Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 19:33, контрольная работа
В социальной психологии, установка, самая близкая к существу предмета, и является центральным объектом внимания науки. Представителей социальной психологии всегда интересовало влияние установки на поведение. Тем самым установка является важным механизмом в регуляции поведения, и с её помощью объясняется поведение людей в различных ситуациях. Социальные установки существуют в обществе, а также в малых группах, в межличностном взаимодействии. При этом установки формируются под воздействием в обществе и в то же время влияют на социум, определяя отношения к нему людей.
Введение…………………………………………………………………………...
3
Глава 1. Понятие установки………………………………………………………
4
Глава 2. Специфика взаимодействия поведения и установки…….……………
7
2.1. Изменение социальных установок……...…………………………
11
Глава 3 Условия, при которых установка однозначно определяет поведение..
12
Глава 4 Феномены, определяющие изменение установки через поведение
(объяснение на конкретных примерах)………………..………………...
14
Выводы……………………………………………………………………………..
16
Заключение……………………………………………
Знакомы и иные условия, при которых футурологическая точность установок усиливается. Так сказать третье условие. Большую вероятность в прогнозе поведения оказывает сильная установка. Сильная установка та, когда мы сознательно воспринимаем свои установки. Доставить наши установки до сознания, такая возможность открывается лишь в новой ситуации. Оказавшись в ситуации не бывавшей, не шаблонной, думают, прежде чем совершить какой-то поступок, и поведение становиться не таким автоматическим. Вспоминая свое прежнее поведение, люди выражали для себя такие установки, которые лучше определяли их дальнейшие действия. Так приходя нам на ум, установки направляют поведение. Следовательно, установки управляют поведением, когда мы задумываемся над ними.
Когда люди осознают себя
связь между делом и словом
становиться более прочной [
Опыт гарантирует силу установок. Если установка возникает «произведением» опыта, то допустимо, что такая установка сохраниться на длительное время регулируя поведение [цит. по 3, с. 161].
Опыт играет большую роль в формировании личности. Ведь даже в определениях социальной установки и установки связующим звеном является опыт. Установка формируется опытом: полученным самостоятельным путем или же от других людей. Значит главный путь передачи установок это словесная (вербальная) форма общения. Таким образом, такой канал служит упрочнением собственных установок, ведь выслушанные мнения схожие с точкой зрения самого индивида, упрочняет его личные установки. Установка, окрепшая опытом, менее подвластна внешнему влиянию, и воздействует сильнее.
Социальным психологам известно, что поведение и установки взаимно подпитывают друг дуга. В прогнозе поведения обходимо помнить, что и различные обстоятельства могут влиять на эту взаимосвязь. Итак, установка будет влиять на наше поведение тогда, когда другие влияния минимальны, когда установка в точности соответствует поведению, когда установка доведена до сознания или окрепшая опытом. Таковы условия, при которых существует связь между тем, что мы думаем и чувствуем, и тем, что мы делаем [3, с. 162].
ГЛАВА 4 ФЕНОМЕНЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ИЗМЕНЕНИЕ УСТАНОВКИ ЧЕРЕЗ ПОВЕДЕНИЕ (ОБЪЯСНЕНИЕ НА КОНКРЕТНЫХ ПРИМЕРАХ)
Действие рождает мысль, так же очевидно, как и утверждение обратное, что мысль рождает действие. Установки и поступки порождают друг друга в вечном круговороте событий.
Наиболее яркий факт подтверждающий идею того, что установка зависит от поведения, это концепция самооправдания. Девушке Н. было внушено, что через 10 минут после сеанса гипноза она наденет пиджак, висящий на стуле. Спустя заданное время ее взгляд останавливается именно на нем и надевается, объясняя (оправдывая) свои действия тем, что в комнате стало холодно, и она замерзла. Следовательно, действие изменило мысль. Или же примеры с вживлением электродов в головной мозг в различные его участки. Например: Джордж, всегда поворачивал голову на стимул через пульт управления. На каждый поворот головы у Джорджа находилось правдоподобное объяснение своих действий: «ищу шлепанцы», «мне послышался какой-то шум» и другие. Такой ход психического последействия поведения можно отнести к обширному спектру явления, также к социально-психологическим феноменам [цит. по 3, с.163-164].
Феномен исполнение ролей. Роль как набор норм, определяющих, как должен вести себя человек данного социального поведения. По мере того как роль захватывает актера в театре, подлинные чувства уступают осознанному лицедейству. К примеру, «Ян Чарльсон говорит, что роль в кино уравновешенного и набожного героя Олимпийских игр в фильме «Огненная колесница» абсолютно изменила меня». Или же игра ролей в жизни, которая формирует наши установки. Пример: играя роль хозяина, воле неволе безграничная власть возьмет вверх. Так же знаменитый эксперимент «Стэнфордская тюрьма», когда испытуемые играли роли заключенного и охранника, их поведение изменилось за кратчайшие сроки. «Господин» может измениться даже сильнее, чем «раб», поскольку его роль «эффективнее». Исполнение ролей подобно феномену «высказанное становиться убеждением». Адаптация своих высказываний на положительное отношение собеседника. Склонность «подгонять» свои убеждения под слушателя, а также вера в трансформирующую информацию, все это также близко пересекается и с эффектом комфортности [3, с.164].
Комфортность как изменение поведения или мнения индивида под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей. Насколько дорого человеку свое мнение, насколько значима группа с противоположными заключениями, и насколько мнение о себе дает судить точность высказываний других людей, ощущая себя при этом комфортно. Яркий пример, наблюдаемый Джеймсом Тёрбером: когда за одним стремительно бегущим по каким-то лишь ему известным причинам, может собрать за собой огромное количество бегущих людей в след придумывающих причины, оправдывая свои действия или нет. Пример, все в той же рекламе, комфорт заключается в том, что с помощью рекламы той или иной товар будет расхвален низкой ценой, хорошим качеством продукции, а также другими положительными свойствами. Тут можно быть уверенными, что массы пойдут и доверяться сказанным, чем будут искать свои пути, т. е. пожелают вести себя комфортно. Пример: фразы в рекламе: «миллионы людей уже попробовали товар Х», «сотни отзывов на нашем сайте» или доктор хаус, рекламирующий лекарство или что-то связанное с медициной. Хотя актер вовсе не разбирается в медицине, многие будут бездумно следовать его «авторитетному» совету. В человеке также, в процессе его воспитания, закладывается привычка к послушанию авторитетам, причем эта привычка является очень стойкой, и совершенно бессознательной [2, с.42].
Феномен «нога-в-дверях» или тактика «подачи низкого мяча». Так сначала согласившись на мелкую уступку, на небольшое одолжение (поносить значок, повесить плакат на дверь своей квартиры), в дальнейшем сулит вероятность согласия на большую просьбу. Тем к кому обратились сразу с большой просьбой, вероятность согласия меньше. Пример: кришнаиты на улице не попросят прямо пожертвовать – они сначала дарят вам цветок или книгу (абсолютно не нужную для вас), а затем скажут, что в ответ вы можете отблагодарить их, сделав пожертвование. Так же этой тактикой пользуются продавцы автомобилей, когда покупатель, уже соглашается на выгодную покупку, то продавец ликвидирует все скидки, и уже заинтересованные покупатели зачастую соглашаются на покупку [3, с.168-170].
Дурные поступки и установки. О характере человека можно судить по его поступкам, наблюдая со стороны. Так пример наблюдения за детьми в эксперименте Джонатана Фридмана, он показал детям замечательно интересного робота и попросил не трогать его, пока он не возвратиться. Одной половине детей пригрозил жестоким наказанием, другой незначительным. В итоге несерьезное наказание предоставляет выбор(2/3 отказались от робота), когда строгое принуждает к определенному поведению (все открыто играли с ним). Хорошо то, что не только дурные поступки формируют личность, но и нравственные [3, с.172].
Принятие закона десегрегации, понесло положительное изменение установки. Таким образом, подружило население различное по цвету коже.
Социальные движения несут сильный механизм управления массовым сознанием. В 1930-е гг. многие граждане Германии ощущали дискомфорт своего поведения и личных убеждений. Поскольку сомневаясь в Гитлере, и нося униформу нацистов, приветствие «Хайль Гитлер». Решившись однажды для собственного конформизма, пытаясь сохранить психическое равновесие, стремились поверить в то, что они говорили. Так же ритуалы патриотизма, георгиевская ленточка, салют, все это усиливает патриотические установки [3, с.174].
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Установка неразрывно связана с поведением. Такое взаимовлияние во многом определяет деятельность ее существования, как в макросистеме (обществе) так и в микросистеме (малой группе, в межличностном взаимодействии). В тоже время, влияя на социум и формируясь под его же воздействием. На характер взаимосвязи между поведением и установкой оказывает влияние множество факторов. Такие как внешние факторы (ситуативные): нехватка времени, отсутствие подходящей альтернативы, а также воздействие непредсказуемых событий (когда человек в виду неожиданной ситуации может действовать вопреки своим аттитюдам), и наиболее значимый для человека, это желание быть в согласии с другими людьми, группой, обществом. Так поведение будит определять комфортность по отношению к большинству. Внутренние факторы: жизненная позиция, находящая отражение в убеждениях, ценностях, интересах личности. Опыт гарантирует определенное поведение в той или иной ситуации. Мотивационный элемент не только присутствует в жизни человека, но и играет активную роль. Мотив зачастую происходит под влиянием внешних раздражителей, будь то общество, члены семьи, нравственные устои, противоречащие индивидуальным моделям мира.
Ссылаясь на рассмотренные выше моменты в изучении данной темы нельзя не согласиться с тем, что данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы различными жизненными сферами. Скажем в расследовании уголовных дел для интерпретации поведения преступников (зная аттитюды, несложно предугадать поведение). Также примером может служить торговля. Уже сейчас, в наши дни, прослеживается четкая тенденция в использовании психологических фактов для увеличения объем продаж, где зачастую профессионалы пользуются этим, чтобы заставить нас действовать в ущерб себе. Например, многие производители тех или иных товаров привлекают к его рекламе известных людей, пользующихся авторитетом. Таким образом, и товар представляется более качественным, что способствует его лучшей реализации. Это наглядный пример использования установки. Кроме того, полученные знания могут быть использованы для оказания психологической помощи. Можно с уверенностью считать, что благодаря дальнейшему исследованию проблемы, затронутой в данной работе, будут открыты новые факты, которые будут использованы в различных сферах общественной жизни человека.
Знание об установленных закономерностях, определяющих влияние установки на поведение и поведения на установку, в какой-то степени дают возможность прогнозировать поведение людей, реакцию на то или иное поведение, поступок другого человека или самого себя. Так установка определяет поведение, если она касается личностно значимого объекта, сильна и присутствует минимум ситуационных факторов. В ходе социальной эволюции сформулированы определенные правила и модели поведения. Они облегчают выбор действия при дефиците информации или при ее избытке. Так феномены, определяющие изменение установки через поведение: теория самооправдания, «исполнение ролей», концепция комфортности, «нога - в - дверях» или тактика «подачи низкого мяча», дурные поступки оказывают влияние на установки, позитивное межрасовое поведение благоприятствует преодолению расовых предрассудков, патриотические ритуалы усиливают патриотические установки. В нынешнем быстро меняющемся мире они приобретают особенную важность, поскольку сильно экономят жизнь.
Согласно целям и задачам нашего исследования мы познакомились с различными теоретическими подходами, изучающими взаимосвязь поведения и установки, и структурировали информацию, отыскав наиболее существенные тенденции. Рассмотрели такие теоретические подходы, как концепцию установки Д.Н.Узнадзе, гласящую, что установка определяет поведение, а поведение – установку. Также разобрали эксперимент под названием «парадокс Лапьера», где результаты указывают на несоответствие между реальным поведением и высказанными им установками. Познакомились с теорией диспозиционной регуляции поведения В.А.Ядова, основной тезис которой состоит в том, что диспозиционные образы имеют иерархическую структуру, то есть то, что существует иерархия, состоящая из более и менее значимых ситуаций. Кроме того, мы изучили условия, при которых установка определяет поведение, а также функции установок, их компоненты, характерные признаки. В результате мы достигли цели.
Формулируя наиболее важные исследования, следует отметить, что все авторы, которые изучали социальную установку, установку, аттитюд и другие соседствующие понятия указывают на возрастающий интерес к проблеме установки. В перспективе это понятие станет одним из центральных в проблематике как общей, так и социальной психологии. Модель идей и подходов должна быть расширена на основе двух сторон, усвоение философского наследия и новых нетрадиционных теорий к изучению окружающего мира.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ