Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 13:51, реферат
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению.
Таким образом, взаимодействие детского сада и семьи можно осуществлять по-разному.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Педагогика начала советского периода признавала роль семьи в воспитании дошкольников, но это вело не к признанию необходимости сотрудничества дошкольного учреждения с семьей, а скорее к взглядам на семью, как на такой социальный институт, который противостоит обществу в целом и дошкольному учреждению в частности. В те годы отмечалось также, что семью надо изучать, но изучать не как потенциального или реального союзника, а скорее как некий мешающий правильному воспитанию детей фактор, который желательно подчинить обществу и с влиянием которого нужно бороться.
В 40-60-е годы, проблема «борьбы» дошкольного учреждения и семьи уже не ставилась так остро, но глобальной целью по-прежнему являлось воспитание, прежде всего члена общества, поэтому более правильным считалось общественное воспитание, а не семейное. Отсюда следовал вывод: семья должна играть подчиненную роль по отношению к дошкольному учреждению.
В 60 - 70-е годы XX в. годы
большое внимание начало
Исследования 70 - 80-х годов
прошедшего столетия
В 90-х годах большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями.
В настоящее время
идет перестройка системы
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу. Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в ДОУ. Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей и т.п.).Необходимо постоянно расширять формы работы с семьей, использовать нетрадиционные методы относительно вопросов педагогического просвещения и воспитания родителей.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ДОУ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
§ 1. Диагностика уровня взаимодействии cемьи и ДОУ в воспитании дошкольников
С целью реализации поставленных задач и подтверждения гипотезы исследования была проведена опытно-практическая работа в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждение «Детский сад №13» города Стерлитамак.
Первый этап – поисковый. На этом этапе проведен теоретический анализ специальной литературы по данной теме.
Второй этап – эмпирический. Были использованы следующие методы изучения: тестирование (автор Доронина Т.Н); анкетирование (автор Козлова С.А); беседа с детьми, также проведена диагностика « Мама – я – воспитатель», в ходе которого дети должны были нарисовать себя, маму и воспитателя. Проведена математическая обработка полученных данных.
Третий этап – обобщающий. Обобщены и систематизированы полученные результаты исследования, уточнены теоретические выводы. Предложен комплекс мероприятий по взаимодействию ДОУ и семьи в воспитании дошкольников.
Для выявления педагогической культуры родителей, им предлагается заполнить анкету (автор Козлова С.А) (приложение 1).
С целью выявления степени участия родителей в воспитательном процессе был использован тест (автор Доронина Т.Н) (приложение 1);
По результатам диагностики для выявлений категорий родителей выделяют следующие группы:
1 категория: родители этой
категории отличает высокий
2 категория: в среднем
уровень образованности и
3 категория: это самая
патогенная ситуация для
Проанализировав анкеты, и тесты родителей можно узнать о семье очень многое: об увлечениях ребенка, о его поведении и обязанностях по дому, о методах воспитания, используемых родителями, о том, кто в семье занимается воспитанием.
Также проведена беседа с детьми; где дети рассказывали о своих родителей, о любимых играх в детском саду, о воспитателях, чем они нравятся и т.д.
Была проведена диагностика « Мама – я – воспитатель». Для этого заранее совместно с психологом попросили детей нарисовать рисунки на заданную тематику, в ходе которого дети должны были нарисовать себя, маму, папу и воспитателя (прилагаются рисунки детей).
Таким образом, результаты диагностик на этапе констатирующего эксперимента позволяют сделать вывод о том, что большинство родителей мало уделяют внимание своим детям, не знают что-делать в тех или иных ситуациях, дети сидят около телевизоров, им мало читают книг. А рисунок, нарисованные детьми – показали о взаимоотношений в семье. Ребенку не хватает общения, часто в семье он бывает одинок (изображают своих родителей в черных, синих, коричневых красках), в детский сад ходят с большим желание ( использовали яркие краски: желтые, красные, оранжевые, зеленые и т.д.).
Поэтому с учетом результатов диагностики и в соответствии с выдвинутой гипотезой был разработан комплекс мероприятий по взаимодействию воспитателей и семьи в воспитании дошкольников.
§2. Комплекс мероприятий по взаимодействию воспитателей и семьи в воспитании дошкольников.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы были проведены следующие мероприятия. Укажем в качестве примеров некоторые из них (подробное описание их дается в приложениях).
Название мероприятия |
Цель |
Форма проведения |
«Счастливая семья». |
Воспитать добрых, отзывчивых детей, любящих и уважающих маму и папу, сестренок и братишек, бабушек и дедушек, всех друзей и близких, быть милосердным к людям. |
Семейный клуб |
«Особенности современных детей». |
Познакомить родителей с особенностями и принципами воспитания современных детей. Содействовать возникновению у родителей желания и умения создавать условия для ненасильственного воспитания ребенка. Развивать у родителей способность находить оптимальные способы решения проблемных ситуаций и стратегии поведения родителей при этом. |
Родительское собрание (круглый стол) |
«Олимпийские игры» |
Представить детям информацию об Олимпийских играх как о мирном соревновании, с целью физического мастерства людей, в котором участвуют народы всего мира. Закреплять знания детей о символах и ритуалах Олимпийских игр, расширить знания о видах спорта. Способствовать формированию у детей интереса к занятиям физическими упражнениями через конкретные примеры .
|
Соревнование |
«Моя семья» |
Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, закрепить понятие как появляется семья, из кого она состоит |
Занятие |
«День открытых дверей» |
познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. |
Экскурсия родителей в детский сад |
Семейный клуб «Счастливая семья». Цель: воспитать добрых, отзывчивых детей, любящих и уважающих маму и папу, сестренок и братишек, бабушек и дедушек, всех друзей и близких, быть милосердным к людям.
Первое заседание клуба было посвящено знакомству с семьями детей. Несколько семей, выпустили стенгазету под заголовком «Вот мы какие!», где в шутливой или серьезной форме, в стихах или прозе можно описать семейные увлечения.
Второе заседание клуба было посвящено, традициям русской народной культуры. Дети вместе с родителями могут почитать сказки, разучить народные песни и игры, познакомиться со старинными традициями и обрядами.
Родительские собрания – одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива. Эффективность воспитательной работы воспитателя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на помощь и поддержку. Каждая встреча с родителями дает повод к раздумью, вызывает желание анализировать, рассуждать. Родительские собрания было интересным, ярким, веселым. Воспитатели рассказывали об особенностях детей, о наказаниях и поощрение. Также за круглым столом родители свободно высказывали свое мнение по проблемам воспитания, делились опытом семейного воспитания. Затем с родителями были проведены упражнение «Портрет современного ребенка», в котором родители поделились на две группы. Каждая составляла список качеств, присущих современному ребенку. Списки зачитывались, обсуждались. А вот в упражнение «Мечта детства» участники по очереди рассказывали , о чем они мечтали, когда были детьми. Для того, чтобы родители немного расслабились был приглашен психолог, который провела медитацию.
Занятие в старшей группе «Олимпийские игры» проводилось в виде соревнований. Детям очень понравилось рассматривать картинки на спортивную тематику, загадывать загадки, разгадывать кроссворды, участвовали в играх.
День открытых дверей дала возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать и привлечь к участию. Проводилась как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей, также показали кухню, где готовится еда, физкультурный и музыкальный зал, в котором дети занимаются. Был показан фрагмент занятия детей в старшей группе. После экскурсии и просмотра заведующая беседовала с родителями, выясняла их впечатления, отвечала на возникшие вопросы.
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Опытно-практическая работа проводилась на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №13». В диагностическом обследовании участвовало 29 дошкольников старшей группы.
Использованные методик диагностик (анкетирование и тестирование родителей; беседа с детьми; также проведена диагностика « Мама – я – воспитатель», в ходе которого дети должны были нарисовать себя, маму и воспитателя) предполагали выявление уровня взаимодействия родителей с детьми, воспитателями. Результаты диагностирования на этапе констатирующего эксперимента позволили нам сделать вывод о том, большинство в семьях акцентирование внимание идет на материальную обеспеченность. Вместе с тем проявляется недостаток эмоционально-нравственной культуры родителей. Поэтому с учетом результатов диагностики и в соответствии с выдвинутой гипотезой исследования был разработан и апробирован на практике комплекс мероприятий для взаимодействия семьи и воспитателей в воспитании дошкольников. Результативность проведенной работы и доказывает гипотезу исследования, в которой предполагалось, что, если в работе воспитателя использовать разные формы и методы работы с детьми, а также включать и родителей, то формирование воспитании детей будет более успешным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе нашего исследования
были рассмотрены вопросы о
том, что семья и дошкольное
образовательное учреждение в
хронологическом ряду связаны
преемственностью, что обеспечивает
непрерывность воспитания и
Семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.
Семья является институтом
первичной социализации. Детский
входит в систему
В настоящее время
необходимость общественного
Информация о работе Взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании дошкольников