______________________________
Зинченко Владимир Петрович
Годы жизни:1931 - дата смерти не известна
Родина:Харьков (СССР)
Зинченко Владимир Петрович - российский
психолог, специалист в области общей,
когнитивной, инженерной и экспериментальной
психологии, эргономике, теории и методологии
психологии, психологии развития. Один
из создателей отечественной инженерной
психологии. Автор концепции перцептивных
действий (совм. с А.В. Запорожцем), концепции
микроструктурного анализа когнитивных
процессов. Д-р психологических наук (1967),
профессор (1968). Чл.-кор. АПН СССР (1974). Вице-президент
Общества психологов СССР (1968—1983). Зам.
председателя Центра наук о человеке при
Президиуме АН СССР (1989). Поч. чл. Американской
академии искусств и наук (1989). Д. чл. РАО
(с 1992). Академик-секретарь Отделения психологии
и возрастной физиологии РАО (1992—1997). Чл.
Президиума и председатель Экспертного
Совета по психологии и педагогике ВАК
(1995—2000). С 2001 — д. чл. Отделения образования
и культуры РАО. В разные гг. был чл. редкол.
многих журналов ("Вопросы психологии",
"Вопросы философии", "Техническая
эстетика", "Человек", "Journal of
Russian and East European Psychology" (ранее — "Soviet
Psychology" и др.). Лауреат премии им. К.Д.
Ушинского (совм. с А.В. Запорожцем, Л.А.
Венгером и др., за монографию "Восприятие
и действие", 1967). Награжден медалью
им. Г.И. Челпанова (2002). Окончил отделение
психологии философского фак-та МГУ им.
М.В. Ломоносова (1948—1953) и аспирантуру
НИИ психологии АПН РСФСР, защитив в 1957
канд. дис., посвященную исследованию ориентировочных
движений руки и глаза и их роли в формировании
произвольных движений. Работал в этом
же институте в лаборатории детской психологии,
возглавляемой А.В. Запорожцем, над проблемой
развития восприятия и мышления дошкольников.
В 1961 организовал в НИИ автоматической
аппаратуры первую в стране лабораторию
инженерной психологии, которой руководил
до 1970 г. С 1969 по 1984 г. руководил отделом
эргономики ВНИИ технической эстетики
ГКНТ СССР. Одновременно с 1951 занимался
преподавательской деятельностью, в том
числе в МГУ им. М.В. Ломоносова (с 1960).
В 1970—1982 возглавлял созданную им кафедру
психологии труда и инженерной психологии
на психологическом фак-те МГУ. В 1984 г.
организовал кафедру эргономики в Московском
институте радиотехники, электроники
и автоматики (МИРЭА), которой продолжает
заведовать. Кроме того, в конце 80-х гг.
был зам директора Института философии
РАН (1988—1991) и руководителем Центра наук
о человеке (1988—1991), директором-организатором
Института человека РАН (1988—1991). В 1998 организовал
и возглавил кафедру психологии в Государственном
университете природы, общества и человека
"Дубна". С 1998 г. З. — гл. н. с. Института
общего и среднего образования РАО, руководитель
Центра наук о человеке при этом институте,
профессор Самарского педагогического
ун-та. Научные интересы З. отличаются
широтой и многосторонностью. Его первые
исследования были направлены на понимание
онтогенеза восприятия. Экспериментально
изучались процессы формирования зрительного
образа, опознания и идентификации элементов
образа и др. Результаты были представлены
в разработанной совместно с А.В. Запорожцем
концепции перцептивных действий ("Восприятие
и действие", в соавт, М., 1967). Последующие
работы были посвящены исследованию зрелых
форм перцепции, движения и действия: формированию
зрительного образа, роли моторных компонентов
в восприятии, развертыванию восприятия
как перцептивной деятельности, разработке
функциональной модели предметного действия.
Исследования в области когнитивной психологии
включали работы по зрительной кратковременной
памяти, визуальному и творческому мышлению,
микроструктурному анализу когнитивных
процессов ("Формирование зрительного
образа", М., 1969, в соавт.; "Психология
восприятия", М., 1973, в соавт.; "Психометрика
утомления", М., 1977, в соавт.; "Функциональная
структура зрительной памяти. М., 1980, в
соавт.; "Функциональная структура действия",
М., 1982, в соавт.и др.). Дальнейшая сфера
научной работы З. существенно расширилась
и касалась трех направлений: (1) Психологических
проблем установки, сознания, деятельности,
личности. (2) Проблем теории, методологии
и истории психологии ("Методологические
вопросы психологии", М., 1983, в соавт.;
"Человек развивающийся.
Очерки российской психологии", М., 1994,
в соавт.; "Мысль и слово Густава Шпета",
М., 2000). (3) Проблем "человек — техника",
которую З. трансформировал в проблему
"Человек — культура — техника" ("Основы
эргономики", М., 1979, соавт. В.М. Мунипов).
Особо следует отметить научно-координационную
деятельность З., который совместно с коллегами
возглавлял крупные научные проекты по
инженерной психологии в оборонной промышленности.
Привлекал к созданию инженерной психологии
ведущие психологические учреждения,
сотрудничал в этой сфере с ведущими психологами
— А.Н. Леонтьевым, Б.Ф. Ломовым, В.Д. Небылициным,
Б.М. Тепловым, П.А. Шеваревым, П.И. Зинченко,
Ю.Б. Гиппенрейтер, М.И. Бобневой, О.К. Тихомировым,
В.Н. Пушкиным, М.С. Шехтером и многими др..
Инженерная психология создавалась как
наука, и ее концептуальный строй (принципы
анализа деятельности оператора, понятия
информационной и образно-концептуальной
моделей и т. д.) также был делом научно-практических
трудов З. Он один из инициаторов формирования
новой вузовской специальности: "эргономика".
Под его ред. были разработаны и приняты
первые в стране инженерно-психологические
требования, принципы и рекомендации по
эргономике, опубликованы 30 выпусков трудов
ВНИИТЭ. Работы З. в 1990-е гг. выходят за
пределы экспериментально-прикладной
проблематики. Он обращается к иной, чрезвычайно
широкой области творческого приложения
своих сил — проблемам личностного и духовного
развития, эстетического воспитания и
развивающего образования, формулированию
принципов психологической педагогики,
поэтической антропологии и органической
психологии. Рассматривает проблематику
психологии развития через поэтическое
наследие О.Э. Мандельштама и философские
идеи М.К. Мамардашвили ("Возможна ли
поэтическая антропология?", М., 1994; "Аффект
и интеллект в образовании", М., 1995; "Образ
и деятельность", М., 1997; "Посох Осипа
Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К
началам органической психологии",
М., 1997; "Живое знание.
Психологическая педагогика", Самара,
1997; "Психология доверия", М., 1999). З.
— автор первых отечественных учебников
по эргономике для вузов: "Эргономика.
Человекоориентированное проектирование
техники, программного обеспечения и среды"
(М., 1979, 1998, соавт. В.М. Мунипов) и др. Автор
и редактор 4-х выпусков "Зрительные
образы: феноменология и эксперимент"
(1972—1975). Автор и соред. "Психологического
словаря", (М., 1983; 1996) и книги "Психологические
основы педагогики", М., 2002. Свыше 100 его
работ, в том числе 12 монографий, изданы
за рубежом на англ., франц., испан., японском,
венгерском, чешском и др. языках.
_________________________
Леонтьев Алексей Николаевич
Годы жизни:1903 - 1979
Родина:Москва (Российская Империя)
Леонтьев Алексей Николаевич - психолог,
действительный член АПН РСФСР (1950), доктор
педагогических наук (по психологии) (1940),
профессор (1932).
В 1924 г. окончил факультет общественных
наук Московского университета. В 1924-31
гг. вел научную и преподавательскую работу
в Москве (Институт психологии, Академия
Коммунистического Воспитания им. Н. К.
Крупской), в 1931-1935 гг. - в Харькове (Украинская
Психоневрологическая академия, Педагогический
институт). В 1936-1956 гг. - в Институте психологии
АПН. В годы Великой Отечественной войны
- начальник экпериментального госпиталя
восстановления движений под Свердловском.
С 1941 г. - профессор МГУ, с 1950 г. - зав. кафедрой
психологии, с 1966 г. - декан факультета
психологии МГУ. Академик-секретарь отделения
психологии (1950-1957 г.г.) и вице-президент
(1959-1961 г.г.) АПН РСФСР.
Профессиональное становление Леонтьева
как ученого произошло в 1920-е гг. под влиянием
его прямого учителя Л. С. Выготского, который
буквально взорвал традиционную психологию
своими методологическими, теоретическими
и экспериментальными работами, заложившими
основы новой психологии. Своими работами
конца 20-х гг. Леонтьев также внес вклад
в разработку созданного Выготским культурно-исторического
подхода к становлению человеческой психики.
Однако уже в начале 1930-х гг. Леонтьев,
не порывая с культурно-исторической парадигмой,
начинает дискутировать с Выготским о
путях ее дальнейшего развития. Если для
Выготского основным предметом изучения
было сознание, то для Леонтьева более
важным представлялся анализ формирующей
сознание человеческой практики, жизнедеятельности.
В работах Леонтьева 30-х гг., опубликованных
лишь посмертно, он стремился утвердить
идею о приоритетной роли практики в формировании
психики и понять закономерности этого
формирования в фило- и онтогенезе. Его
докторская диссертация была посвящена
эволюции психического в животном мире
- от элементарной раздражимости у простейших
до человеческого сознания. Господствовавшей
в старой психологии картезианской оппозиции
"внешнее - внутреннее" Леонтьев противопоставляет
тезис о единстве строения внешних и внутренних
процессов, вводя категориальную пару
"процесс-образ". Леонтьев разрабатывает
категорию деятельности как действительного
(в гегелевском смысле) отношения человека
к миру, которая и выступает как основа
этого единства. Это отношение не является
в строгом смысле индивидуальным, а опосредованно
отношениями с другими людьми и социокультурно
выработанными формами практики.
Сама структура деятельности по своей
природе социогенна. Идея о том, что формирование
психических процессов и функций происходит
в деятельности и посредством деятельности,
послужила основой многочисленных экспериментальных
исследований развития и формирования
психических функций в онтогенезе, выполненных
Леонтьевым и его сотрудниками в 1930-60-е
гг. Эти исследования заложили основу
для целого ряда новаторских психолого-педагогических
концепций развивающего обучения и воспитания,
которые в последнее десятилетие получили
широкое распространение в педагогической
практике.
К периоду конца 30-х - началу 40-х годов относится
также разработка хорошо известных представлений
Леонтьева о структуре и единицах анализа
деятельности и сознания. Согласно этим
представлениям, в структуре деятельности
различаются три психологических уровня:
собственно деятельности (акт деятельности),
выделяемой по критерию ее мотива, действий,
вычленяемых по критерию направленности
на достижение осознанных целей, и операций,
соотносящихся с условиями осуществления
деятельности. Для анализа сознания принципиально
важной оказалась введенная Леонтьевым
дихотомия "значение - личностный смысл",
первый полюс которой характеризует "безличное",
всеобщее, социокультурно усвоенное содержание
сознания, а второй - его пристрастность,
субъективность, обусловленную неповторимым
индивидуальным опытом и структурой мотивации.
Во второй половине 1950-60-х гг. Леонтьев
формулирует тезис о системном строении
психики и вслед за Выготским разрабатывает
на новой концептуальной основе принцип
исторического развития психических функций.
Практическая и "внутренняя" психическая
деятельность не только едины, но могут
переходить из одной формы в другую. По
сути, речь идет о единой деятельности,
которая может переходить из внешней,
развернутой формы во внутреннюю, свернутую
(интериоризация) и наоборот (экстериоризация),
может одновременно включать в себя собственно
психические и внешние (экстрацеребральные)
компоненты.
В 1959 г. вышла первым изданием книга Леонтьева
"Проблемы развития психики", обобщавшая
его работы 1930-50-х гг., за которую он был
удостоен Ленинской премии.
В 1960-70-х гг. Леонтьевпродолжает разрабатывать
"деятельностный подход" или "общепсихологическую
теорию деятельности". Аппарат деятельностной
теории он применяет для анализа восприятия,
мышления, психического отражения в широком
смысле слова. Рассмотрение их как активных
процессов, имеющих деятельностную природу,
позволило продвинуться на новый уровень
их понимания. В частности, Леонтьевым
была выдвинута и подкреплена эмпирическими
данными гипотеза уподобления, гласящая,
что для построения чувственных образов
необходима встречная активность органов
восприятия.
В конце 1960-х гг. Леонтьев обращается к
проблеме личности..
В 1975 г. выходит книга Леонтьева "Деятельность.
Сознание. Личность", в которой он, подводя
итоги своим работам 60-70-х гг., излагает
философско-методологические основания
психологии, стремится "психологически
осмыслить категории, наиболее важные
для построения целостной системы психологии
как конкретной науки о порождении, функционировании
и строении психического отражения реальности,
которое опосредствует жизнь индивидов".
Категория деятельности вводится Леонтьевым
в этой книге как путь преодоления "постулата
непосредственности" воздействия внешних
раздражителей на индивидуальную психику,
который нашел наиболее завершенное выражение
в бихевиористской формуле "стимул
- реакция". Деятельность выступает
как "молярная, не аддитивная единица
жизни телесного, материального субъекта".
Ключевым признаком деятельности выступает
ее предметность, в понимании которой
Леонтьев опирается на идеи Гегеля и раннего
Маркса. Сознание есть то, что опосредует
и регулирует деятельность субъекта. Оно
многомерно. В его структуре выделяются
три основных составляющих: чувственная
ткань, служащая материалом для построения
субъективного образа мира, значение,
связывающее индивидуальное сознание
с общественным опытом или социальной
памятью, связывающий сознание с реальной
жизнью субъекта.
Основанием для анализа личности также
выступает деятельность, вернее система
деятельностей, осуществляющих разнообразные
отношения субъекта с миром. Их иерархия,
а точнее иерархия мотивов или смыслов,
и задает структуру личности человека.
В 1970-е гг. Леонтьев вновь обращается к
проблемам восприятия и психического
отражения, но по-иному. Ключевым для него
становится понятие образа мира, за которым
стоит прежде всего идея непрерывности
воспринимаемой картины действительности
и образов отдельных объектов. Невозможно
воспринять отдельный объект, не воспринимая
его в целостном контексте образа мира.
Этот контекст задает перцептивные гипотезы,
направляющие процесс восприятия и опознания.
Это направление работ не успело получить
какого-либо завершения. Леонтьев создал
обширную научную школу в психологии,
его работы оказали заметное влияние на
философов, педагогов, культурологов и
представителей других гуманитарных наук.
____________________
Мухина Валерия Сергеевна
Родилась 22 января 1935 года в городе Никольск-Уссурийский в Приморском крае (в феврале
1935 года город был переименован в Ворошилов,
с 1957 года — Уссурийск). Отец — кадровый офицер Красной Армии — погиб на фронте Великой Отечественной войны в 1942 году.
Уже в школьные годы оформился интерес
В. С. Мухиной к зоопсихологии, сформировавшийся под влиянием работ
одного из крупнейших российских учёных-зоопсихологов Надежды Николаевны Ладыгиной-Котс. Н. Н. Ладыгина-Котс
стала учителем В. С. Мухиной и её руководителем
во время обучения на биолого-химическом
факультете Московского государственного
педагогического института имени В. И.
Ленина, который Мухина окончила в 1956 году. Под руководством Н. Н. Ладыгиной-Котс
она училась наблюдению за поведением животных.
В конце 1950-х годов В. С. Мухина осуществила
на базе Московской психиатрической
больницы им. П. П. Кащенко серию экспериментов по использованию дрессированных животных
для лечения психически больных людей,
в результате которых были получены обнадёживающие
результаты.
С 1962 года В. С. Мухина начала преподавательскую
работу на кафедре психологии МГПИ им. В. И. Ленина. В 1965 году она защитила кандидатскую диссертацию,
а в 1972 году — докторскую.
Автор дневника матери, уникального по
продолжительности непрерывного научного
наблюдения за психическим развитием
сыновей-близнецов, — от рождения до 7 лет
(издан в книгах «Близнецы: Дневник развития
двух мальчиков», 1968, 1997 и «Таинство детства»,
1998, 2000, 2004).
В 1960—1970-х годах исследовала знаковую
функцию сознания в развитии графических
образов у детей (книга «Изобразительная
деятельность ребёнка как форма усвоения
социального опыта», 1981). В 1970-х годах В. С. Мухина
выявила психологическую одновременность вхождения ребёнка в мир реальных предметов и в мир их символических
замещений, постепенное ослабление прямой
зависимости детского поведения от функционального назначения окружающих предметов и нарастание степени
свободы ребёнка в сфере его действий с предметами-заместителями
и в развитии рефлексии.
С 1970-х годов разрабатывает проблему
психического развития личности как взаимодействия процессов её идентификации и обособления; на этой базе обосновала варианты психологической поддержки с учётом
возраста индивида.
В 1975—1980 годах предложила теорию исторического
и онтогенетического развития структурных
звеньев самосознания, в систему которых включила: эмоционально-ценностное отношение человека к себе телесному, к своему имени, к индивидуальному психическому «Я»; притязание на признание; половую идентификацию; психологическое
время личности (прошлое, настоящее, будущее);
социальное пространство личности — её права и обязанности. С позиций этой теории становятся возможными Диагностика (медицина) и коррекция негативных проявлений в развитии психических
процессов, в том числе связанных с групповыми
и этническими проблемами.
С 1988 года по настоящее время заведует кафедрой
педагогической психологии (ныне кафедра психологии развития) МПГУ. Сыновья в настоящее время кандидаты психологических
наук, профессора московских вузов.
С 1992 по 1998 год одновременно директор Института развития личности РАО. С 1997 года под её руководством начал выпускаться журнал «Развитие личности», ставший одним из
ведущих профессиональных периодических
изданий нашей страны.
В. С. Мухина участвовала в организации психологической помощи пострадавшим
от Спитакского землетрясения в Армении (1988—1989). С конца 1980-х годов руководила
подготовкой практических психологов
для регионов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.
В 1992—1999 возглавляла программу РАО «Будущие лидеры России». С 2002 года совместно с отделом психологической
службы ГУИН Министерства юстиции РФ разрабатывается
«Программа реабилитации матери и ребёнка
в условиях лишения свободы» и программа
«Инновационные технологии социальной
адаптации и ресоциализации осужденных
к длительным срокам наказания».
В 2004 году руководила группой психологов по оказанию
психологической экспресс-помощи детям,
пострадавшим при теракте в Беслане. Участник
реализации программ поддержки детства,
в том числе «Дети-сироты», «Дети-инвалиды»,
«Дети Чернобыля» и др. Автор концепции
кабинета детского психолога, в оборудование
которого входят стимульные куклы (патенты
РФ, 1992) для детей с различными психологическими
проблемами.
Под руководством В. С. Мухиной проведено
множество этнопсихологических исследований
в различных регионах нашей страны и за
её пределами, среди которых: Север и Дальний Восток — экспедиционные
исследования личности малочисленных народов Севера и Дальнего Востока в контексте традиционной культуры и современных
условий (чукчи, эскимосы, коряки, алеуты, эвенки, нивхи,саамы, эвены, юкагиры, якуты и др.), 1985—2001; Краснодарский край: этнопсихологические
экспедиции по исследованию казачества как специфической социальной группы;
межэтнические отношения в крае, 1992—2001.
Под руководством В. С. Мухиной, помимо исследований
на территории многих регионов России, проводились исследования в странах СНГ: Белоруссии, Украине, Молдавии, Армении,Грузии, Казахстане; а также в странах дальнего зарубежья: Болгарии, Германии, Греции, Испании, Польше, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Индии, США, Колумбии, Кубе, Чаде, Бенине, Сан-Томе и Принсипи, Hамибии, Эфиопии и других странах.
Под руководством В. С. Мухиной защищено
10 докторских и 64 кандидатских диссертации.
\
\
Мясищев Владимир Николаевич
Годы жизни:1892 - 1973
Родина:Фридрихштадт (Российская
Империя)
Мясищев Владимир
Николаевич - российский психолог, невропатолог
и психотерапевт. Специалист по проблемам
психофизиологии и клиники нервно-психических
расстройств. Д-р медицинских наук, профессор.
Чл.-кор. АПН СССР (1957). Ученик В.М. Бехтерева
и А.Ф. Лазурского. Директор Ленинградского
психоневрологического института им.
В.М. Бехтерева (с 1939). Одновременно в течение
многих лет возглавлял кафедру психологии
ЛГУ. Окончил медицинский фак-т Петроградского
психоневрологического ин-та (1919). С 1919
по 1921 г. работал в лаборатории труда Института
по изучению мозга и психической деятельности.
Работы этого периода были посвящены исследованию
трудовой деятельности человека и трудовому
воспитанию детей. В 1921 г. на 1-й Всероссийской
конференции по научной организации труда
и производства выступил с обоснованием
необходимости особой научной дисциплины
— эргологии. С 1922 г. и до последнего дня
жизни научная деятельность М. была связана
с Ленинградским (Санкт-Петербургским)
психоневрологическим институтом им.
В.М. Бехтерева (его директор с 1939), где
выполнил большой цикл работ в области
нейрофизиологии. Исследования кожно-гальванических
показателей нервно-психического состояния
человека привели к широкому применению
этого метода в физиологических и психологических
исследованиях здоровых людей, а также
для изучения механизмов лечебного действия
и эффективности психотерапии в клинике
("Работоспособность и болезненные
личности", 1936). Наиболее известны исследования
М. в области психологии личности (индивидуально-психологические
особенности человека, типы личности,
характер) и в области медицинской психологии.
Личность и характер М. рассматривал как
структурно-содержательное целое, определяемое
условиями общественно-индивидуального
развития. Разрабатывая концепцию личности,
считал, что ее ядро составляет система
отношений человека к себе и миру, формирующаяся
в результате отражения действительности
и взаимодействия со средой. Исследования
в этой области были обобщены в монографии
"Психические особенности человека.
Характер, способности". Т. 1—2, 1957 (в
соавт. с А.Г. Ковалевым).
Проблематику медицинской психологии
М. разрабатывал на протяжении всей своей
научной деятельности. В самом начале
несколько лет активно изучал и практиковал
психоанализ. Подтвердил некоторые выводы
З. Фрейда о сексуальных травмах как источниках
психических расстройств. В 1930—40-е гг.
разработал клинико-патогенетическую
концепцию неврозов, которая объясняла
их возникновение и течение (но при этом
не опиралась на психоанализ). В основу
понимания неврозов было положено напряжение
конфликта (в форме патогенного противоречия)
при неадекватной попытке решения ситуации.
Для лечения неврозов М. была разработана
патогенетически обоснованная личностно-ориентированная
психотерапия, суть которой заключалась
в том, чтобы изменить систему отношений
человека в целом, его жизненные позиции
и установки ("Личность и неврозы",
1960). Исследования в области медицинской
психологии и связанные с этим задачи
в области гуманизации медицины были обобщены
в книге "Введение в медицинскую психологию"
(1966), написанной совместно с М.С. Лебединским.
М. автор также многих др. работ по различным
проблемам психологии.