Взаимосвязь конфликтности и самооценки юношей-студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:15, статья

Краткое описание

Самооценка является важным регулятором поведения человека, от нее зависят взаимоотношения с окружающими, критичность и требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Уровень самооценки человека во многом определяет его поведение и развитие.
Однако неадекватная самооценка может стать причиной различных отклонений в поведении человека. В наше время одна из основных проблем юношеского возраста заключается в повышенной конфликтности.
Повышенная конфликтность, неумение находить выход из сложных ситуаций часто становятся источниками нарушения межличностного общения студентов с родителями, преподавателями, сверстниками.

Вложенные файлы: 1 файл

Статья Шумейкина П..doc

— 60.00 Кб (Скачать файл)

Шумейкина П.

Группа 401-о-п

Взаимосвязь конфликтности и самооценки юношей-студентов

Самооценка  является важным регулятором поведения  человека, от нее зависят взаимоотношения  с окружающими, критичность и  требовательность к себе, отношение  к своим успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.  Уровень самооценки человека во многом определяет его поведение и развитие.

Однако неадекватная самооценка может стать причиной различных  отклонений в поведении человека. В наше время одна из основных проблем юношеского возраста заключается в повышенной конфликтности.

Повышенная конфликтность, неумение находить выход из сложных  ситуаций часто становятся источниками  нарушения межличностного общения  студентов с родителями, преподавателями, сверстниками.

Проблема конфликта и  конфликтной личности рассматривается  в рамках науки конфликтологии такими исследователями как С.Г. Шуман, В.П. Шуман, М.Т. Авсиевичем, Л.И.Мельником, Т.А. Полозовой, Н.В. Гришиной, А.И.Сорокиной. Влияния самооценки на уровень конфликтности личности изучалось А. А. Реаном.

Изучение отклонений в развитии межличностных отношений  на этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего  потому, что конфликт в отношениях подростка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития. Именно поэтому информация об особенностях развития подростковой личности в трудных условиях на том этапе развития, когда начинают закладываться психологические основы важнейших отношений личности к себе самому, уточнение знаний о причинах, природе, логике развития конфликтных отношений и возможных способах своевременной диагностики приобретает первостепенное значение. 

Цель исследования: выявить взаимосвязь способов урегулирования конфликтов и самооценки у  юношей. 
Объект: способы урегулирования конфликтных ситуаций.

Предмет исследования: взаимосвязь ценностных ориентаций и способов урегулирования конфликтных ситуаций.

 В исследовании проверяется гипотеза о существовании взаимосвязи между самооценкой юношей и определенным способом урегулирования конфликтов.

Задачи  исследования:

  1. Теоретический анализ литературы посвященной вопросам самооценки и конфликтности.
  2. Исследование способов урегулирования конфликтных ситуаций.
  3. Исследовать самооценку личности.
  4. Определить взаимосвязь уровня самооценки и способов урегулирования конфликтных ситуаций.

 

Использованы следующие  методики: К. Томас «Стратегия поведения в конфликтной ситуации; диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности. С. С. Бубнова; Методика исследования самооценки личности С. А. Будасси; Корреляционный анализ.

В исследовании принимали участие студенты-юноши 17-24лет, 1-5 курсов. Общий объем выборки  составляет 60 человек. Исследование проводилось  на базе Российского Государственного Социального Университета (филиал) г. Саратова.

В результате исследования выявили  несколько значимых взаимосвязей между самооценкой, ценностными  ориентациями и различными стратегиями  поведения в конфликтной ситуации. Соперничество коррелирует с высоким материальным благополучием (r = 0,365, р=0,01). В современном обществе приходится соревноваться ради престижной работы и достойной заработной платы. По нашему мнению, для студентов материальное положение играет важное значение. В основном в этом периоде появляется первый опыт повышения своего материального достатка. Что, на наш взгляд, так же играет важную роль для повышения своего авторитета среди сверстников и самооценки.

В студенческой группе, при  сходных интересах и обязанностях предпочтительным является уважение и признание своего сверстника. Ради этого они готовы уступать друг другу в своих интересах, что бы сохранять положительную атмосферу в отношениях.

Так же наблюдается корреляционная связь между приспособлением с признанием и уважением (r = 0,294, р=0,05).

На ряду с положительными, в результате исследования были так  же выявлены и отрицательные взаимосвязи. Имеется связь между соперничеством и поиском и наслаждением прекрасным (r = -0,312, р=0,05). При поиске прекрасного, приходится соперничать с другими, так как могут возникнуть схожие интересы и возможности.

Отрицательная связь наблюдается  так же между сотрудничеством и высоким социальным статусом (r = -0,278, р=0,05 ). Так же испытуемые стараются избегать признание и уважение других людей (r = -0,332, р=0,01), не стремятся признавать достижения и достоинства других. Отрицательная корреляционная связь отмечается между приспособлением и достижением высоких материальных благ (r = -0,350, р. = 0,01). ( я не могу выразить правильно мысль)

Положительная связь имеется между предпочтением к сотрудничеству и средней самооценкой (r = 0,268, р. = 0,05). Самооценка юношей повышается, если они вступают в сотруднические отношения с другими людьми, с обществом. При взаимодействии, у юношей приобретается опыт, возможность познать себя как сотрудника, достигать своих целей. Это способствует повышению самооценки.

Значимая положительная (r = 0,267, р=0,05) корреляция отмечается между ценностью "здоровье" и самооценкой личности. Существует множество факторов, которые влияют на здоровье человека отрицательно. Для студентов важным является сохранить свое здоровье. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Часть испытуемых занимается оздоровительными методами, отказываются от вредных привычек. Молодежь  все больше начинает осознавать ценность здоровья в настоящее время. От самочувствия зависит многое в жизни человека и в частности успехи, достижения.

В результате проведенного исследования нам удалось установить влияние самооценки и конфликтности студентов юношей. Нами была рассмотрена общая характеристика самооценки и конфликтности у студентов, выявлены основные научные подходы к изучению самооценки и определению ее в жизни человека, так же была изучена специфика самооценки у студентов и рассмотрен феномен конфликтности, проведено практическое исследование на выявление взаимосвязи между самооценкой и конфликтностью у студентов юношей. В итоге данной работы нами были сделаны следующие выводы:

  1. Мы провели теоретический анализ по вопросам конфликтности и самооценки. Данная проблема действительно является актуальной в наше время. Особенно это очень важно в юношеском возрасте, так как появляется потребность в стремлении найти себя в этой жизни. Развитие самооценки – это сложный и длительный процесс. В зависимости от его протекания может увеличится конфликтность, что приводит к трудностям, переживаниям, кризисам и внутренним противоречиям.

 

  1. Большинство студентов в урегулировании конфликтных ситуаций выбирают стиль компромисс. Они готовы поступится собственными интересами, если другая сторона конфликта также идет на уступки. Менее характерным способом урегулирования конфликтов для данной группы юношей является сотрудничество, при котором учитываются и свои и чужие интересы. Для разрешения конфликта студенты прибегают сами и стимулируют других к поиску истинных причин разногласий, выяснение целей всех участников конфликта.
  2. Студентам свойственна адекватная самооценка, говорящая об уверенности студентов в своих возможностях и способностях, об умении видеть в себе как достоинства, так и недостатки.
  3. В результате исследования удалось установить значимые взаимосвязи между способами урегулирования конфликтов и самооценкой юношей-студентов. Основная часть юношей предпочитает взаимодействовать, сотрудничать с людьми, что повышает их самооценку. Для студентов важным является здоровье. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью.

Исследование влияния уровня самооценки личности на конфликтность рассматривается преимущественно с позиции агрессивного поведения. Проведенные исследования подтверждают наличие корреляционных связей между уровнем самооценки и конфликтности личности.

В целом мы убедились  в актуальности поставленной проблемы, в том, что самооценка и конфликтность являются важнейшими взаимосвязанными между собой характеристиками юношеского возраста.

В результате проведенного исследования гипотеза о том, что  существует взаимосвязь между самооценкой  юношей и определенным способом регулирования конфликтов подтвердилась.

Литература

  1. Змановская Е. В. Девиантология. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с.
  2. Леонов Н. И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 240 с.
  3. Леонтьев А. П. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Наука, 1982. - 300 с.
  4. Основы психологии: Практикум / Ред. Сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов н/Дону: изд-во Феникс, 2004. – 704 с.
  5. Основы психологии: Практикум / Ред. Сост. Л.Д.Столяренко. – ростов н/Дону: изд-во Феникс, 2004. – 704 с.
  6. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.
  7. Психология формирования и развития личности. - М.: Просвещение, 1981. - 432 с.
  8. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. 1996. №5. С.3-18.
  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Просвещение, 1989.

10. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2003. – 350 с.

  1. Формирование личности старшеклассника. / Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1989.
  2. Чекина В. Д. Некоторые вопросы устойчивости самосознания и самооценки личности. – Интернет.

 

Интернет ресурсы:

  1. http://school-psy.ru/5kurs/metodika-tomasa-konfliktnost
  2. http://vsetesti.ru/15/
  3. http://brunner.kgu.edu.ua/index.php/psy-metodiks/20/224-budassi

Информация о работе Взаимосвязь конфликтности и самооценки юношей-студентов