Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:15, статья
Самооценка является важным регулятором поведения человека, от нее зависят взаимоотношения с окружающими, критичность и требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Уровень самооценки человека во многом определяет его поведение и развитие.
Однако неадекватная самооценка может стать причиной различных отклонений в поведении человека. В наше время одна из основных проблем юношеского возраста заключается в повышенной конфликтности.
Повышенная конфликтность, неумение находить выход из сложных ситуаций часто становятся источниками нарушения межличностного общения студентов с родителями, преподавателями, сверстниками.
Шумейкина П.
Группа 401-о-п
Взаимосвязь конфликтности и самооценки юношей-студентов
Самооценка является важным регулятором поведения человека, от нее зависят взаимоотношения с окружающими, критичность и требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Уровень самооценки человека во многом определяет его поведение и развитие.
Однако неадекватная самооценка может стать причиной различных отклонений в поведении человека. В наше время одна из основных проблем юношеского возраста заключается в повышенной конфликтности.
Повышенная конфликтность, неумение находить выход из сложных ситуаций часто становятся источниками нарушения межличностного общения студентов с родителями, преподавателями, сверстниками.
Проблема конфликта и конфликтной личности рассматривается в рамках науки конфликтологии такими исследователями как С.Г. Шуман, В.П. Шуман, М.Т. Авсиевичем, Л.И.Мельником, Т.А. Полозовой, Н.В. Гришиной, А.И.Сорокиной. Влияния самооценки на уровень конфликтности личности изучалось А. А. Реаном.
Изучение отклонений
в развитии межличностных отношений
на этапах становления личности представляется
актуальным и важным, прежде всего
потому, что конфликт в отношениях подростка со сверстниками
может выступить в качестве серьезной
угрозы для личностного развития. Именно
поэтому информация об особенностях развития
подростковой личности в трудных условиях
на том этапе развития, когда начинают
закладываться психологические основы
важнейших отношений личности к себе самому,
уточнение знаний о причинах, природе,
логике развития конфликтных отношений
и возможных способах своевременной диагностики
приобретает первостепенное значение.
Цель исследования: выявить взаимосвязь способов
урегулирования конфликтов и самооценки у юношей.
Объект: способы
урегулирования конфликтных ситуаций.
Предмет исследования: взаимосвязь ценностных ориентаций и способов урегулирования конфликтных ситуаций.
В исследовании проверяется гипотеза о существовании взаимосвязи между самооценкой юношей и определенным способом урегулирования конфликтов.
Задачи исследования:
Использованы следующие методики: К. Томас «Стратегия поведения в конфликтной ситуации; диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности. С. С. Бубнова; Методика исследования самооценки личности С. А. Будасси; Корреляционный анализ.
В исследовании
принимали участие студенты-
В результате исследования
выявили несколько значимых взаимосвязей
между самооценкой, ценностными
ориентациями и различными стратегиями
поведения в конфликтной
В студенческой группе, при
сходных интересах и
Так же наблюдается корреляционная связь между приспособлением с признанием и уважением (r = 0,294, р=0,05).
На ряду с положительными, в результате исследования были так же выявлены и отрицательные взаимосвязи. Имеется связь между соперничеством и поиском и наслаждением прекрасным (r = -0,312, р=0,05). При поиске прекрасного, приходится соперничать с другими, так как могут возникнуть схожие интересы и возможности.
Отрицательная связь наблюдается так же между сотрудничеством и высоким социальным статусом (r = -0,278, р=0,05 ). Так же испытуемые стараются избегать признание и уважение других людей (r = -0,332, р=0,01), не стремятся признавать достижения и достоинства других. Отрицательная корреляционная связь отмечается между приспособлением и достижением высоких материальных благ (r = -0,350, р. = 0,01). ( я не могу выразить правильно мысль)
Положительная связь имеется между предпочтением к сотрудничеству и средней самооценкой (r = 0,268, р. = 0,05). Самооценка юношей повышается, если они вступают в сотруднические отношения с другими людьми, с обществом. При взаимодействии, у юношей приобретается опыт, возможность познать себя как сотрудника, достигать своих целей. Это способствует повышению самооценки.
Значимая положительная (r = 0,267, р=0,05) корреляция отмечается между ценностью "здоровье" и самооценкой личности. Существует множество факторов, которые влияют на здоровье человека отрицательно. Для студентов важным является сохранить свое здоровье. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Часть испытуемых занимается оздоровительными методами, отказываются от вредных привычек. Молодежь все больше начинает осознавать ценность здоровья в настоящее время. От самочувствия зависит многое в жизни человека и в частности успехи, достижения.
В результате проведенного исследования нам удалось установить влияние самооценки и конфликтности студентов юношей. Нами была рассмотрена общая характеристика самооценки и конфликтности у студентов, выявлены основные научные подходы к изучению самооценки и определению ее в жизни человека, так же была изучена специфика самооценки у студентов и рассмотрен феномен конфликтности, проведено практическое исследование на выявление взаимосвязи между самооценкой и конфликтностью у студентов юношей. В итоге данной работы нами были сделаны следующие выводы:
Исследование влияния уровня самооценки личности на конфликтность рассматривается преимущественно с позиции агрессивного поведения. Проведенные исследования подтверждают наличие корреляционных связей между уровнем самооценки и конфликтности личности.
В целом мы убедились в актуальности поставленной проблемы, в том, что самооценка и конфликтность являются важнейшими взаимосвязанными между собой характеристиками юношеского возраста.
В результате проведенного исследования гипотеза о том, что существует взаимосвязь между самооценкой юношей и определенным способом регулирования конфликтов подтвердилась.
Литература
10. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2003. – 350 с.
Интернет ресурсы:
Информация о работе Взаимосвязь конфликтности и самооценки юношей-студентов