Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 14:42, реферат
Происходящее на наших глазах становление нового мирового порядка идет под знаменем защиты прав человека. И хотя этот лозунг во многом лишь идеологическая оболочка национальных и транснациональных интересов ведущих западных стран, само его использование является убедительным свидетельством все усиливающегося внимания к человеческой личности и, соответственно, к проблеме человека в целом. Это объясняется рядом причин.
Введение ………………………………………………………………………….3
1. Биологическое и социальное в историческом развитии человека…………4
2. Социальность и разумность человека………………………………………..7
3. Факторы социализации, формирования и развития личности……………9
Заключение………………………………………………………………………14
Список литературы………………………
В последние годы под образованием понимается общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующего поколения социально значимого опыта. Под содержанием образования В.С. Леднев понимает «…содержание триединого целостного процесса, характеризующегося, во-первых, усвоением опыта предшествующего поколений, во-вторых, воспитанием типологических качеств личности, в-третьих, умственным и физическим развитием человека». [2, С. 56]
Воспитание в педагогике всегда являлось центральным процессом, обозначающим формирование личности или ее отдельных качеств в соответствии с тем идеалом, который задает нам общество.[5, С. 97]
Обучение является важнейшим средством образования и воспитания. Под обучением понимается процесс передачи и активного усвоения знаний, умений и навыков, а также способов познавательной деятельности, необходимых для непрерывного образования.
На психическое (и биологическое также) развитие человека оказывают влияние и искусственная среда его обитания, современная техника, технологии ее производства и эксплуатации, использования, побочные продукты современных производств, та информационно-техническая среда, которая создается современными радио-, теле- и другими техническими устройствами.
Наряду с социальными обстоятельствами исключительно большую роль в формировании и развитии личности, психики в целом, ее отдельных функций играют биологический фактор, физиологические особенности человека, и в первую очередь особенности общих и специфических типов ВНД, своеобразие морфологии мозга, развития его отдельных функциональных структур, наличие тех или иных нарушений, аномалий в работе мозга, его отделов.
Связи между психическим развитием человека и состоянием его организма неоднозначны. При определенной системе воспитания и соответствующей активизации мотивационной сферы человека он может компенсировать те или иные недостатки в развитии и строении организма воспитанием воли, развитием интеллекта, физических качеств, самооценки, ценностей и других личностных образований. Психическое развитие человека зависит и от природных факторов: климатических, географических, геофизических, космических и других условий жизни и деятельности человека.
Особую роль в формировании и развитии личности, ее отдельных сфер и функциональных структур играет она сама как одно из важнейших условий проявления всех внешних и внутренних воздействий на человека. При этом чем более развита личность, ее основные регулятивные структуры (системы ценностей, потребности, интересы, цели, уровень и характер самооценки, умения, навыки, установка), тем более заметную роль она играет в коррекции особенностей влияния на нее факторов формирования и развития.
В целом личность как системное психическое образование человека выступает результатом сложного взаимодействия названных и других факторов и обстоятельств, которые представлены в ней, составляя ее содержательное наполнение и системно-структурное оформление. При этом и социальные, и биологические, и природные факторы своим содержанием не прямо перенесены в личность, а представлены в ней как бы в виде образов, представлений, понимания смысла, интересов.
Особую роль в формировании и становлении личности, и отдельных структур играют общение, другие взаимодействия человека с непосредственным социальным окружением и деятельность. Вначале через общение с родителями, другими людьми, а затем и через разнообразные виды совместной с ними деятельности человек усваивает социальный опыт, овладевает нормами, правилами, способами поведения и деятельности, отдельных действий – происходит социализация личности, формируется и развивается его субъектность.
Социализация
личности – это процесс овладения человеком
социальными и социально-психологическими
нормами, правилами, функциями, ценностями,
общественным опытом в целом. ( Богданов, И. В. Психология и педагогика/
И. В. Богданов [Электронный ресурс]// http://www.ido.rudn.ru.
– Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/ffec/
Это непрерывный процесс становления и развития личности через освоение человеком материальной и духовной культуры, социальных и личностных отношений, характерных для конкретных условий его жизни и деятельности.
Социализация личности, ее становление, становление человека как носителя духовных и материальных ценностей, норм, правил, отношений, возникновение и развитие субъективности происходят под влиянием социальных обстоятельств.
Именно в процессе социализации у личности возникают соответствующие отношения к социальным фактам и в целом к окружающему миру, избирательность в восприятии и оценке фактов и событий, складывается субъективность: человек начинает активно, избирательно и целенаправленно взаимодействовать со средой, проявлять себя, свой духовный и физический потенциал.
В процессе социализации человек овладевает социальным опытом, начинает понимать смысл окружающего его мира, происходит осознание себя в нем: складываются системы смысловых образования личности. Этот процесс начинается в семье и затем продолжается и наращивается в дошкольных детских учреждениях, школе, вузе, на производстве, через средства массовой информации, самообразование.
В системе смысловых образований представлено понимание человеком смысла различных сторон действительности, смысла жизни, собственного существования, перспектив развития мира, в целом картины мира и тенденций его развития.
Заключение
Человек – существо, единственное из всех живых существ неразрывно, органично связывающее в себе свои биологическую и социальную сущности, свою разумность и духовность. И биология человека, и его социальность, и разумность, и духовность историчны: определены историей человечества.
В человеке взаимосвязаны разум и чувство, эмоции и интеллект, рациональное и иррациональное бытие. Человек осознает свою «ничтожность» перед мирозданием, природными стихиями, социальными катаклизмами, судьбой. И вместе с тем нет людей, которые не имели бы чувства собственного достоинства, унижение этого чувства чрезвычайно болезненно воспринимается всеми людьми.
Человеку жизненно необходимо общение и в то же время он стремится к уединению.
Развитие человека подчиняется определенным закономерностям, но не менее велико значение случайностей, поэтому результат процесса развития никогда не может быть полностью предсказуем.
Человек одновременно существо рутинное и творческое: проявляет креативность и тяготеет к стереотипам, в его жизни большое место занимают привычки.
Он – существо в определенной мере консервативное, стремящееся сохранить традиционный мир, и вместе с тем революционное, разрушающее устои, переделывающее мир под новые идеи, «под себя».
Этот перечень противоречий, органически присущих человеку показывает, что противоречия человека во многом обусловлены его сложной природой: одновременно биосоциальной и духовно-разумной, в них сущность человека.
Список литературы
Размещено
Информация о работе Биологическое и социальное в историческом развитии человека