Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 16:53, дипломная работа
Цель исследования – определить ожидания родителей от взаимодействии с дошкольным учреждением и ожидания воспитателей от взаимодействии с семьей.
Объект исследования - компоненты образовательной среды.
Предмет - взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения как один из компонентов образовательной среды.
Введение ..….……………………………………………………………….
4
Глава 1. Теоретические основы сотрудничества семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей ……………………..
9
1.1. Компоненты образовательной среды………………….
9
1.2 Формы и виды сотрудничества семьи и дошкольного учреждения…………………………………………………..
23
Глава 2. Анализ взаимодействия педагогов и родителей в образовательной среде………………………………………………
33
2.1. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей…………………………………………
33
2.2. Анализ ожидания родителей от взаимодействии с дошкольным учреждением и ожидания воспитателей от взаимодействии с семьей..………………………………
44
Заключение ………….………………………………………………
47
Список литературы ...…………………………………………………
Вам нагрубила продавщица в магазине, вы можете просто перестать ходить в этот магазин. Поменять же садик, в которой ходит ваш ребенок и в котором вас что-то не устраивает, намного сложнее. Так же как и воспитатель не может прекратить общение с кем-то из родителей только потому, что тот ведет себя некорректно. Налаживать взаимодействие должны обе стороны, не вставая в позицию виновного и обвиняемого, ведь конечная цель и у сотрудников детского сада, и у родителей одна — здоровье и развитие ребенка.
У воспитателей есть «свой список» претензий к родителям:
Важнейшей целью преобразований дошкольного образовательного учреждения является создание условий для максимального удовлетворения запросов родителей детей, посещающих ДОУ.
Сегодня в детском саду созданы все условия для успешного развития личности каждого ребенка и взрослого в единой воспитательно-образовательной среде «педагог – ребенок - родитель», ориентированной на воспитании самостоятельной, активной личности.
Родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие из них считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее разрешения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит его знания, умения, педагогические достижения.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников.
Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Родителей детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение, можно условно разделить на три группы.
Первая группа — это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.
Вторая группа — это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов — не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.
Третья группа — это семьи с неработающими
мамами. Эти родители тоже ждут от детского
сада интересного общения со сверстниками,
получения навыков поведения в коллективе,
соблюдения правильного режима дня, обучения
и развития. Задача воспитателя - выделить
из этой родительской группы энергичных
мам, которые станут членами родительских
комитетов и активными помощниками воспитателей.
На эту родительскую группу воспитателю
необходимо опираться в подготовке родительских
собраний, проведении праздников, конкурсов,
выставок и т.п.
Содержание работы с родителями реализуется
через разнообразные формы. Главное —
донести до родителей знания.
Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада, изменение характера взаимодействия педагогов с родителями. Для того, чтобы многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой воспитатели ДОУ должны доказывать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анализ ответов воспитателей ДОУ:
Личные цели в отношениях с родителями |
Какими способа ми, методами, приемами вы поль зуетесь в работе с родителями? |
Каким вы хотите отношение роди телей к себе? Совпадает ли это? |
Чему могут научиться роди тели у специи алистов? |
Чему педагоги ческий персонал может научиться у родителей? |
Что необходимо сделать, чтобы семья понимала жизнь ДОУ? | |
1. |
Взаимопонимание, взаимопо мощь |
Беседы, консульта ции |
Уважение, частично совпадает |
Обогатить свои воспитательные умения и навыки |
Опыт в воспита нии детей |
Больше совместных мероприя тий |
2. |
Взаимопонимание, взаимопо мощь |
Круглый стол, беседы |
Уважение, взаимопо нимание, не совпадает |
Ознакоми ться с особеннос тями возраста |
Ничему |
Приемственность в работе |
3. |
Взаимопонимание, взаимопо мощь |
Беседы, консульта ции |
Уважение, взаимопо нимание, частично совпадает |
Умению понимать проблемы и трудности детей |
Ничему |
Посещать режимные моменты |
4. |
Взаимопонимание, взаимопо мощь |
Беседы, консульта ции, советы специалис тов |
Уважение, взаимопо нимание, не совпадает |
Научиться решать конфликты |
Индивидуальный подход к ребенку |
Посещать занятия |
5. |
Взаимопонимание, взаимопо мощь |
Беседы, консульта ции |
Уважение, взаимопо нимание, частично совпадает |
Присутство вать на занятиях и полученные знания применять дома |
Компью терной освещен ности |
Затрудня юсь ответить |
6. |
Взаимопонимание, взаимопо мощь |
Беседы, консульта ции |
Уважение, частично совпадает |
Присутство вать на занятиях и полученные знания применять дома |
Ничему |
Совмест ные праздники |
7. |
Взаимопонимание, взаимопо мощь |
Родитель ские собрания |
Уважение, взаимопо нимание, не совпадает |
Обогатить свои воспитательные умения и навыки |
Ничему |
ИЗО-выставки, ФОТО-выставки |
8. |
Взаимопонимание, взаимопо мощь |
Беседы, консульта ции |
Уважение, взаимопо нимание, частично совпадает |
Умению понимать проблемы и трудности детей |
Ничему |
Затрудняюсь ответить |
9. |
Взаимопонимание, взаимопо мощь |
Родитель ские собрания |
Уважение, частично совпадает |
Ознакоми ться с особеннос тями возраста |
Творче ской активно сти |
Участие родителей |
10. |
Взаимопонимание, взаимопо мощь |
Круглый стол, родитель ские собрания |
Уважение, частично совпадает |
Научиться решать конфликты |
Ничему |
Совмест ные мероприя тия |
11. |
Взаимопонимание, взаимопо мощь |
Беседы, консульта ции |
Уважение, взаимопо нимание, не совпадает |
Обогатить свои воспитательные умения и навыки |
Ничему |
Посещать занятия |
12. |
Взаимопонимание, взаимопо мощь |
Советы специалис тов |
Уважение, взаимопо нимание, частично совпадает |
Присутство вать на занятиях и полученные знания применять дома |
Ничему |
Затрудня юсь ответить |
13. |
Взаимопонимание, взаимопо мощь |
Беседы, консульта ции |
Уважение, взаимопо нимание, частично совпадает |
Научиться решать конфликты |
Опыт в воспита нии детей |
Совмест ные мероприя тия |
14. |
Взаимопонимание, взаимопо мощь |
Родитель ские собрания |
Уважение, не совпадает |
Умению понимать проблемы и трудности детей |
Ничему |
Совмест ная работа родитель ского комитета |
15. |
Взаимопонимание, взаимопо мощь |
Беседы, консульта ции |
Уважение, взаимопо нимание, частично совпадает |
Ознакоми ться с особеннос тями возраста |
Ничему |
Затрудня юсь ответить |
16. |
Взаимопонимание, взаимопо мощь |
Советы специалис тов |
Уважение, взаимопо нимание, частично совпадает |
Правильно реагировать на ссоры детей |
Творчество |
Участие родителей в творческих мастер ских |
17. |
Взаимопонимание, взаимопо мощь |
Беседы, круглый стол |
Уважение, не совпадает |
Обогатить свои воспитательные умения и навыки |
Ничему |
Посещать режимные моменты группы |
18. |
Взаимопонимание, взаимопо мощь |
Беседы, консульта ции |
Уважение, частично совпадает |
Научиться решать конфликты |
Ничему |
Затрудняюсь ответить |
Итоги |
Взаимопонимание,взаимопо мощь - 100% |
Беседы, консульта ции-100% |
не совпадает - 33%, частично совпадает – 67% |
Ничему - 67% , творческой активности – 33% |
Затрудняются ответить – 27% |