Ассоциативная психология XVII-XVIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 11:49, доклад

Краткое описание

Вопрос №1 Основные характеристикики ассоцианизма. Ассоцианизм – деятельность психики на основе ассоциаций (от лат. associatio - соединение). Одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации. Берет начало от Аристотеля. Материалистический ассоцианизм стал ведущим в так называемой психологии ассоцианистской. Она главенствовала до начала XX в. и сосредоточивала основное внимание на изучении умственной деятельности и познания. Особенно отчетливо принцип был развит в работах Д. Локка, который и ввел в обиход термин "ассоциация".

Вложенные файлы: 1 файл

семенар 3.docx

— 16.94 Кб (Скачать файл)

 

Ассоциативная психология XVII-XVIII века

Вопрос №1 Основные хар-ки ассоцианизма

 Ассоцианизм – деятельность  психики на основе ассоциаций (от лат. associatio - соединение).

 

Одно из основных направлений  мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических  процессов принципом ассоциации. Берет начало от Аристотеля. Материалистический ассоцианизм стал ведущим в так  называемой психологии ассоцианистской. Она главенствовала до начала XX в. и сосредоточивала основное внимание на изучении умственной деятельности и познания. Особенно отчетливо принцип был развит в работах Д. Локка, который и ввел в обиход термин "ассоциация".

 

Согласно Локку:

идеи ощущений в ходе развития предшествуют идеям рефлексии (Reflection; Reflexion - умственная активность, концентрирующаяся на определенном содержании сознания);

простые идеи, ассоциируясь, складываются в сложные;

знание основывается на опыте, источники опыта – ощущение и  рефлексия;

из этих источников разум  и получает идеи, а врожденные идеи не существуют: человек рождается  как чистая восковая дощечка (tabula rasa), на коей можно написать все, что угодно.

 

Эта идея стала непосредственно  соотноситься с педагогической практикой, а позже - и с проблемами психологии личности и психологией педагогической. Она составила основу так называемых теорий среды, утверждающих ведущую  роль окружения и внешних воздействий  при формировании психики.

 

Им противостоят теории развития, исходящие от идей Ж.-Ж. Руссо и  утверждающие приоритет внутренне  присущих человеку закономерностей  развития. В начале XIX в. появились концепции, отъединившие ассоциацию от ее телесного субстрата и представившие ее в виде имманентного принципа сознания. Утвердилось воззрение, составившее основные принципы ассоцианизма:

душа понимается как сознание - в первую очередь в его познавательном аспекте;

в основе душевной жизни лежат  простые элементы; психика отождествленная с интроспективно понятым сознанием, построена из элементов - ощущений, простейших чувствований;

эти элементы – образы ощущений - имеют чувственный характер они первичны, а сложные психические образования – представления, мысли, чувства, вторичны;

более сложные образования  возникают как сложение более  простых на базе принципа ассоциации;

условие образования ассоциаций - смежность двух процессов психических;

закрепление ассоциаций обусловлено  живостью ассоциируемых элементов  и частотой повторения ассоциаций в  опыте;

источник знаний о душе – самонаблюдение наблюдая собственный внутренний мир, исследователь непосредственно обращен к реальной душевной жизни и вправе выносить суждения о ней, чужая же душевная жизнь недоступна, хотя законы душевной жизни предполагаются едиными.

 

Еще важная деталь: по сути, человек  понимался как одиночка, живущий  среди других таких же одиночек; его внутренний мир явно или неявно противопоставлен всему остальному, между ним и остальным миром  как бы проходит жесткая граница. Благодаря успехам биологии и  нейрофизиологии, ассоцианизм был  преобразован. Гельмгольц использовал  новое воззрение на ассоциацию в  своих исследованиях органов  чувств, Ч. Дарвин - при объяснении эмоций, И. М. Сеченов - в учении о рефлексах  головного мозга.

 

Спенсер внес в ассоцианизм  проблему развития психики в филогенезе и пришел к важному выводу об адаптивной функции психики в поведении. В 80-е - 90-е гг. XIX в. предпринимались  многочисленные исследования условий  образования и актуализации ассоциаций. Вместе с тем была показана ограниченность их механистической трактовки.

 

Ассоцианизм в своем развитии прошел ряд этапов:

Выделение ассоциации как  объяснительного принципа для отдельных  явлений психических, прежде всего  процессов припоминания;

Этап классического ассоцианизма, когда были созданы целостные  концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве коих рассматривались  ощущения и представления;

Этап экспериментального и практического ассоцианизма, характерный  попыткой ввести в основную концепцию  фактор активности субъекта.

 

В рамках ассоцианизма были выработаны ценные представления, прежде всего - в области психологии памяти и психологии мышления. Весьма ценно  само понятие ассоциации. Однако ассоциация как универсальный объяснительный принцип со временем оказалась недостаточной, и для ассоцианизма как универсальной  психологической теории настало  время кризиса и падения. Детерминистские  элементы ассоцианизма в трансформированном виде были восприняты учением И. П. Павлова  о рефлексах условных, а также - на иных методологических основаниях - американским бихевиоризмом. Изучение ассоциаций для выявления особенностей различных психических процессов используется и современной психологией.


Информация о работе Ассоциативная психология XVII-XVIII века