Бихевиоризм как направление психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 13:28, контрольная работа

Краткое описание

Бихевиоризм от англ. Behavior - поведение. Бихевиоризм в широком понимании - направление в психологии, которое изучает поведение человека и способы влияния на поведение человека1. Бихевиоризм в узком понимании, или классический бихевиоризм - бихевиоризм Дж.Уотсона и его школы - исследует только внешне наблюдаемое поведение и не делает различий между поведением человека и других животных. Для классического бихевиоризма все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествляется с речедвигательными актами, эмоции - с изменениями внутри организма, сознание принципиально не изучается, как не имеющее поведенческих показателей. Основным механизмом поведения принимается связь стимула и реакции.

Вложенные файлы: 1 файл

№ 650 Бихевиоризм как направление психологии.doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

Идею Скиннера о взаимности отношений раба и рабовладельца  можно объяснить только тем, что  он употребляет слово «контроль» в двояком смысле. В том смысле, в котором оно употребляется  в реальной жизни, вне всякого  сомнения, рабовладелец контролирует раба, и при этом не может быть и речи о «взаимности», если не считать, что при определенных обстоятельствах раб располагает минимумом обратного контроля – например, он угрожает бунтом. Но Скиннер не это имеет в виду. Он подразумевает контроль в самом абстрактном смысле лабораторного эксперимента, который не имеет ничего общего с реальной жизнью.

Поскольку бихевиоризм  не владеет теорией личности, он видит только поведение и не в состоянии увидеть действующую личность. Для необихевиориста нет никакой разницы между улыбкой друга и улыбкой врага, улыбкой хорошо обученной продавщицы и улыбкой человека, скрывающего свою враждебность. Однако трудно поверить, что профессору Скиннеру в его личной жизни это также безразлично.

Необихевиоризм не может объяснить, почему многие люди, которых обучили преследовать и мучить других людей, становятся душевнобольными, хотя «положительные стимулы» продолжают свое действие. Очевидно, существуют в человеке какие-то влечения, которые сильнее, чем воспитание; и очень важно с точки зрения науки рассматривать факты неудачи воспитания как победу этих влечений. Разумеется, человека можно обучить чуть ли не любым способом, но именно «чуть ли не». Он реагирует на воспитание по-разному и вполне определенным образом ведет себя, если воспитание противоречит основным его потребностям.

По сути дела, Скиннер  является наивным рационалистом, который  игнорирует человеческие страсти. В  противоположность Фрейду, Скиннера не волнует проблема страстей, ибо  он считает, что человек всегда ведет себя так, как ему полезно. И на самом деле общий принцип необихевиоризма состоит в том, что идея полезности считается самой могущественной детерминантой человеческого поведения; человек постоянно апеллирует к идее собственной пользы, но при этом старается вести себя так, чтобы завоевать расположение и одобрение со стороны своего окружения. В конечном счете, бихевиоризм берет за основу буржуазную аксиому и примате эгоизма и собственной пользы над всеми другими страстями человека. Невероятную популярность Скиннера можно объяснить тем, что ему удалось соединить элементы традиционного либерально-оптимистического мышления с духовной и социальной реальностью.

Скиннер считает, что  человек формируется под влиянием социума и что в «природе»  человека нет ничего, что могло бы решительно помешать становлению мирного и справедливого общественного строя. Таким образом, система Скиннера оказалась привлекательной для всех психологов, которые относятся к либералам и находят в этой системе аргументы для защиты своего политического оптимизма. Однако Скиннер привлекает не только этим, но и тем, что ему удалось, умело вмонтировать в традиционно либеральные идеи элементы ярого негативизма. В век кибернетики индивид все чаще становится объектом манипулирования. Его труд, потребление и свободное время – все находится под воздействием рекламы, идеологии и всего того, что Скиннер называет положительным стимулированием. Кроме того, теория Скиннера звучит очень убедительно, так как она (почти) точно «попадает» в отчужденного человека кибернетического общества.

 

Заключение

Бихевиоризм существует до настоящего времени; многие исследователи  и практики, в том числе в  педагогике, психотерапии ориентированы  на него, хотя среди наиболее популярных зарубежных теорий он, сравнительно с психоанализом и гуманистической психологией, находится на вторых ролях. Вместе с тем его несомненной заслугой признается то, что он показал возможность объективного подхода к психическим явлениям, а также разработка методологии и техники экспериментального исследования.

Бихевиоризм как направление  в психологии внесли следующий вклад  в психологическую науку. Представители  бихевиоризма подняли эксперимент на высокую ступень исследования. В результате проделанной работы было выявлено 16 типов поведения. (перцептивное поведение, защитное, индуктивное, привычное, утилитарное, ролевое, сценарное, моделирующее, уравновешивающее, освобождающее, атрибутивное, экспрессивное, автономное, утверждающее, исследовательское, эмпатическое.).

В практической деятельности бихевиористы установили, что человек полностью зависит от своей среды, и всякая свобода действий, которой, как ему кажется, которой он может пользоваться – чистая иллюзия. Одна из главных причин сделавших нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны, могут быть результаты такого подражания для нас. Таким образом, на человека влияют не только внешние условия: он также постоянно должен предвидеть последствия своего поведения путем его самостоятельной оценки.

 

Литература

  1. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М.: Международная педагогическая академия, 2004. – 464с.
  2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания.– М.: Академия, 2006. - 608с.
  3. Ждан А.Н. История психологии. - М.: Изд-во МГУ, 2002.- 367с.
  4. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2003. - 592с.
  5. Марцинковская Т.Д. История психологии. - М.: Академия,2002. - 544с.
  6. Психология/ Под ред. А.А. Крылова.- М.: ПРОСПЕКТ, 2001.- 584с.
  7. Психология / Под общей ред. В.Н.Дружинина. - СПб.: Питер, 2003. – 512с.
  8. Скиннер Б.Ф. и Роджерс К.Р. Вопросы о контроле поведения человека. - М.: Академия, 2000. – 1200с.
  9. Ярошевский М.Г. История психологии. - М.: Академия, 2006.- 463с.

 

1 Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М., 2004. – С. 55.

2 Психология / Под общей ред. В.Н.Дружинина. - СПб., 2003. – С.176.

3 Ждан А.Н. История психологии. - М., 2002. – С. 98.

4 Скиннер Б.Ф. Поведение культур. – М., 2009. – С. 17.

5 Скиннер Б.Ф. и Роджерс К.Р. Вопросы о контроле поведения человека - М, 2000. – С. 1075.




Информация о работе Бихевиоризм как направление психологии