Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:41, реферат
Психогенетика –сравнительно новая самостоятельная научная дисциплина. Основной задачей психогенетических исследований является изучение причины происхождения индивидуальных различий и выяснение роли наследственных и средовых факторов, лежащих в основе разительного несходства людей по самым разнообразным характеристикам (скорость реакции, память, успешность обучения, уровень интеллекта и т. д. ).
Предполагает
исследование специфических близнецовых
эффектов и особенностей внутрипарных
отношений. Используется как вспомогательный
метод для проверки справедливости гипотезы
о равенстве средовых условий для партнеров
МЗ и ДЗ пар.
Сопоставление близнецов с неблизнецвми.
Также вспомогательный метод, позволяющий оценить существенность разницы между близнецами и неблизнецами. Если разница между близнецами и остальными людьми не является значимой, то близнецы и остальные люди относятся к одной генеральной выборке и, следовательно, результаты бллизнецовых исследований можно распространять на всю популяцию.
Так
было отмечено некоторое отставание
членов близнецовых пар в развитии
от одиночнорожденных. Особенно эта разница
заметна в раннем возрасте. Но сопоставление
результатов исследования членов близнецовых
пар, чей партнер умер в раннем детстве
и одиночнорожденных не выявил существенной
разницы в уровне развития. То есть особенности
развития близнецов обусловлены не столько
трудностями эмбрионального развития,
сколько с особенностями воспитания близнецов
как пары (семейные трудности при рождении
близнецов, замкнутость близнецов в паре
и т. п. ). Таким образом, близнецы несколько
отличаются от всей популяции, но с возрастом
эта разница заметно сглаживается и близнецы
по большей части становятся сопоставимы
с остальной популяцией.
Метод разлученных близнецов.
Из-за особенностей развития ДЗ и МЗ пар близнецов классический близнецовый метод и его разновидности принято считать “нежесткими” экспериментами: в них невозможно однозначно разделить влияние генетических и средовых факторов, так как в силу ряда причин условия развития близнецов по целому ряду причин оказываются несопоставимыми.
Поэтому
эксперименты проведенные по вышеприведенным
схемам требуют дополнительной верификации.
Она может быть двух видов. Во-первых, можно
проверить гипотезу о сходстве среды МЗ
и ДЗ близнецов, то есть доказать, что на
исследуемую характеристику не влияют
различия в среде МЗ и ДЗ близнецов. Но
подобная проверка весьма трудна и обладает
невысокой надежностью. Во-вторых, данные
исследований можно сопоставить с результатами
исследований по “жестким” схемам, которые
позволяют точно отделить влияние средовых
факторов от генетических. Одним из таких
методов и является метод разлученных
близнецов. В этом методе проводится внутрипарное
сравнение близнецов, разлученных в раннем
возрасте. Если МЗ близнецы были разлучены
подобным образом и росли в разных условиях,
то все их сходство должно быть определено
их генной идентичностью, а различия–
влиянием средовых факторов (см. Рис. 2).
а) Монозиготные близнецы
б) Дизиготные близнецы
Рис.
2 Генетические и средовые факторы,
определяющие сходство разлученных
близнецов.
Метод частично разлученных близнецов.
Этот метод состоит в сравнении внутрипарного сходства МЗ и ДЗ близнецов, живущих какое-то время врозь.
В этих
исследованиях также можно определить
в какой степени справедлив постулат о
равенстве сред МЗ и ДЗ близнецов. Так,
если МЗ близнецы живущие отдельно становятся
все менее схожи друг с другом по некой
психологической характеристике, а ДЗ
близнецы, живущие врозь, не отличаются
по внутрипарному сходству от вместе живущих
ДЗ близнецов, то можно сделать вывод,
что средовые условия МЗ и ДЗ неравноценны,
а выводы о наследуемости изучаемой характеристики
завышают показатель наследуемости этой
характеристики.
Заключение
Близнецовый
метод и его разновидности
является одним из немногих экспериментальных
методов исследования влияния среды
и генотипа на психологические