Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2014 в 16:55, реферат
Активный характер восприятия. Иногда процесс узнавания происходит не сразу, и человеку приходится присматриваться или прислушиваться для получения новых сведений от воспринимаемого. В тех случаях, когда предмет не узнается, человек ставит задачу более или менее точно определить, что находится перед ним, он строит различные предположения, сравнивает воспринимаемый предмет с целым рядом знакомых ему предметов.
Узнавание бывает неспецифическим, когда человек определяет только род предметов, к которым относится данный предмет («это автомобиль, человек, дом»), и специфическим, когда человек узнает конкретный предмет («это автомобиль моего брата», «это наш учитель истории», «дом, в котором я родился»).
1.Общее понимание восприятия. ..…3
2.Физиология восприятий. …...4
3.Развитие восприятия. …….7
4. Восприятие цветов и форм. ….10
5.Восприятие и личность, влияние прошлого на восприятие. ….11
6.Список используемой литературы. .…13
Последняя классификация предопределена тем фактом, что любой объект реальности (как объективной, так и субъективной) существует в пространстве, времени и движении. Поэтому каждый объект обладает соответствующими показателями, отражаемыми нашим восприятием. Специфика этих условий существования всех объектов восприятия определяет и специфику самого процесса их перцептивного отражения.
3.Развитие восприятия- раннее детство.
О том, что ребенок первого года жизни может воспринимать предметы, говорят факты раннего узнавания им знакомых людей, игрушек, вещей. Специальные исследования М.И. Лисиной показали, что после двух с половиной месяцев ребенок осуществляет первоначальную познавательную деятельность. Она сначала не имеет относительно постоянной структуры и выражена в своеобразном сосредоточении ребенка на объекте, связана с беспорядочными движениями. После 3 месяцев движения становятся другими: ребенок «обследует» новую игрушку. В действиях ребенка участвуют одновременно несколько анализаторов. Наиболее интенсивные и быстрые реакции осуществляет глаз, за ним идут движения рук.
Наименьшую роль играют ощупывающие движения рта. Глаз выполняет основную функцию познания предмета, рука используется для его захватывания и удержания, действия рта служат дополнительным средством активного осязания игрушки. С возрастом у младенца заметно увеличивается длительность познавательных реакций. При этом количество хаотичных импульсивных реакций снижается, число активных и целенаправленных движений растет. После 6 месяцев ребенок может выделять объекты восприятия: мать, няню, погремушки. Так, ребенок 7-9 месяцев тянется к пестрому волчку, схватывает яркую игрушку. Он поворачивает голову к матери на вопрос: «Где мама?» Однако нет основания говорить о том, что до 7-8 месяцев ребенок воспринимает именно предмет, а не знакомый ему комплексный раздражитель. Малыш 8-9 месяцев не узнает свою мать, если она подошла к нему в необычном виде, например в широкополой шляпе. Он не берет в руки любимого мишку, если его одели в яркий костюм и новую шапку. Восриятие маленького ребенка ситуативно, слитно и Глобально.
Однако эти качества восприятия выступают весьма различно, в
зависимости от перцептивной задачи, которую решает ребенок (Л.А. Венгер).
4. Восприятие цвета и формы.
Споры о том, какой признак предмета является основным для его восприятия, продолжаются среди психологов и при обсуждении особенностей чувственного познания предметов детьми дошкольного возраста.
В противоположность заявлениям Г.Фолькельта и других ученых о том, что
ребенок до 7 лет «удивительно слеп к форме», советские исследователи не
только показали ведущую роль формы предмета даже в восприятии
преддошкольника, но и вскрыли некоторые условия, которые позволяют понять сложность соотношения формы и цвета предмета. Так при изучении восприятия детей-дошкольников удалось установить, что цвет предмета является для ребенка опознавательным признаком лишь тогда, когда другой, обычно сильный признак (форма), почему-либо не получил сигнального значения (например, при составлении коврика для цветной мозаики).
Эти факты наиболее отчетливо выражены при восприятии ребенком незнакомых предметов. Огромную роль играет и задача, стоящая перед детьми. Если надо выложить из одноцветных фигур узор, дети ориентируются на форму; если надо «спрятать» цветную фигуру на аналогичном фоне, решающее значение приобретает цвет. Иногда дети ориентируются на оба признака одновременно (З.М. Богуславская).
Исключив «конфликтность» в предложенном детям-дошкольникам задании (или форма, или цвет), С.Н. Шабалин показал, что уже дети младшего дошкольного возраста совершенно правильно ориентируются на форму предмета, данного в виде силуэта или даже контурно.
В предпочтении ребенком одного или другого признака предмета существенная роль принадлежит слову. Фиксируя предмет, слово выделяет в качестве его
основного опознавательного признака форму. Однако у младших дошкольников
форма слита с предметным содержанием, что подтверждается легким
опредмечиванием любой новой, незнакомой ребенку формы. Так трех-,
четырехлетние дети в треугольнике видят крышу, в конусе, опрокинутом вершиной вниз, - воронку, в прямоугольнике – окно. Пяти-, шестилетние дети могут выделить уже именно форму по сходству ее с определенным предметом. Они говорят, что круг похож на колесо, кубик – как кусок мыла, а цилиндр – на стакан.
Узнав названия геометрических фигур, дети свободно оперируют соответствующими формами, находя их в знакомых им вещах, т.е. отвлекают форму от предметного содержания. Они говорят, что дверь – это прямоугольник, колпак лампы – шар, а воронка – конус и узкий высокий цилиндр на нем. Так форма становится «видимой»: она приобретает для ребенка сигнальное значение и обобщенно отражается им на основе ее абстрагирования и обозначения словом.
5. Восприятие и личность.
Люди отличаются друг от друга по способности
воспринимать окружающий мир. Одни умеют
хорошо наблюдать, у них есть черта, которая
называется наблюдательностью. Другие
не обладают этим качеством.
Наблюдательностью обычно отличаются
любознательные люди. Проявляется она
не только тогда, когда человек специально
ставит цель что-либо наблюдать, на и в
обычных условиях, бел установки на наблюдение.
При атом наблюдательный человек воспринимает
более точно, чем тот, кто не обладает наблюдательностью
и многого не замечает, а нередко допускает
ошибки в восприятии. Наблюдательность
как черта личности необходима в любом
виде деятельности. И. П. Павлов придавал
большое значение наблюдательности. На
фронтоне одного из зданий его лаборатории
под Ленинградом сделана надпись: «Наблюдательность
и наблюдательность». От этого качества
личности в большой степени зависит успех
художника и писателя, которые постоянно
накапливают материал наблюдений для
своей творческой работы.
Одни люди лучше подмечают то,
что касается материальных предметов.
Они обратят внимание на качество вещи,
материала, из которого она сделана, увидят
ее достоинства и недостатки. Это так называемая
предметная наблюдательность. Другие
хорошо подмечают психические свойства
личности, неплохо разбираются во внутреннем
мире человека. У этих людей развита психологическая
наблюдательность. Некоторые обладают
и тем и другим видом наблюдательности.
В процессе наблюдения один
обращает внимание на факты, хорошо их
описывает, мало интересуясь объяснением.
Другие, напротив, могут не заметить кое-что
в предметах или явлениях, но обнаруженные
свойства они стараются объяснить, вскрыть
причины явления. Наконец, некоторые люди,
изучая какой-либо предмет, замечают прежде
всего детали и от них идут к познанию
целого. Другие, наоборот, стараются сначала
охватить предмет в целом, а затем уже
воспринимают его отдельные элементы.
Различия в восприятиях состоят
и в том, что некоторые наблюдатели умеют
подходить к предмету объективно, стараются
отнестись к воспринимаемому беспристрастно. Они воспринимают точно, в соответствии
с действительностью, ничего от себя не
добавляя. Другие же невольно вносят в
свои восприятия много личного, субъективного,
под влиянием, может быть, чувств и т. п.
Описания предметов и явлений у таких
людей бывают нередко яркими, красочными,
но обычно неправильными, не очень точными.
От качества восприятия зависит
и степень восприимчивости человека ко
всему окружающему. Это — важное свойство
личности, имеющее большое значение при
обучении.
Роль прошлого опыта. Восприятие тесно связано с прошлым опытом человека, прежними восприятиями. В процессе восприятия очень важно узнавание, без него фактически нет. восприятия. В процессе узнавания, как указывал И. М. Сеченов, человек как бы накладывает образ того, что он видит в настоящий момент, на образ прежних восприятий, которые сохраняет его память: если эти образы совпадают, человек узнает предмет, находящийся перед ним. Я смотрю на данную вещь и воспринимаю ее как карандаш, но я ее воспринимаю как карандаш благодаря тому, что у меня сложилось представление о карандашах на основе прошлого опыта.
Активный характер восприятия. Иногда процесс узнавания происходит не сразу, и человеку приходится присматриваться или прислушиваться для получения новых сведений от воспринимаемого. В тех случаях, когда предмет не узнается, человек ставит задачу более или менее точно определить, что находится перед ним, он строит различные предположения, сравнивает воспринимаемый предмет с целым рядом знакомых ему предметов.
Узнавание бывает неспецифическим, когда человек определяет только род предметов, к которым относится данный предмет («это автомобиль, человек, дом»), и специфическим, когда человек узнает конкретный предмет («это автомобиль моего брата», «это наш учитель истории», «дом, в котором я родился»).
Восприятие зависит от психических особенностей воспринимающей личности, т. е. от ее направленности, взглядов, убеждений, склонностей, интересов, переживаемых ею чувств. Ведь воспринимает не глаз, не ухо, не рука, а человек, личность. Кто не знает, как совершенно по-разному воспринимает окружающее человек, находящийся в радостном, приподнятом настроении, и он же, будучи в мрачном расположении духа.
Источники.
Ф. Н. Гоноболин. –Психология
Запарожнов А.В. Восприятие и действие. М., Просвещение, 2008
Статья в интернете – Мир психологии
Теплов Б.М. Психологические вопросы
художественного воспитания.
Крутецкий В.А. Психология