Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 18:35, реферат
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.
1. Психология как наука
2. Основные отрасли психологии
3. Методы психологии
4. История психологической мысли
5. Основные психологические теории
Глоссарий
Тесты. Проективные методики ( Нарисуй несуществующее животное , А что, если ), тест-задание, тест-опросник. Последний основывается на тщательно подобранных вопросах, чтобы максимально снизить недостоверность ответов. При выполнении теста-задания, испытуемый должен совершить определенные действия (нарисовать, вычислить, отметить, подчеркнуть), которые выявляют степень сформированности изучаемого качества.
Проективные
тесты в основном используются для
изучения особенностей людей. С помощью
этой методики психолог вводит испытуемого
в ситуацию, подлежащую произвольной
интерпретации. Кто эти люди? Что
они делают? Почему они так расположены?
Испытуемый отвечает на вопросы, проецируя
на них свои чувства. Так, если девушку
бросил парень и на картинке изображен
человек на скамейке, она скажет,
что этого парня бросила
Эксперимент. Естественный (в обычных условиях), лабораторный (в искусственных условиях). Продуктивность эксперимента в том, что в нем создается искусственная ситуация. А в ней лучше всего оценивается и выделяется изучаемое свойство.
Методы социальной психологии
Основные методы социальной психологии:
Наблюдение самый распространенный метод.
Эксперимент предполагает активное вмешательство психолога в деятельность испытуемых. Цель создание наилучших условий для изучения социальных явлений и процессов.
Может быть
констатирующим. В этом случае изучаются
необходимые социально-
Метод анализа документов процесс осмысления информации из разнообразных источников (научных исследований, архивных материалов, документах).
Метод обобщения
независимых характеристик
Анализ результатов
деятельности в этом случае социально-психологические
явления изучаются
Опрос метод, который дает возможность получить конкретные ответы испытуемых на заданные вопросы исследователя. Анкетирование делится на прессовое (вопросник публикуется в периодике), почтовое (анкеты рассылаются по почте) и раздаточное (личная раздача вопросов и сбор ответов).
Тестирование в этом случае испытуемые выполняют конкретные действия по специальному заданию исследователя.
Социометрия используется для диагностики симпатий и антипатий, статусно-ролевых отношений между участниками группы или коллектива. Позволяет выявить структуру взаимоотношений в малых группах, позиции лидеров и аутсайдеров.
Математические методы в психологии
Математические
методы в психологии применяются
при обработке сложных тестов,
методик с многократными
Теперь, например, угловое преобразование Фишера не нужно высчитывать вручную, а можно занести все данные в программу и получить готовый результат. Причем он может быть в виде таблиц, графиков, диаграмм, гистаграмм кому как удобнее и целесообразнее. Количественные, порядковые и качественные данные измеряются по-разному.
Методы возрастной психологии
В возрастной
психологии используются все методы,
применяемые и в общей
Метод срезов в больших группах изучается определенный процесс или аспект развития.
Сравнительный метод все данные по каждой группе сравниваются и заносятся в таблицу.
Лонгитюдный метод один ребенок исследуется на протяжении довольно длительного времени.
Наблюдение. Зачастую используется выборочное наблюдение, когда в поле зрения психолога попадают определенные аспекты деятельности или психические процессы.
Также используется беседа, анкетирование, интервью, рисуночные тесты, незаконченные предложения, тестирование, анализ продуктов деятельности, эксперимент.
Виды эксперимента, используемые в возрастной психологии:
Констатирующий определяется уровень сформированности психического процесса или навыка на данный момент.
Формирующий для детей создаются определенные условия, чтобы проследить развитие интересующей функции.
Также могут использоваться и другие методы из классификации Б.Г.Ананьева.
Методы педагогической психологии
Педагогическая психология использует методы общей, возрастной и социальной психологии. Основные опрос, анкетирование, эксперимент, наблюдение и так далее.
Но есть еще и методы специальные.
Психолого-педагогический эксперимент. Проводится с развивающей целью, помогает выявить эффективность педагогических воздействий на ученика.
Психолого-педагогическое тестирование. Помогает определить степень воспитанности и обученности ребенка.
Вообще,
методы педагогической
Также еще есть педагогическое консультирование и педагогическая коррекция. Консультирование подразумевает оказание помощи ученику в словесной форме, советы, рекомендации, беседы с родителями и педагогами.
Коррекция непосредственное воздействие психолога через тренинги, методы психотерапии.
Метод наблюдения в психологии
Метод наблюдения в психологии - это организованное, целенаправленное и фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Данные могут фиксироваться как в открытую, так и скрытно.
Непосредственное и опосредованное.
Внешнее и внутренее
Включенное и невключенное
Прямое и косвенное
Полевое и лабораторное
Систематическое и несистематическое
Сплошное и выборочное
При использовании метода наблюдения необходимо соблюдать следующие пункты:
Определение предмета, объекта, ситуации наблюдения.
Выбор вида и способа наблюдения, а также регистрации данных.
Определение плана наблюдения.
Выбор требуемого метода обработки полученных результатов.
Наблюдение.
Обработка и интерпретация данных
Наблюдение
позволяет фиксировать
Биографический метод в психологии
Особенность
биографического метода в психологии
заключается в том, что личность
изучается в перспективе
Этот метод не распространен широко, он используется в основном при диагностике поведения, а не психических процессов. Ну и психоанализ играет в этом далеко не последнюю роль. В совокупности данные могут дополнить картину развития личности.
Основные психологические теории личности:
Личностью становится любой индивид в той мере, в какой он начинает сознательно определяться. Личность характеризуется совокупностью общественных отношений и определяемой ими позицией в обществе. Уровень личности выражается степенью его сознательности, идейным богатством.
Психоанализ: З.Фрейд: личность включает в себя 3 структурных компонента: Ид (инстинктивное ядро личности, подчиняется принципу удовольствия), Эго (рациональная часть личности, принцип реальности), Супер-Эго (формируется последним, это моральная сторона личности). Развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека. Стадии: оральная, анальная, фаллическая (комплексы: Эдипов, Электры), латентная, генитальная.
Индивидуальная
психология, А.Адлер: люди стараются
компенсировать чувство собственной
неполноценности, которое испытывали
в детстве. Для достижения своих
фиктивных целей человек
Аналитическая психология, К.Г.Юнг: личность состоит из 3 взаимодействующих структур: Эго (все то, что человек осознает), личное бессознательное (все подавленное и комплексы), коллективное бессознательное (состоит из архетипов, в которых заключен весь опыт человечества).
Неофрейдизм: Э.Эриксон, Э.Фромм, К.Хорни. Придается особое значение Эго и его функциям. Эриксон: Эго - это автономная структура, в своем развитии проходит 8 универсальных стадий. Э.Фромм: на личность особенно влияют социальные и культурные факторы.
Бихевиоризм (Дж. Уотсон, Б. Скиннер): предметом психологии является поведение, его анализ ограничивается внешне наблюдаемыми реакциями (мысли, сознание, все, что не поддается объективной регистрации не изучается); личность – совокупность поведенческих реакций (возникающих на определенный стимул), присущих данному человеку.
Когнитивный подход (Д. Келли, Брунер): подчеркивается влияние интеллектуальных (мыслительных) процессов на поведение человека, человек – личность понимающая, анализирующая, поскольку находится в мире информации, которую надо понять.
Гуманистические теории: изучают здоровые, гармоничный личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации».
История психологии.
Античность – проблемы природы человека, души, разума; классификация темпераментов Гиппократа, философские основы представления о психике идеи Платона, трактат «о душе» Аристотель анализ предмета психологического исследования.
Средние века – вера, разум; Фома Аквинский, Ибн Син
Новое время – 1590 Рудольф Гоклениус использует термин «психология» наука о душе, Оттон Касман первый употребил термин «психология» в современном научном смысле.
18в – Фридрих Беззел систематическое изучение времени реакции, индивидуальные различия, «ментальная хронометрия», как критерии когнитивных процессов. Декарт – душа и тело живут и действуют по разным законам и имеют разную природу»
19в – зарождение
психологии как научной
20в: первые
десятилетия (психоанализ
Информация о работе Введение в психологию: предмет, принципы, структура и методы