими
людьми в повседневной жизни. Однако Юнг
предупреждал о том, что если этот архетип
приобретает слишком большое значение,
то человек может стать неглубоким, поверхностным,
сведенным до одной только роли и отчужденным
от истинного эмоционального опыта.
В противоположность той роли, которую выполняет в нашем приспособлении к окружающему миру маска, архетип тени представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприемлемые половые и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные свойства. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция эго состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать пагубную сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.
В архетипах анимы и анимуса
находит выражение признание Юнгом врожденной
андрогинной природы людей. Анима представляет
внутренний образ женщины в мужчине, его
бессознательную женскую сторону, в то
время как анимус – внутренний образ мужчины
в женщине, ее бессознательная мужская
сторона. Эти архетипы основаны, по крайней
мере частично, на том биологическом факте,
что в организме мужчин и женщин вырабатываются
и мужские, и женские гормоны. Этот архетип,
как считал Юнг, эволюционировал на протяжении
многих веков в коллективном бессознательном
как результат опыта взаимодействия с
противоположным полом. Многие мужчины,
по крайней мере до некоторой степени,
«феминизировались» в результате многолетней
совместной жизни с женщинами, а для женщин
является верным обратное. Юнг настаивал
на том, что анима и анимус, как и все другие
архетипы, должны быть выражены гармонично,
не нарушая общего баланса, чтобы не тормозить
развитие личности в направлении самоосуществления.
Иными словами, мужчина должен выражать
свои феминные качества наряду с маскулинными,
а женщина должна проявлять свои маскулинные
качества, так же как и феминные. Если же
эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми,
результатом явится односторонний рост
и функционирование личности.
Самость, я сам – наиболее важный архетип
в теории Юнга. Самость представляет собой
сердцевину личности, вокруг которой организованы
и объединены все другие элементы. Когда
достигнута интеграция всех аспектов
души, человек ощущает внутреннее единство,
гармонию и цельность. Таким образом, в
понимании Юнга развитие самого себя –
это главная цель человеческой жизни.
Основным символом архетипа самости или самого себя является мандала и ее многочисленные разновидности (абстрактный круг, нимб святого, окно-розетка). По Юнгу, цельность и единство Я, символически выраженные в завершенности фигур вроде мандалы, можно обнаружить в снах, фантазиях, мифах, в религиозном и мистическом опыте. Юнг полагал, что религия является великой силой, содействующей стремлению человека к цельности и полноте. В то же время, гармонизация всех частей души – сложный процесс. Истинной уравновешенности личностных структур, как считал он, достичь невозможно, по меньшей мере, к этому можно прийти не ранее среднего возраста. Более того, архетип «себя», самости не проявляется до тех пор, пока не произойдет объединение и гармонизация всех аспектов души, сознательных и бессознательных. Поэтому достижение зрелого Я требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта.