Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 14:54, контрольная работа
Для нашей контрольной работы мы выбрали тему «мышление и речь». Эта тема актуальна, так как проблема взаимосвязи речи и мышления, его роли в общении и формировании сознания является едва ли не самым важным разделом психологии
Наличие единства и отсутствие тожества
между мышлением и речью
Утверждение о несводимости мышления к речи относится не только к внешней, но и к внутренней речи. Встречающееся в литературе отожествление мышления и внутренней речи несостоятельно. Оно, очевидно, исходит из того, что к речи в ее отличие от мышления относится только звуковой, фонетический материал. Поэтому там, где, как это имеет место во внутренней речи, звуковой компонент речи отпадает, в ней не усматривают ничего, помимо мыслительного содержания. Это неправильно, потому что специфичность речи вовсе не сводится к наличию в ней звукового материала. Она заключается прежде всего в ее грамматической — синтаксической и стилистической — структуре, в ее специфической речевой технике. Такую структуру и технику, притом своеобразную, отражающую структуру внешней, громкой речи и вместе с тем отличную от нее, имеет и внутренняя речь. Поэтому и внутренняя речь не сводится к мышлению, и мышление не сводится к ней.
Итак:
1) между речью и мышлением
существует не тожество и не
разрыв, а единство; это единство
диалектическое, включающее различия,
заостряющиеся в
2) в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь, как того хотят формалистические и идеалистические теории, превращающие слово как знак в «производящую причину» мышления;
3) речь и мышление возникают
у человека в единстве на
основе общественно-трудовой
Единство речи и мышления конкретно осуществляется в различных формах для разных видов речи.
Заключение
На протяжении всей истории психологических исследований мышления и речи проблема связи между ними привлекала повышенное внимание. Предлагаемые её решения были самыми разными – от полного разделения речи и мышления и рассмотрения их как совершенно независимых друг от друга функций до столь же однозначного и безусловного их соединения, вплоть до абсолютного отождествления.
Многие современные ученые придерживаются компромиссной точки зрения, считая, что, хотя мышление и речь неразрывно связаны, они представляют собой как по генезису, так и по функционированию относительно независимые реальности.
Итак, связь речи и мышления не только позволяет глубже проникать в явления действительности, в отношения между вещами, действиями и качествами, но и располагает системой синтаксических конструкций, которые дают возможность сформулировать мысль, выразить суждение. Речь располагает более сложными образованиями, которые дают основу для теоретического мышления и которые позволяют человеку выйти за пределы непосредственного опыта и делать выводы отвлеченным вербально-логическим путем. К числу аппаратов логического мышления относятся и те логические структуры, моделью которых является силлогизм. Переход к сложным формам общественной деятельности даёт возможность овладеть теми средствами языка, которые лежат в основе наиболее высокого уровня познания теоретического мышления.
Проблема мышления и
речи принадлежит к кругу тех психол
Проблема мышления и речи - столь же древняя, как и сама наука, психология, - именно в этом пункте, в вопросе об отношении мысли к слову, является наименее разработанной и наиболее темной. Атомистический и функциональный анализ, который господствовал в научной психологии на всем протяжении последнего десятилетия, привел к тому, что отдельные психические функции рассматривались в изолированном виде, метод психологического познания разрабатывался и совершенствовался применительно к изучению этих отдельных, изолированных, обособленных процессов, в то время как проблема связи функций между собой, проблема их организации в целостной структуре сознания оставалась все время вне поля внимания исследователей.
Список использованной литературы.
1. Немов Р. С. Психология.Кн.1
: Общие основы психологии;
Изд. Центр ВЛАДОС, 2008.
2. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, изд-во «Лабиринт»,
Москва, 1999.
3. Годфруа Ж. Что такое психология: Т. 1 – Москва, «Мир», 1992.
4. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии; Питер, 2007
5. Штерн А.С. Введение в психологию, МПСИ, 2010
Содержание
Введение
1 Мышление
1.1 Понятие о мышлении
1.2 Развитие мышления
2 Мышление и речь
2.1 Связь мышления и
речи
2.2 Физиологические основы
мышления и речи
3 Речь
3.1Речь и её функции
3.2 Теоретические проблемы
возникновения речи
4 Взаимосвязь мышления и речи
Заключение
Список использованной литературы