Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 21:36, контрольная работа
Поведение животных выражается в таксисах, рефлексах, инстинктах. Таксис – двигательные реакции в ответ на односторонне действующий стимул, свойственные свободно передвигающимся организмам (движение руки от раскаленного предмета, закрытие глаз при внезапном ярком свете). Рефлекс – стереотипная реакция живого организма на определенное воздействие, происходящая с участием нервной системы (выделение слюны при виде еды). Инстинкт – совокупность наследственно обусловленных актов поведения (инстинкт самосохранения). Инстинкт обычно противопоставляется разуму, обучению, как врожденное поведение – приобретенному.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. РОЛЬ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И СРЕДЫ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА. 5
2. ПОВЕДЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ. 10
3. БИОСОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
Психологическая теория Г. Тарда, объясняющая возникновение государства внутренним биологическим проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчинения, подражания, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определённых вариантов действий и отношений, тождество с индивидуумами, также отражает естественно-научные подходы.
Теория насилия, разработанная
Е. Дюрингом и К. Каутским, объясняющая
возникновение государства
Органическую концепцию
возникновения государства
Появление естественно-научной
концепции возникновение
Грань между биологическим и социальным размыта. Социальное вызвано биологическим, зародилось внутри биологического, как новая форма. Биологическое связано с социальным диалектическим единством и в то же время борьбой противоположностей.
Все вопросы, на которые человек пытается найти ответы так или иначе связаны с самим человеком, являющимся венцом творения природы. Ведь именно человек – субъект и носитель культуры, именно он интегрирует и замыкает в себе все формы и уровни организации материи, являясь одновременно существом и биологическим, и социальным, а главное – обладающим разумом – высшим результатом развития мира. Для понимания сущности человека требуется комплексный подход, который может быть выработан только на совокупной основе различных наук.
Но главное заключается в том, в какой мере и до какого предела признается влияние биологического на социальное. Биология, гены определяют поведение человека, он не может вырваться за пределы своей биологической природы, даже если бы очень захотел. Есть и эволюционная связь человека с животным, и определенные аналогии между их поведением. Таким образом, существуют биологические основы социальности человека. Однако объяснить развитие поведения человека преимущественно в рамках биологии, как это делают представители социобиологии было бы неверно.
На самом деле биологическое и социальное в человеке находится в тесной взаимосвязи. Младенец, попавший в условия существования животных, даже если и выживет физически при благоприятных обстоятельствах, однако не станет человеком, во всяком случае полноценным членом общества. Для этого индивидууму нужно пройти определенный период социализации. Нельзя не присоединиться к мнению о том, что ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но не может им стать в изоляции: ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми. Другими словами, вне социальных условий одна природа ещё не делает человека человеком.
Другой аспект влияния социального на биологическое влияние в человеке состоит в том, что биологическое в человеке осуществляется и удовлетворяется в социальной форме. Переходная биологическая сторона существования человека обрастает и «очеловечивается» социокультурными факторами: удовлетворение таких сугубо биологических потребностей, как продолжение рода, еда, питье и т.д. Правда, следует отметить, что «очеловечивание» природы на практике не всегда означает её улучшение, облагораживание.
Порой индивид не адекватными действиями и поведением может наносить ущерб собственной природе, здоровью. Все общество способно пагубно влиять на свою природную среду. Подобное влияние сегодня налицо и представляет собой важнейшую экологическую проблему, решение которой связано и с физическим выживанием, и с развитием человека.
Таким образом, при рассмотрении роли биологических и социальных факторов в развитии человека следует избегать крайностей как панбиологизма, так и пансоциологизма. В первом случае человек низводится до уровня животного, во втором предстает как tabula rasa (чистая доска), на которой среда пишет его развитие.