Взаимосвязь мышления и речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 14:54, контрольная работа

Краткое описание

Для нашей контрольной работы мы выбрали тему «мышление и речь». Эта тема актуальна, так как проблема взаимосвязи речи и мышления, его роли в общении и формировании сознания является едва ли не самым важным разделом психологии

Вложенные файлы: 1 файл

мой реф. по общ. псих мышление и реч.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

Наличие единства и отсутствие тожества между мышлением и речью явственно  выступают в процессе воспроизведения. Воспроизведение отвлеченных мыслей отливается обычно в словесную форму, которая оказывает, как установлено в ряде исследований, значительное, иногда положительное, иногда — при ошибочности первоначального воспроизведения — тормозящее влияние на запоминание мысли. Вместе с тем запоминание мысли, смыслового содержания в значительной мере независимо от словесной формы. Эксперимент показал, что память на мысли прочнее, чем память на слова, и очень часто бывает так, что мысль сохраняется, а словесная форма, в которую она была первоначально облечена, выпадает и заменяется новой. Бывает и обратное — так, что словесная формулировка сохранилась в памяти, а ее смысловое содержание как бы выветрилось; очевидно, речевая словесная форма сама по себе еще не есть мысль, хотя она и может помочь восстановить ее. Эти факты убедительно подтверждают в чисто психологическом плане то положение, что единство мышления и речи не может быть истолковано как их тожество.

Утверждение о несводимости мышления к речи относится не только к внешней, но и к внутренней речи. Встречающееся в литературе отожествление мышления и внутренней речи несостоятельно. Оно, очевидно, исходит из того, что к речи в ее отличие от мышления относится только звуковой, фонетический материал. Поэтому там, где, как это имеет место во внутренней речи, звуковой компонент речи отпадает, в ней не усматривают ничего, помимо мыслительного содержания. Это неправильно, потому что специфичность речи вовсе не сводится к наличию в ней звукового материала. Она заключается прежде всего в ее грамматической — синтаксической и стилистической — структуре, в ее специфической речевой технике. Такую структуру и технику, притом своеобразную, отражающую структуру внешней, громкой речи и вместе с тем отличную от нее, имеет и внутренняя речь. Поэтому и внутренняя речь не сводится к мышлению, и мышление не сводится к ней.

Итак:

1) между речью и мышлением  существует не тожество и не  разрыв, а единство; это единство  диалектическое, включающее различия, заостряющиеся в противоположности; 

2) в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь, как того хотят формалистические и идеалистические теории, превращающие слово как знак в «производящую причину» мышления;

3) речь и мышление возникают  у человека в единстве на  основе общественно-трудовой практики.

Единство речи и мышления конкретно осуществляется в различных формах для разных видов речи.

 

Заключение

 

На протяжении всей истории психологических исследований мышления и речи проблема связи между ними привлекала повышенное внимание. Предлагаемые её решения были самыми разными – от полного разделения речи  и мышления и рассмотрения их как совершенно независимых друг от друга функций до столь же однозначного и безусловного их соединения, вплоть до абсолютного отождествления.

Многие современные  ученые придерживаются компромиссной точки зрения, считая, что, хотя мышление и речь неразрывно связаны, они представляют собой как по генезису, так и по функционированию относительно независимые реальности.

 Итак, связь речи и мышления не только позволяет глубже проникать в явления действительности, в отношения между вещами, действиями и качествами, но и располагает системой синтаксических конструкций, которые дают возможность сформулировать мысль, выразить суждение. Речь располагает более сложными образованиями, которые дают основу для теоретического мышления и которые позволяют человеку выйти за пределы непосредственного опыта и делать выводы отвлеченным вербально-логическим путем. К числу аппаратов логического мышления относятся и те логические структуры, моделью которых является силлогизм. Переход к сложным формам общественной деятельности даёт возможность овладеть теми средствами языка, которые лежат в основе наиболее высокого уровня познания теоретического мышления.

Проблема мышления и  речи принадлежит к кругу тех психологических проблем, в которых на первый план выступает вопрос об отношении различных психологических функций, различных видов деятельности сознания. Центральным моментом всей этой проблемы является вопрос об отношении мысли к слову. Все остальные вопросы, связанные с этой проблемой, являются как бы вторичными и логически подчиненными этому первому и основному вопросу, без разрешения которого невозможна даже правильная постановка каждого из дальнейших и более частных вопросов. Между тем именно проблема межфункциональных связей и отношений, как считает Л.С. Выготский, является для современной психологии почти совершенно неразработанной и новой проблемой.

Проблема мышления и  речи - столь же древняя, как и  сама наука, психология, - именно в этом пункте, в вопросе об отношении мысли к слову, является наименее разработанной и наиболее темной. Атомистический и функциональный анализ, который господствовал в научной психологии на всем протяжении последнего десятилетия, привел к тому, что отдельные психические функции рассматривались в изолированном виде, метод психологического познания разрабатывался и совершенствовался применительно к изучению этих отдельных, изолированных, обособленных процессов, в то время как проблема связи функций между собой, проблема их организации в целостной структуре сознания оставалась все время вне поля внимания исследователей.

 

 

Список использованной литературы.

 

 

1. Немов Р. С. Психология.Кн.1 : Общие основы психологии;Гуманитарн.

 Изд. Центр ВЛАДОС, 2008.

2. Выготский Л. С.  Мышление и речь. Изд. 5, изд-во «Лабиринт»,

 Москва, 1999.

3. Годфруа Ж. Что такое психология: Т. 1 – Москва, «Мир», 1992.

4. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии; Питер, 2007

5. Штерн А.С. Введение в психологию, МПСИ, 2010

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение                                                                                                                                      2          

1 Мышление                                                                                                                                 3

   1.1 Понятие о мышлении                                                                                                         3

   1.2 Развитие мышления                                                                                                            5

2 Мышление и речь                                                                                                                    12

    2.1 Связь мышления и  речи                                                                                                   12

    2.2 Физиологические основы  мышления и речи                                                                 13

3 Речь                                                                                                                                            14

   3.1Речь и её функции                                                                                                               14

   3.2 Теоретические проблемы возникновения речи                                                              14

4 Взаимосвязь мышления и речи                                                                                              18

Заключение                                                                                                                                  22

Список использованной литературы                                                                                         24

 

 

 




Информация о работе Взаимосвязь мышления и речи