Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 20:55, курсовая работа
Особенности проявления фрустрационного поведения у студентов психологов специализирующихся в управлении на разных курсах обучения. Особенности фрустрационного поведения у студентов психологов в области управления. Развитие становления профессионала и управленческое консультирование.
ВВЕДЕНИЕ 3
I ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ФРУСТРАЦИОННОЕ
ПОВЕДЕНИЕ»………………………………………………………….5
1.1 Понятие «фрустрационное поведение» в психологии…………...5
1.2Понятие «тревожности» 12
1.3 Молодость…………………………………………….…………. 16
II ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА………..………...18
Основные фазы развития профессионала 18
2.1 Управленческое консультирование 18
2.2 Описание методик 20
III ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФРУСТРАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ-УПРАВЛЕНЦЕВ 27
3.1 Описание выборки и хода исследования 27
3.2 Первичный анализ данных 27
3.3 Статистический анализ данных 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Ход нашего исследования проводился следующим образом. Методики студентам предоставлялись в следующем порядке: «Несуществующие животное»; Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Спилберг - Ханин); Методика «Определения состояния фрустрации»; Экспериментально — психологическая методика изучения фрустрационных реакций.
3.2 Первичный анализ данных
Анализ полученных результатов мы начали с обработки данных, полученных по методике «Несуществующее животное». Анализ проводился отдельно для каждого курса обучения, затем данные, были сведены в сводную таблицу для всей выборки испытуемых, которая представлена ниже.
Таблица 3.1
Сводная таблица результатов, по методике «Несуществующее животное»
5 курс |
4 курс 1 |
4 курс 2 |
3 курс | |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
4
|
3 |
2 |
2 |
2 |
5 |
3 |
3 |
2 |
2 |
6 |
3 |
3 |
2 |
3 |
7 |
3 |
3 |
2 |
3 |
8 9 |
3 |
3 |
3 |
3 |
9 |
3 |
3 |
3 |
3 |
10 |
3 |
3 |
3 | |
11 |
3 |
3 |
3 | |
12 13 |
4 |
3 | ||
13 |
|
4 |
3 |
Что касается каждою из курсов, то можно сказать следующее. У 5 курса преобладает средний уровень тревожности (70%), и 30% - низкий уровень. У 4 курса 1 также преобладает средний уровень (50%), 30%) - низкий уровень, и 20% - высокий уровень. У 4 курса 2 более выражен низкий уровень тревожности (60%) и 40% средний уровень. У 3 курса выражен средний уровень (70%), 30% - низкий уровень. Из этого мы можем увидеть следующее, что у большинства студентов выражен средний уровень тревожности (55%). У 4 % выявляется высокий уровень, и у 41 % - низкий уровень.
Далее мы обработали данные по методике «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» Спилберга - Ханина. Методика позволяет определить уровень личностной и ситуативной тревожности (см. описание методик исследования 2.3). Полученные после обработки, данные, мы оформили в нижеследующие таблицы.
Таблица 3.2
Сводные данные по методике Спилберга - Ханина «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (ситуативная тревож - ность )
5 курс |
4 курс 1 |
4 курс 2 |
3 курс | |
1 1 3 4 |
19 |
11 |
14 |
15 |
2 |
22 |
111 18 |
22 |
16 |
3 |
25 |
18 |
23 |
18 |
4 |
25 |
20 |
24 |
19 |
5 |
30 |
23 |
25 |
19 |
6 7 |
34 40 |
24 25 |
27 |
21 |
7 |
40 |
25 |
29 |
21 |
8 |
44 |
28 |
29 |
22 |
9 |
62 |
29 |
32 |
22 |
10 |
30 |
32 |
26 | |
11 |
31 |
34 |
27 | |
12 |
33 |
34 | ||
13 |
|
42 |
46 |
Для 5 курса характерно следующее: 2% умеренный уровень и 97% низкий уровень. 1% высокий уровень ситуативной тревожности. Для 4 курса 1 характерно 30% умеренный уровень, и 70% низкий уровень ситуативной тревожности. У 4 курса 2 преобладает низкий уровень ситуативной тревожности (97%), и 3% - умеренный уровень. Для 3 курса характерно: 98% - низкий уровень ситуативной тревожности, 1% - высокий уровень, 1% -умеренный уровень. Данная таблица позволяет нам говорить о том, что у студентов преобладает низкая ситуативная тревожность. Вели мы проведем процентное соотношение, то получим следующее: умеренная - 20%, низкая -76%, высокая - 4%.
Таблица 3.3
Сводные данные по методике Спилберга - Ханина на ситуативную и личностную тревожность (личностная тревожность)
5 курс |
4 курс 1 |
4 курс 2 |
3 курс | |
1 |
49 |
29 |
43 |
42 |
2 |
45 |
48 |
46 |
47 |
3 |
34 |
42 |
43 |
50 |
4 |
53 |
30 |
43 |
37 |
5 5 5 6 |
39 49 |
42 |
38 |
37 |
6 |
49 |
33 |
49 |
34 |
7 |
36 |
49 |
44 |
32 |
8 |
35 |
39 |
54 |
36 |
9 |
45 |
47 |
43 |
40 |
окончание таблицы 3.3
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
10 |
26 |
45 |
29 | |
11 |
49 |
63 |
32 | |
12 |
49 |
40 | ||
13 |
42 |
38 |
Для 5 курса характерно следующее: высокий уровень (3%) и умеренный уровень (97%) личностной тревожности. Для 4 курса 1 характерно 40% высокого уровня, 40% умеренного уровня и 20% низкого уровня личностной тревожности. У 4 курса 2 преобладает умеренный уровень личностной тревожности (97%), и 3% - высокий уровень. Для 3 курса характерен умеренный уровень личностной тревожности (97%), 2% -высокий уровень, 1% - низкий уровень. Из таблицы следует, что у большинства студентов преобладает умеренный уровень тревожности (65%). 26% - высокий уровень и 9% - низкий уровень.
Далее мы обработали данные по методике
Розенцвейга «Методика
Ниже 6 - не свойственна реакция;
6 - 10 - тенденция выраженности
11 - 16 - наличие тенденции реакции;
17 - 22 - доминирование тенденции.
Таблица 3.4
Сводные данные по методике Розенцвейга (с фиксацией на препятствие)
OD |
5 курс |
4 курс 1 |
4 курс 2 |
3 курс |
1 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
5 |
5 |
4 |
3 |
4 |
5 |
5 |
окончание таблицы 3.4
1 |
2> |
3 |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
6 |
5 |
6 |
4 |
5 |
6 |
6 |
7 |
5 |
5 |
6 |
6 |
8 |
6 |
6 |
6 |
7 |
9 |
6 |
6 |
7 |
7 |
10 |
7 |
8 |
7 | |
11 |
7 |
9 |
7 | |
12 |
8 |
8 | ||
13 |
9 |
8 | ||
Среднее |
4 |
5 |
5.90 |
6 |
Данная таблица позволяет
Таблица 3.5
Сводные данные по методике Розенцвейг (с фиксацией на самозащите)
ED |
5 курскурс |
4 курс 1 |
4 курс 2 |
3 курс |
1 |
8 |
2 |
4 |
3 |
2 |
10 |
4 |
6 |
4 |
3 |
10 |
5 |
6 |
4 |
4 |
10 |
5 |
6 |
4 |
5 |
11 1 |
6 |
6 |
5 |
6 |
13 |
7 |
7 |
5 |
7 |
13 |
7 |
8 |
5 |
8 |
14 |
8 |
9 |
5 |
9 |
17 |
8 |
9 |
6 |
10 |
9 |
10 |
7 | |
11 |
9 |
10 |
7 | |
12 |
9 |
8 | ||
13 |
12 |
9 | ||
Среднее |
11,7 |
7 |
7,36 |
5,53 |
Данные показывают, что большая фиксация на самозащите у студентов 5 курса, чем у других студентов. Следовательно, студенты пытаются защитить самих себя, свое «Я», ответственность берут на себя. Это обусловлено тем, что они на своем жизненном пути сталкиваются с некоторыми препятствиями, которые требуют от них определенных усилий. Из данной таблицы следует, что 3 курсу не свойственна реакция с фиксацией на самозащите. Возможно, это связано с тем, что они на своем жизненном пути не сталкивались с препятствиями. 4 курсу свойственна тенденция выраженности реакции, так как с одной стороны они уже столкнулись с определенными препятствиями, а с другой стороны им это еще предстоит.
Таблица 3.6
Сводные данные по методике Розенцвейг (с фиксацией на удовлетворение потребностей)
NP |
5курс |
4 курс 1 |
4 курс 2 |
3 курс |
1 |
2 |
7 |
6 |
7 |
2 |
3 |
7 |
7 |
9 |
3 |
6 |
7 |
8 |
10 |
4 |
6 |
8 |
8 |
10 |
5 |
6 |
9 |
8 |
10 |
6 |
7 |
9 |
8 |
10 |
7 |
7 |
9 |
10 |
10 |
8 |
8 |
9 |
10 |
11 |
9 |
9 |
10 |
10 |
11 |
10 |
11 |
10 |
12 | |
11 |
11 |
11 |
12 | |
12 13 |
12 |
12 | ||
13 |
13 | |||
Среднее |
6 |
9,38 |
8,72 |
10,46 |
Из таблицы видно, что у студентов 4 курса свойственна тенденция выраженности реакции. Тоже самое касается и 5 курса и 3 курса. Следовательно, все хотят, удовлетворить некоторые определенные потребности, прибегая при этом к разным способам.
Далее мы обработали данные по методике «Определение состояния фрустрации», разработана В. В. Бойко (см. описание методик исследования 2.3). Полученные данные в нижеследующей таблице.