Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 20:07, лекция
Навык — есть сознательно автоматизированное действие. Автоматизация — значит свободный от контроля сознания. Физиологической основой овладения навыком является образование в коре головного мозга динамических стереотипов, которые отличаются значительной устойчивостью. Поэтому начальная операция, которая входит в состав действия, ведет за собой следующие опе-рации без регулирования 2 сигнальной системы.
Привычка тесно связана с ритуалом - особой сверхценной последовательностью действий, осуществляемых в той или иной ситуации.Выполнение привычных действий позволяет индивиду постоянно получать удовлетворение от достигнутого: небольшое, но надежное, ведь прочая деятельность не всегда его приносит, а это вызывает психическое напряжение. Привычки позволяют находить смысл в доступном и повседневном и облегчают проблему поиска «смысла жизни»: в привычных действиях смысл заложен автоматически. И хотя это не столь уж возвышенный смысл, зато смысл жизненный и надежный. Ведь привычка-это механизм придания значимости ранее индифферентным, ничем не побуждаемым действиям, способ канализации жизненной активности индивида. В ходе развития ребенка привычки формируются раньше, чем такие психические новообразования, как уровень притязаний, завышенность которого нередко несет индивиду множество неприятностей. Привычка - это наша постоянная связь с детством, с периодом, когда она была сформирована. Она проносится индивидом через всю его жизнь, служа одним из существенных механизмов преемственности поколений…Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки (в структуре сложных умений), то привычки являются негибкой (часто и неразумной) частью деятельности, которая человеком выполняется механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. В отличие от простого навыка привычка может в определенной степени сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной (дурные привычки). Привычки как элементы деятельности представляют собой наименее гибкие ее части.
4 вопрос. Виды деятельности и их развитие у человека.
В зависимости от цели, содержания и форм различают три основных вида деятельности: игру, обучение и труд. Человеку независимо от возраста присущи все три разновидности деятельности, однако в разные периоды жизни они проявляются по-разному за целью, содержанием, формой и значением. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, в школьном - обучение, а в зрелом - труд.
Игра и обучение присущи и людям, и животным. Однако у животных основой этих видов деятельности является инстинкты, а у человека они обусловлены социальными условиями жизни, отличаются качественно, значительно сложнее и богаче по содержанию и форме.
Труд за природой и содержанием - общественно-историческое явление. В процессе работы возникла и развилась человек как сознательная социальное существо. Характерная особенность всех разновидностей человеческой деятельности в том, что чаще всего они связаны с речевой деятельностью. Последняя способствует развитию содержания и форм всех видов деятельности, их целеустремленности и мотивации.
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это такой вид деятельности, продуктом которой является сам ее процесс.
Основная форма проявления активности ребенка дошкольного возраста - игровая деятельность - является одновременно основным средством познания ней внешнего мира, отражение его в форме ощущений, восприятий, представлений и т.д. Но она отличается от учебы и труда. В игре ребенок увлекается в основном процессом, который вызывает у нее удовольствие. Как только интерес к игре пропадает, ребенок прекращает ее.
В играх маленьких детей цели не бывают устойчивыми. Это проявляется в том, что маленькие дети теряют цели в игре и легко переходят от одной игры к другой. Но в процессе развития и воспитания целеустремленность игровой деятельности детей растет, цели в играх приобретают более устойчивого характера. Справедливо отмечают, что игра - это школа мысли, чувств и воли. В играх не только проявляются, но и формируются все психические процессы и свойства детей, наблюдательность, внимательность, вдумчивость, настойчивость, смелость, решительность, умение, навыки, способности. В игровой деятельности происходит не только психическое, но и физическое развитие детей, развиваются физическая сила, ловкость, скорость и точность движений. В играх формируются все качества личности ребенка, в частности такие моральные качества, как коллективизм, дружба, товарищество, правдивость, честность и тому подобное. Поэтому игры дошкольников играют важную роль в подготовке их к школьному обучению.
В школьном возрасте игра имеет более сложный и целенаправленный характер. У школьников преобладают дидактические игры, в которых ярко проявляется цель: успешно провести игру, победить партнера, развить в себе соответствующие физические и умственные свойства. В подростковом и юношеском возрасте могут возникнуть вредные привычки, например, к азартным играм. Привлечение детей к занятиям спортом, к интересных дел станет важным средством предотвращения захвата вредными играми.
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это такой вид деятельности, продуктом которой являются знания, навыки и умения.
Обучение - основной вид деятельности детей школьного возраста; активная, сознательная и целенаправленная деятельность, которая заключается в усвоении знаний, выработанных человечеством, с целью подготовки детей к будущей самостоятельной трудовой деятельности. Обучение не ограничивается школьным возрастом. Человек учится всю жизнь. До этого ее побуждают развитие науки, техники, общественной жизни. Научно-технический и социальный прогресс, который присущ XX веку, требует значительного пополнения и перестройки систем общеобразовательных и специальных профессиональных знаний, полученных в средней школе и профессионально-технических учебных заведениях.
Различают три категории учебно-воспитательных действий:
воздействие, направленное на повышение учебной активности людей, стимулирование ответственного, заинтересованного отношения к выполнению учебных заданий, а также ориентация учебной работы на достижение конкретных целей (постановка учебных задач);
передачи сообщения информации (рассказ, разъяснения, показ, демонстрация);
контроль и оценка результатов деятельности - знаний, навыков и умений.
Учебная деятельность является одним из аспектов педагогического взаимодействия, своеобразным показателем целесообразности педагогических приемов руководителя. Учебная деятельность имеет тот же предмет, что и педагогическая деятельность, личность, которая учится, ту же цель - приобретение знаний, навыков, умений и достижения других полезных результатов.
Учебная деятельность состоит из учебных действий, каждая из которых представляет собой определенную форму познавательно-практической активности, решения определенной части учебного задания. Все учебные действия делятся на четыре основные группы:
сенсорно-перцептивные, связанные с получением учебной информации (зрительное наблюдения в процессе показа, слушания рассказы и лекции, стремление выделить и зафиксировать признаки исследуемого объекта и т.п.);
умственные учебные действия, которые необходимы для самостоятельного решения учебных задач и получения такой учебной информации, которая является результатом умственного проработки, осмысления уже имеющихся знаний;
комплексные практические действия, которые заключаются в том, что вместе с внутренней познавательной (умственной) активностью одновременно выполняют практические действия (движения): отрабатывают тот или иной прием, выполняют ремонт, разборка и сборка механизмов, радиотехнических средств и т.п.;
мнемонические учебные действия, которые обеспечивают закрепление и длительное сохранение полученного различными способами учебной информации. Они обычно не являются самостоятельными, а органично сочетаются с предыдущими.
В процессе обучения его цели постепенно усложняются, но в то же время дифференцируются. Наряду с общеобразовательными целями появляются практические - подготовка детей к жизни, усвоение практических знаний, навыков и умений. На почве общеобразовательных знаний осуществляются политехническое обучение и профессиональное образование. Общее образование (знание языка, математики, физики, химии, биологии, истории) становится все более востребованной для профессионального образования, подготовки творческих специалистов.
Успешное обучение детей в школе в большой степени зависит от осознания цели обучения и мотивов, которыми они руководствуются. В обучении заметно актуализируется социальная и познавательная мотивация: первая - через осознание роли и необходимости знаний для жизни и труда, вторая - в отношении к содержанию знаний, в заинтересованы ними. Мотивы обучения тесно связаны с работой. Труд обуславливает потребность в знаниях, в ней формируются общие и специальные способности человека. Общественная мотивация учеником своего обучения в наибольшей степени способствует глубокому усвоению знаний.
Важным условием успеха в овладении знаниями является готовность и подготовленности ученика к обучению. Готовность ученика к обучению - в его психологической готовности к этому, в желании и умении учиться, в наличии у него необходимого для этого развития. Умение учиться проявляется в том, что ребенок понимает объяснения учителя и руководствуется ими, выполняя задания, самостоятельно выполняет эти задачи, контролирует себя в соответствии с указаниями учителя и правил, а не за тем, как выполнил задание некто другой. Ученики, которые проявляют самостоятельность в обучении, лучше усваивают знания и успешнее развиваются.
Подготовленность ученика к обучению проявляется в конкретных знаниях, навыках и умениях, необходимых для усвоения учебного материала. Поэтому важно готовить детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе не только психологически, но и из конкретных разновидностей знаков счета, языка, представлений о природе и обществе.
Обучение в школе требует от ученика организованности и дисциплины, ежедневной систематической работы. Этим учебная деятельность школьника отличается от игровой деятельности дошкольника и приближается к трудовой деятельности.
Усвоение учащимися знаний зависит от их активности в обучении. Обучение связано с развитием личности. Учась, ребенок развивается, а развиваясь, приобретает новые возможности - понимать и усваивать сложные знания. Успешнее ребенок развивается тогда, когда в процессе обучения активизируется ее учебная самостоятельность, когда ребенок становится субъектом, а не объектом обучения, то есть умеет ставить перед собой учебные задачи и пытается успешно решать их. В развитии личности чрезвычайно важную роль играет активизация мыслительной деятельности, а не только внимания, восприятия, памяти, воображения. Как показали исследования проблемы обучения, еврична и программируемая построение процесса обучения, комментирование содержания учебных задач, решение учебных задач по каждому предмету, доведение способствуют преодолению конкретизму в мыслительной деятельности и успешному умственном развитии.
ТРУД - сознательная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ. Она является необходимым условием существования и развития человека.
Приводя в движение имеющиеся у нее естественные органы и силы, человек изготавливает орудия труда и с их помощью видоизменяет материал природы, придает ему форму, пригодную для собственной жизни, удовлетворения их разнообразных потребностей.
От поколения к поколению работа становилась все более разнообразной, более совершенной. К охоты и скотоводства добавились земледелие, потом прядение, ткачество, обработка металлов, гончарный ремесло, судоходство.
Труд - это живое единство физического и психического. В процессе труда активизируются и оказываются различные физические и психические свойства человека. В зависимости от содержания труда ее психические компоненты приобретают определенных особенностей. Деятельность слесаря, тракториста, учителя или композитора требует специфических психических качеств. Но есть психические качества личности, общие для всех видов трудовой деятельности, хотя они и оказываются в каждом ее разнообразии по-разному.
Первое и необходимое условие любой труда - наличие цели: создать определенный продукт.
Характерная особенность работы в том, что человек предполагает ее результаты, представляет себе материал, который при этом будет использовано, определяет способы и последовательность своих действий. Этим ее трудовые действия отличаются от працеподібних действий животных. Прежде чем строить нечто, человек создает в своем воображении образ того, что будет делать. В конце процесса труда получается результат, который еще до начала существовал в воображении человека. Что сложнее трудовое задание, тем выше требования ставит его выполнения к психики человека.
Труд требует соответствующей подготовки. Знаний, навыков и умений работать приобретают на протяжении обучения и предварительного обучения. Чтобы освоить определенные специальности, необходимо после окончания средней школы учиться в высшей школе. Много времени требуется также для овладение производственными специальностям высокой квалификации.
В труде человека оказываются ее внимательность, наблюдательность, воображение и мышление. Особенно важны эти качества тогда, когда перед человеком встает новое для нее трудовое задание, когда она ищет новых, более совершенных способов его выполнения.
Труд требует напряжения физических и умственных сил, преодоления трудностей, самообладание и других волевых качеств. Целенаправленная воля нужна и в физическом, и в умственном труде на протяжении всего времени ее выполнения. Особенно она необходима тогда, когда труд не увлекает за содержанием или способами выполнения. Труд является источником разнообразных эмоций человека. В процессе работы человек переживает успехи и неудачи. В случае положительного отношения к труду эти переживания побуждают ее к еще большего напряжения.
Успех труда человека зависит от ясности цели, которую он ставит перед собой, от зрелости мотивов, побуждающих ее работать, и связанного с ними отношения к трудовых обязанностей, от соответствия ее способностей, общей и специальной подготовки требованиям труда. Очень важную роль в работе играют такие индивидуально-психологические качества человека, как аккуратность и дисциплинированность.