Взаимосвязь тревожности ребенка и его статусного положения в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 06:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – изучение взаимосвязи уровня тревожности и его статусного положения в группе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности тревожности как личностной характеристики.
2. Проанализировать причины тревожности в подростковом возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕВОЖНОСТИ И СТАТУСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ……………………………….
1.1 Тревожность в системе типологических свойств человека……..
1.2 Причины тревожности в подростковом возрасте………………..
1.3 Особенности взаимоотношений со сверстниками в подростковом возрасте………………………………………………………
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ И СТАТУСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ГРУППЕ………………………………………………….
2.1 Организация исследования. Подбор диагностического исследования………………………………………………………………….
2.2 Обработка и интерпретация полученных результатов…………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Взаимосвязь тревожности ребенка и его статусного положения в группе.docx

— 130.26 Кб (Скачать файл)

Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Социометрическая процедура, или социометрия (впервые предложенная в 30-х годах Д. Морено) применяется, чтобы использовать количественные характеристики при изучении социальных взаимодействий в группе.

Социометрия – это система некоторых приёмов, дающих возможность выяснить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, которые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия. Данные социометрического анализа широко используют при исследовании самочувствия личности в группе, при определении структуры первичных групп, при исследовании способов и форм распределения авторитета и власти в малых группах, при диагностики уровня деловой активности и т.д.

Внедрение этого метода в исследования советских психологов связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова, И.П. Волкова и др.

При  проведении исследования испытуемым предлагалось ответить на вопрос «Кого бы Вы хотели пригласить на свой день рожденью?». Испытуемым было предложено указать 3 фамилии.

По результатам проведения эксперимента составляется социограмма.

Размещение испытуемых на социограмме будет соответствовать числу полученных ими выборов. Так, в центральной окружности будут находиться испытуемые, получившие 5 и больше выборов – 1 группа, второй круг – 2 группа – 3-4 выборов; третий круг – 1-2 выбора; четвертый круг – ни одного выбора.

а) Статус испытуемого определяется числом полученных им выборов. Испытуемые могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:

1 – «звезды»: 5 и более выборов,

2 – «предпочитаемые» - 3-4 выбора,

3 – «принятые» - 1-2 выбора,

4 – «не  принятые» - 0 выборов.

1 и 2 статусная  группы являются благоприятными. Исходя из этого, можно определить, насколько благоприятен статус  каждого испытуемого в группе. Иными словами, насколько испытуемый  желанен в системе межличностных  отношений, испытывают ли к нему  окружающие симпатию или нет. В зависимости от этого можно  говорить об эмоциональном климате  группы для каждого испытуемого: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.

б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ).

Если большинство испытуемых группы оказывается в благоприятных (1 и 2) статусных категориях, УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении - как средний, при преобладании в группе испытуемых с неблагоприятным статусом - как низкий, означающий неблагополучие большинства испытуемых в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании;

в) коэффициент взаимности (КВ) выражает характер отношений, существующий в группе.

 Он  может быть показателем действительной  сплоченности, привязанности, дружбы  испытуемых, но может свидетельствовать  о фактической разобщенности группы на отдельные группировки.  По величине показателя КВ можно отнести группу к одному из 4-х уровней взаимности: 1 - КВ = 15-20% (низкий), 2 - КВ = 21-30% (средний), 3 - КВ = 31-40% (высокий), 4 - КВ = 40% и выше (сверхвысокий);

г) коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями (КУ).

На основании данного показателя можно судить, насколько испытуемые удовлетворены своими отношениями в конкретной группе, что осуществляется на основе сравнения с нормативными показателями: 1 - КУ = 33% и ниже, 2 - КУ = 34-49%, 3 - КУ = 50-65%, 4 - КУ = 66% и выше.

КУ каждого отдельного испытуемого показывает, насколько удовлетворен своими отношениями каждый испытуемый группы. Для этого можно отнести испытуемого в одну из 4-ех групп: 1 - высшая входят испытуемые, КУ которых равен 45 - 100%, 2 -  50-75%, 3 -  25-50%, 4-  0-25%;

д) индекс изолированности (ИИ).

Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных, или их число достигает 5-6%, менее благополучной, если ИИ = 15-25%.

 

 

 

2.2 Обработка и интерпретация  полученных результатов

 

 

На первом этапе исследования проводилось исследование тревожности по методике «Диагностика тревожности Филипса». Детям раздали опросники, состоящие из 58 вопросов. На эти вопросы дети должны были ответить либо «да», либо «нет». Ответы детей фиксировались в таблице 2.1 Приложение 1. Обработанные данные представлены в таблице 2.2 (Приложение 2).

Рисунок 2.1 - Данные исследования тревожности

 

На основании данных, приведенных на рисунке 2.1., можно сказать о том, что низкой тревожностью обладают 33% испытуемых (10 человек), а у 21% (7 человек) – высокая тревожность, у остальных детей – умеренная тревожность, т.е. в некоторых случаях тревожность может проявляться, а в некоторых нет.

Теперь рассмотрим поэтапно, в каком виде тревожности у испытуемых детей проявляются большее или меньшее количество тревожности. Для этого мы составили сводную таблицу 2.2 (Приложение 2). Проанализируем показатели по каждому фактору.

1. Общая  тревожность в школе. 37% испытуемых (11 человек) обладают низкой тревожностью  в школе. Т.е они не подвержены  стрессам к неудачам в обучении  и  общении с одноклассниками  и учителями. Эти дети не останавливаются  перед неудачами и стремятся  их преодолеть.

Наименьшее количество процентов правильных ответов набрали 40% испытуемых (12 человек), то есть это свидетельствует о высокой тревожностью в школе. Для остальных 24% испытуемых характерна умеренная тревожность.

2. Переживание  социального стресса.

Для 12% характерно низкое переживание социального стресса. Эти дети практически не подвержены стрессам в обществе и при общении. Однако у 20% выявлено высокое переживание социального стресса. Для подавляющего большинства характерно умеренное переживание стресса.

3. Фрустрация  потребности в достижении успеха.

У 52% школьников наиболее подвержены достижению успехов, эи дети всегда стараются достигать поставленных перед собой целей и не останавливаются перед неудачами и тем более не останавливаются на достигнутом. Однако 28% испытуемых подвержены мотивации к постижению неудач, чем к достижению успеха. Любая неудача может повлиять на них таким образом, что они перестанут стремиться к какой – либо цели. Поэтому таких детей необходимо постоянно поддерживать и одобрять любые их действия.

4. Страх  самовыражения.

Мы выявили, что для 40% характерен страх самовыражения, а 36% стремятся показать себя, в школе они являются активистами. Стараются участвовать во всех праздниках и представлениях проходящих в школе. Такие дети никогда не сидят на месте.

5. Страх  перед проверкой знаний

Мы выявили, что наиболее подвержены страху перед проверкой знаний 20% школьников (во время проверок знаний они сильно переживают и испытывают большой страх). Наименее подвержены – 44% детей. Для остальных 36% характерен умеренных страх перед проверкой знаний. Это говорит о том, что при проверке одних знаний они могут испытывать страх, а вот при проверке других знаний нет.

6. Страх  не соответствовать ожиданиям  окружающих.

Анализ таблицы 2.3 показал, что наиболее подвержены страху, не соответствовать ожиданиям окружающих 31% школьников. Они сильно переживают о том, какое впечатление они произведут на окружающих своим поведением.

Все остальные обладают небольшим страхом не соответствовать ожиданиям окружающих. Это говорит о том, что они мало задумываются над тем какое впечатление останется у окружающих.

7. Физиологическая  сопротивляемость стрессу

В исследуемой группе высокой физиологической сопротивляемостью стрессу обладают 24% испытуемых. Все остальные обладают меньшей физиологической сопротивляемости стрессу.

8. Проблемы  и страхи в отношениях с  учителями

Исследуя таблицу 2.3, можно говорить о том, что 44% школьников подвержены страху в отношениях с учителем, у них постоянно возникают проблемы в отношениях с воспитателем.

У всех остальных никаких проблем в отношении с учителем не возникает.

Таким образом, в ходе проведения диагностики эмоциональных состояний младших школьников, нами было выявлено, что для значительного количества младших школьников характерна повышенная агрессивность, импульсивность, высокая тревожность, проблемы во взаимоотношениях с учителями, страх проверки знаний и т.д. В качестве коррекционной работы по оптимизации эмоциональных состояний младших школьников нами была разработана коррекционная программа, которая может быть предложена педагогам и психологам.

При проведении социометрического эксперимента ответы испытуемых фиксировались в специально заготовленной таблице 2.3 (Приложение 3). По результатам данных, внесенных в таблицу 2.3, составлялась социометрическая матрица (таблица 2.4 Приложение 4). Потом осуществляется подсчет выборов, полученных каждым испытуемым, и находятся взаимные выборы, которые подсчитываются  и записываются.

Далее результаты социометрического эксперимента оформляются графически в виде социограммы (карты групповой дифференциации) (социограмма коллектива -  рисунок 2.2 Приложение 5).В результате анализа социоматрицы и социограммы были определены статусные категории для каждого испытуемого.

Для данной группы характерен следующий социометрический состав:

    • лидеры – 6 человек;
    • предпочитаемые – 5 человека;
    • принебрегаемые – 18 человек;
    • отверженные – 1 человек.

Представим полученные результаты в виде диаграммы (рисунок 2.3).

Рисунок 2.3 - Статусные категории

 

Анализируя данные, отображенные на рисунке 2.3 можно отметить, что в группе почти 60% испытуемых имеют неблагоприятный статус, а 38% относятся к первой и второй статусным группам. Представляет интерес проанализировать остальные социометрические показатели (таблица 2.5).

 

 

 

Таблица 2.5 -  Социометрические показатели

Шкала

%

Уровень благополучия  взаимоотношений

61

Коэффициент взаимности

28

Коэффициент удовлетворенности взаимоотношений

45

Индекс изолированности

4


Изучив данные, приведенные в таблице 2.5, можно сказать, что для членов группы характерна их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками, низкий коэффициент взаимности выборов.

Для определения взаимосвязи между уровнем школьной тревожности и социометрическим статусом в подростковом возрасте выполним матстатистический анализ коэффициентом ранговой корреляции Спирмена.

Было выполнено:

1) Ранжирование  значений А (количество выборов  по социометрическому эксперименту) и В (количество баллов по уровню  агрессивности). Их ранги занесены  в колонки «Ранг А» и «Ранг  В»;

2) Произведен  подсчет разности между рангами  А и В (колонка d);

3) Возведение  каждой разности d в квадрат (колонка d2);

4) Подсчитана  сумма квадратов;

5) Произведен  расчет коэффициента ранговой  корреляции rs по формуле:

6) Определены  критические значения для N = 30

N

p

0.05

0.01

30

0.36

0.47


Был получен результат: rs = 0.008. Корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости. Это указывает на то, что уровень школьной тревожности и социометрический статус подростка не взаимосвязаны. Гипотеза, выдвигаемая в начале исследования, не подтвердилась.

 

 

заключение

 

 

Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Тревожность – не только как одно из основных свойств личности, но и фактор, определяющий ее развитие (С. Салливен, К. Хорни и др.) Возникнув в раннем возрасте, в результате соприкосновения с неблагоприятной социальной средой, тревожность постоянно и неизменно присутствует на протяжении всей жизни человека.

Информация о работе Взаимосвязь тревожности ребенка и его статусного положения в группе