Вербальное и невербальное общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 18:27, контрольная работа

Краткое описание

Потребность во взаимодействии и общении является одной из основных социальных потребностей, на ее основе возникает общественная, познавательная и иная активность людей. Назначение ее состоит еще и в том, чтобы поддерживать и регулировать их связи с ближайшим окружением социальной среды. В процессе взаимодействия и общения людей возникает прямой обмен мыслями, взглядами, идеями, проявляются различные формы симпатий и антипатий и другие межличностные отношения в малой группе первичный компонент ее психологии.

Содержание

Введение 3
1. Понятие об общении 5
2. Вербальное общение 9
3. Невербальное общение 13
Заключение 19
Литература 20

Вложенные файлы: 1 файл

Вербальное и невербальное общение.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Потребность во взаимодействии и общении является одной из основных социальных потребностей, на ее основе возникает общественная, познавательная и иная активность людей. Назначение ее состоит еще и в том, чтобы поддерживать и регулировать их связи с ближайшим окружением социальной среды. В процессе взаимодействия и общения людей возникает прямой обмен мыслями, взглядами, идеями, проявляются различные формы симпатий и антипатий и другие межличностные отношения в малой группе первичный компонент ее психологии.

Человек связан с обществом  тесными двусторонними отношениями.

Коммуникация включает в себя и то, что передается, и то, как это «что» передается. Переоценить важность коммуникаций в процессе управления практически невозможно. Едва ли не все, что делают руководители, чтобы облегчить организации достижение ее целей, требует эффективного обмена информацией. И это неудивительно, ведь если люди не смогут обмениваться информацией, они не сумеют и работать вместе, формулируя цели и добиваясь их.

Коммуникация представляет собой обмен информацией между  людьми или группами людей, осуществляемый в различных формах. В профессиональной деятельности она выполняет функции:

  • координация деятельности подразделений организации, обеспечения ее функционирования в соответствии со стоящими перед ней целями;
  • поддержания связи внутри организации между отдельными равноправными структурами (по горизонтали), а также между руководством и исполнителями (по вертикали);
  • обеспечения связи с другими организациями;
  • создания определенного психологического климата и регулирования неформальных отношений между работающими;
  • индикации общего состояния дел в организации (на основании оценки качества коммуникативных процессов можно судить об успешности деятельности той или иной структуры);
  • регулирования (повышение качества) функционирования организации. Оптимизация информационных потоков, улучшение психологического климата и другие связанные с коммуникацией управленческие воздействия положительно влияют на эффективность деятельности соответствующей 
    структуры.1

Общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.2

Проблема общения относится к базовым категориям психологической науки, так же как и категории «отражение» и «деятельность». Данные категории взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они опосредуются психическими, т. е. познавательными процессами (ощущение, восприятие, представление, воображение, память, речь, внимание, мышление).

Но общение играет немаловажную роль в этике деловых отношений. От того, как сложатся переговоры, деловые беседы, взаимоотношения партнеров зависит успех в бизнесе.

В процессе общения осуществляется взаимный обмен видами деятельности, их способами и результатами, представлениями, идеями, установками, интересами, чувствами и др. Результат общения - складывающееся отношение с другими людьми.  Актуальность проблемы заключается в том, что общение выступает как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов. Не просто действие, не просто воздействие одного субъекта на другого, а именно взаимодействие.

Цель работы: рассмотреть  вербальное и невербальное общение.

 

 

 

 

 

1. Понятие  об общении

Взаимодействие об общении  человека с окружающим его миром  осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.

Объективные отношения  и связи (отношения зависимости, подчинения, сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно  возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения, которые изучает социальная психология. Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимоотношения внутри группы - это углубленное изучение различных социальных фактов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы.

Всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не может  осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Так, например, для того, чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников, он должен вступить с ними в общение.

Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.3

Согласно А. Леонтьева, «общение есть процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного  теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными друг с другом в психологическом отношении».4

Общение включает в себя обмен информацией между участниками  совместной деятельности, который может  быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения.

Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Производя расчет у кассы универмага, покупатель и продавец общаются даже в том случае, если ни один из них не произносит ни слова: покупатель вручает кассиру товарный чек на выбранную покупку и деньги, продавец выбивает чек и отсчитывает сдачу.

Наконец, третья сторона  общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни с чем сообщенным ему не разберется. Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие).5

Рассматриваемое в единстве этих трех сторон, общение выступает  как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей. Знание закономерностей общения и развитие навыков и способностей общения особенно важны для педагога, профессиональная задача которого может быть успешно решена только в том случае, если ему удастся продуктивно включить учащихся в совместную с ним деятельность, наладить взаимодействие и взаимопонимание, отвечающее целям и задачам воспитания, т.е. осуществлять полноценное педагогическое общение.

Чему же служит общение? Можно выделить несколько основных задач, которые не могли бы быть решены, если бы люди были изолированы друг от друга.6 Прежде всего, общение выполняет связующую роль в коллективной деятельности людей, помогая им распределять задачи и планировать участие каждого. Эту задачу можно назвать прагматической.

Затем общение выступает  как важнейшее условие формирования и изменения психического облика человека. Отсутствие людей препятствует развитию личности даже при наличии  всех биологических предпосылок, как  свидетельствует неоднократно наблюдаемый «феномен Маугли». Эта функция общения называется формирующей.

В качестве третьей задачи может быть названа «подтверждающая» функция, т. е. возможность утвердить себя, получить обратную связь. Состояние незамеченности - для многих людей тяжелое испытание, ставящее под сомнение сам факт их существования (именно поэтому так тяжело, особенно среди близких людей, действуют наказания, основанные на молчании).

Четвертая задача общения  состоит в организации и поддержании межличностных отношений. В отличие от первой, здесь основное внимание уделяется эмоциональной стороне общения, основанной на симпатии - антипатии.

И, наконец, пятая задача общения, которая может быть названа внутриличностной, реализуется в основном во внутреннем плане посредством внутренних диалогов, которые имеют либо источником, либо следствием отношения во внешнем социальном мире.

Существует множество  видов общения, и каждый из них  выполняет сразу несколько функций (общение - процесс многофункциональный). Зарождаясь в одной форме, общение может, меняя свои задачи, принимать другую и третью, но если, согласно принципу системности, более совершенные и сложные формы способны включать задачи низшего уровня, то обратное едва ли возможно (так, не стоит рассчитывать на психотерапевтическую поддержку и обретение жизненных сил от общения, например, с регулировщиком дорожного движения). Однако и этого не стоит исключать.

Общение - это сложный многоплановый процесс установлена и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Из данного определения  можно заключить, что общение  имеет три стороны своего проявления: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Поэтому в психологии традиционно принято различать три стороны общения - обмен информацией (коммуникативная сторона), взаимодействие (интерактивная сторона) и восприятие друг друга партнерами (перцептивная сторона).

Коммуникативная сторона  общения проявляется через действия личности, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми.

Интерактивная сторона  общения (интеракция означает взаимодействие) представляет собой взаимодействие (и воздействие) людей друг с другом в процессе межличностных отношений.

Перцептивная сторона  общения (перцепция - восприятие) проявляется через восприятие и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей).

По своему назначению общение многофункционально. Можно выделить пять основных его функций: Прагматическая функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

Формирующая функция общения проявляется в процессе развития человека и становления его как личности. Действительно, без общения со взрослыми никто не смог бы превратиться из беспомощного ребенка в того, кем является сейчас. Именно окружающие взрослые научили нас говорить, читать, писать, правильно есть, пить, одеваться и вообще вести себя в обществе других людей. В ходе развития внешние формы общения ребенка и взрослого постепенно переходят во внутренний план. Благодаря этому мы можем мысленно представить себе предстоящий разговор и выстроить его так, как нам нужно. Общение ребенка и взрослого - это не только передача первому суммы умений, навыков и знаний, которые он механически должен усвоить. Здесь необходимо отметить сложные процессы взаимных влияний, обогащений и изменений. Мы зачастую активно и критично принимаем предлагаемые нам чужими людьми слова, сравниваем их с тем, что мы уже знаем, слышали от других.

Функция подтверждения проявляется в том, что только в ходе общения с другими людьми мы можем познать, понять и утвердить себя в собственных глазах. Желая убедиться в признании своей ценности, человек ищет точку опоры в других людях.

Функция организации  и поддержания межличностных  отношений. Общение для любого человека неизменно связано с оцениванием других людей и установлением определенных эмоциональных отношений — либо положительных, либо отрицательных. Даже один и тот же человек может вызывать у нас в разных ситуациях различное отношение.

Внутриличностная функция  общения – одна из самых важных. Благодаря диалогу с самим  собой мы принимаем определенные решения, совершаем значимые  поступки. Такое «внутреннее общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.7

2. Вербальное  общение

 

Вербальное общение - использует в качестве знаковой системы  человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

К вербальным средствам коммуникации относятся письменная и устная речь, слушание и чтение. Устная и письменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи информации), а слушание и чтение – в восприятии текста, заложенной в нем информации.

Одним из основных средств передачи информации является речь. В речи реализуется и через нее посредством высказываний выполняет свою коммуникативную функцию язык. К основным функциям языка в процессе коммуникации относятся: коммуникативная (функция обмена информацией); конструктивная (формулирование мыслей); апеллятивная (воздействие на адресата); эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию); фатическая (обмен ритуальными (этикетными) формулами); метаязыковая (функция толкования. Используется при необходимости проверить, пользуются ли собеседники одним и тем же кодом).

Информация о работе Вербальное и невербальное общение