Ассертивность как фактор развития социальной зрелости личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 20:13, реферат

Краткое описание

Концепция ассертивности оформилась в конце 50-х — начале 60-х годов ХХ века в трудах американского психолога А. Солтера и впитала в себя ключевые положения гуманистической психологии - в частности, противопоставление самореализации манипулированию людьми. Ассертивность — способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. Проблемами ассертивного поведения занимались Е. Кристофф, К. Келли, Д. Вольпе, А. Ланге, А. Лазарус, В. Ромек, Е. Крукович и другие психологи. Изучение феномена ассертивности позволяет получать данные о возможностях управления мнениями людей и аудиторией, о приемах отстаивания своей позиции.

Содержание

Введение…………………………………………………………….….…………3
1.Ассертивность……………………….………….........................………………4
2. Социальная зрелость личности…………...…………………………………...7
3. Ассертивность как фактор развития социальной зрелости личности…….11

Заключение………………...……………………………………………………..12

Список литературы………………...………………...................…....……….....13

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет специальной  педагогики и психологии

Кафедра специальной  психологии и коррекционной педагогики

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Тема: «Ассертивность как  фактор развития социальной зрелости личности»

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

студентка 1 курса, дневной  формы обучения, Белоусова Р.А.

Проверил:

 д. псх. н., профессор

Шлыкова Н.Б.

 

 

 

 

Москва 2012г.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………….….…………3

1.Ассертивность……………………….………….........................………………4

2. Социальная зрелость личности…………...…………………………………...7

3. Ассертивность как  фактор развития социальной  зрелости личности…….11

 

Заключение………………...……………………………………………………..12

 

Список  литературы………………...………………...................…....……….....13

 

 

Введение

 

 

Концепция ассертивности оформилась в конце 50-х — начале 60-х годов ХХ века в трудах американского психолога А. Солтера и впитала в себя ключевые положения гуманистической психологии - в частности, противопоставление самореализации манипулированию людьми. Ассертивность  — способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. Проблемами ассертивного поведения занимались Е. Кристофф, К. Келли, Д. Вольпе, А. Ланге, А. Лазарус, В. Ромек, Е. Крукович и другие психологи. Изучение феномена ассертивности позволяет получать данные о возможностях управления мнениями людей и аудиторией, о приемах отстаивания своей позиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-3-

1.Ассертивность

 

 

Ассертивность означает утверждение себя, своей личности, умение выражать свою позицию уверенно и твердо, не впадая в агрессию и не позволяя другим людям манипулировать собою. Это предполагает рост самосознания, умение знать, любить и понимать свое истинное "я". Для этого необходимо научиться слушать окружающих и откликаться на их потребности, не пренебрегая собственными интересами и не поступаясь принципами.

Психологи используют термин ассертивность как синоним уверенности. В переводе с английского языка слово assert означает утверждать упорно, уверенно. Ассертивность – способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других людей [3].

Уверенные в себе люди характеризуются независимостью и  самодостаточностью, что проявляется в различных жизненных сферах, но наиболее очевидно – в сфере межличностных отношений. Внешние признаки уверенного поведения ярче всего заметны в ситуациях общения. Ассертивная личность обладает следующими характеристиками:

1) человек свободно  выражает свои мысли, чувства; 

2) он может общаться с людьми на всех уровнях: с незнакомыми людьми, с друзьями, семьей. Это общение всегда открытое, честное, прямое и адекватное;

3) активная ориентация  к жизни: добиваться желаемого, пытаться влиять на события;

4) действия характеризуются  самоуважением.

Ассертивное поведение не всегда ведет к достижению цели, но цели усиливают положительную оценку свойств личности Достижение

-4-

цели усиливает желание достигать другие цели, в результате – чувство движения и большая уверенность в самоценности.

Уверенное поведение характеризуется такими признаками, как:

- целенаправленность;

- ориентированность на преодоление возникающих препятствий, а не на переживания;

- гибкость, адекватность реакций на быстро меняющуюся обстановку;

- социальная ориентированность, направленность на конструктивные отношения с окружающими;

- сочетание спонтанности с возможностью произвольной регуляции;

- настойчивость, не переходящая в агрессию;

- направленность на достижение успеха, а не на избегание неудач;

- созидание   [2,3c.].

Поведение человека бывает двух типов: уверенное и неуверенное. Неуверенный человек может быть очень тихим, застенчивым, ходить ссутулившись и опустив голову, избегать прямого взгляда, пасовать перед любым давлением на него. При таком поведении человек уходит от прямого обсуждения проблемы, склонен говорить о своих желаниях и потребностях в косвенной форме, пассивен, не готов принять предложение партнера. Неуверенность может проявляться и в агрессии, человек кричит, оскорбляет, размахивает руками, смотрит с подозрением, проявляется требовательность и враждебность, человек «переходит на личности», пытается наказать другого человека, а не удовлетворить свои потребности.

Отличительная особенность  уверенного поведения – адекватная оценка своей ответственности, в  неуверенном поведении застенчивый человек ответственность принимает на себя, агрессивный – перекладывает ее на окружающих.

Неуверенность в себе наиболее ярко проявляется в поведении  в ситуациях, связанных с общением. В.Г. Ромек отмечает следующие

-5-

проявления неуверенности: страх быть отвергнутым, заниженная самооценка, нерациональные убеждения, излишнее стремление «соблюдать приличия», отсутствии навыков выражения чувств. [8,9 c.].

Некоторым людям не хватает  ассертивности, поскольку у них  нет опыта. Несмотря на то, что уверенное поведение сильно зависит от особенностей семейного воспитания и взаимоотношений с родителями, проявляется оно в общении со сверстниками. Это дает огромные возможности для развития навыков уверенного поведения в специально организованных группах. Необходимо смоделировать условия, в которых возможно сформировать навыки уверенности в себе. Оптимальные условия для этого создает психологический тренинг. Тренер помогает осознать неэффективность стиля общения и заменить его.

Таким образом, цель программы по развитию ассертивности состоит в овладении навыками уверенного поведения в межличностных отношениях, выработка такого поведения, которое является приемлемым не только для индивида, но и общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-6-

2.Зрелость личности

 

Личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих [6,471c. ].

Проблематикой социальной зрелости личности занимаются различные науки. К ним относятся педагогика, психология, социология, криминология и др. [7]. Уровень развития личности часто соотносится со степенью ее социализированности. Критерии зрелости, соответственно, предстают критериями социализации. Вместе с тем вопрос о критериях зрелости личности не является раз и навсегда решенным в отечественной психологии. Среди показателей зрелости:

- широта социальных связей;

- мера развития личности как субъекта;

- характер деятельности – от присвоения к реализации и сознательному воспроизводству;

- социальная компетентность.

К. Г. Юнг увязывал достижение зрелости с принятием индивидом  ответственности прежде всего за свои проекции, их осознавание и последующую ассимиляцию. К. Роджерс рассматривал ответственность в тесной связи с осознанностью, свободой быть самим собой, управлением собственной жизнью и выбором [7].

В представлении Г. Олпорта  психическое здоровье, разум, зрелость – понятия одного уровня. Он выделяет шесть основных критериев зрелости.

1. Расширение чувства Я, которое постепенно возникает в младенчестве, не формируется полностью в первые 3–4 года или даже в первые 10 лет жизни, а

продолжает расширяться  с опытом, по мере увеличения круга  того, в чем 

-7-

человек участвует. Здесь  важным является активность Я, которая  должна быть обязательно целенаправленна.

2. Теплота в отношениях к другим. Человек должен быть способен на значительную интимность в любви, крепкой дружбе. И в то же время – избегать праздной, навязчивой собственной вовлеченности в отношения с другими людьми, даже с собственной семьей.

3. Эмоциональная безопасность (принятие себя). Зрелый человек выражает свои убеждения и чувства, учитывая убеждения и чувства других и не ощущая угрозы вследствие выражения эмоций – собой или другими.

4. Реалистическое восприятие, умения и задачи. Зрелая личность должна быть сосредоточена на проблеме, на чем-то объективном, что стоит делать. Задача заставляет забыть об удовлетворении влечений, удовольствиях, гордости, защите. Этот критерий, очевидно, связан с ответственностью, которая является экзистенциалистским идеалом зрелости. Вместе с тем зрелая личность тесно соприкасается с реальным миром.

5. Самообъективация – понимание, юмор. Человек, действующий напоказ, не осознает, что его обман прозрачен, а поза неадекватна. Зрелый человек знает, что «подделать» личность невозможно, можно только намеренно сыграть роль ради развлечения. Чем выше самопонимание, тем ярче выражено у человека чувство юмора. Стоит помнить, что настоящий юмор видит за каким-то серьезным объектом или субъектом (например, собой) контраст между видимостью и сущностью.

6. Единая философия жизни. У зрелой личности обязательно есть ясное представление о своей цели жизни. Зрелый человек обладает относительно ясным Я-образом. Этот критерий связан с «взрослостью» совести. Зрелая совесть – это ощущение долга поддерживать свой Я-образ в приемлемой форме, продолжать свою выбранную линию проприативных стремлений, создавать собственный стиль бытия. Совесть – разновидность руководства собой.

-8-

А. А. Реан, пытаясь обобщить известные подходы к психологическому пониманию уровня зрелости личности, выделяет четыре базовых или основных компонента:

- ответственность;

-терпимость;

- саморазвитие;

- позитивное мышление  или отношение к миру.

1. Ответственность - это то, что отличает социально незрелую личность от обычного человека. В настоящее время в психологии личности достаточно распространена концепция двух типов ответственности. Ответственность первого типа это тот случай, когда личность считает ответственной за все происходящее с ней в жизни саму себя. Ответственность второго типа связана с ситуацией, когда человек склонен считать ответственным за все происходящее с ним в жизни либо других людей, либо внешние обстоятельства, ситуацию.

2.Терпимость - это следующая важнейшая составляющая социальной зрелости личности. В структуре общего феномена терпимости можно выделить два ее вида: 1) сенсуальная терпимость личности и 2) диспозиционная терпимость личности.Сенсуальная терпимость связана с устойчивостью к воздействию социальной среды, с ослаблением реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор за счет снижения чувствительности к его воздействию.В основе диспозиционной терпимости лежит принципиально иной механизм, обеспечивающий терпимость личности при социальных взаимодействиях. За диспозиционной терпимостью стоят определенные установки личности, ее система отношений к действительности: к другим людям, к их поведению, к себе, к воздействию других людей на себя, к жизни вообще.

3. Саморазвитие. Потребность  в саморазвитии - основополагающая составляющая зрелой личности. Идея саморазвития и самореализации

 

-9-

является. Она занимает ведущее место в гуманистической психологии, одном из наиболее мощных и интенсивно развивающихся направлений современной психологической науки и практики. На саморазвитие оказывает влияние большая группа факторов: индивидуальные особенности, возраст, отношения с окружающими, профессиональная деятельность, семейные отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-10-

3.Ассертивность как  фактор развития социальной зрелости  личности

 

 

Социальная зрелость личности - понятие, фиксирующее одно из главных достижений процессов  обучения и воспитания, осуществляемых семьей, школой, социальным окружением, социумом в целом. Социальная зрелость рассматривается как устойчивое состояние личности, характеризующееся целостностью, предсказуемостью, социальной направленностью поведения во всех сферах жизнедеятельности. Зрелая личность - это личность, которая активно владеет своим окружением, обладает устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентации и способна правильно воспринимать людей и себя [5,177с.].

Ассертивная личность способна уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других людей. Для ассертивной личности характерно уверенное поведение. Уверенное поведение характеризуется такими признаками, как:

- целенаправленность;

- ориентированность на преодоление возникающих препятствий, а не на переживания;

- социальная ориентированность, направленность на конструктивные отношения с окружающими;

- настойчивость, не переходящая в агрессию;

Информация о работе Ассертивность как фактор развития социальной зрелости личности