Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 17:40, курсовая работа
Актуальность изучения девиантного поведения несовершеннолетних заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей, которые систематически употребляют алкоголь и занимаются проституцией. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.
ВВЕДЕНИЕ….........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ, СКЛОННОСТИ К РИСКУ И ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ..............................................................................................................6
1.1. Депрессивные состояния в подростковом возрасте..............................6
1.2. Понятие склонности к риску в психологии..........................................13
1.3. Общая характеристика девиантного поведения..................................16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ДЕПРЕССИИ И СКЛОННОСТИ К РИСКУ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ……………………………………………22
2.1. Организация и методическое оснащение исследования.....................22
2.2. Описание и анализ результатов исследования взаимосвязи уровня депрессии и склонности к риску у подростков, склонных к девиантному поведению..............................................................................................................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…...............................................................................................32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…................................
Российский государственный социальный университет
филиал в г. Чебоксары
Факультет социальной работы
Специальность «Психология»
Кафедра психологии и педагогики
Курсовая работа
по дисциплине: «Социальная психология девиантного поведения»
Взаимосвязь уровня депрессии и склонности к риску у девиантных подростков
Полячихина Светлана Эдуардовна
Чебоксары,
2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ….....................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ, СКЛОННОСТИ К
РИСКУ И ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ
ВОЗРАСТЕ......................
1.1. Депрессивные состояния в подростковом
возрасте......................
1.2. Понятие склонности к риску в психологии....................
1.3. Общая характеристика
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ДЕПРЕССИИ И СКЛОННОСТИ К РИСКУ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ……………………………………………22
2.1. Организация и методическое оснащение
исследования..................
2.2. Описание и анализ результатов исследования
взаимосвязи уровня депрессии и склонности
к риску у подростков, склонных к девиантному
поведению.....................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…...................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…...................
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность изучения девиантного поведения несовершеннолетних заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей, которые систематически употребляют алкоголь и занимаются проституцией. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.
Многие исследователи связывают некоторые типы нарушения поведения детей (побеги, школьные прогулы, бродяжничество, воровство, грабежи, убийства) с различными формами психогенных расстройств, в частности с депрессивными состояниями. Неоднократно демонстрировалась связь подростковой депрессивности с проблемами успеваемости, трудностями в общении. Более того, результаты современных исследований позволяют предположить, что недостаточное внимание к проблеме депрессивности у подростков становится фактором риска во взрослом возрасте [4, c. 45].
Оформление проблемы девиантности как относительно самостоятельной начало складываться в социологических и криминологических трудах, из которых особого внимания заслуживают работы таких авторов, как Ч. Беккариа, М. Вебера, Э. Дюркгейма, О. Конта, Р. Мертона, Р. Миллз, Т. Парсонса, Э. Фромма и другие. Из отечественных ученых следует назвать А.А. Александрова, Б.С. Братуся, С.А. Беличеву, Л.С. Выготского, Я.И. Гилинского, В.Н. Кудрявцева, Ю.А. Клейберга, В.Т. Кондрашенко, Е.В. Руденского, С.Т. Шацкого и других ученых.
Тем не менее, до сих пор в отечественной психологии еще очень мало работ, посвященных изучению характера связи уровня депрессии и склонности к риску у подростков, склонных к девиантному поведению.
Цель исследования: выявить взаимосвязь уровня депрессии и склонности к риску у подростков.
Задачи исследования:
Объект исследования: депрессивное состояние.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня депрессии и склонности к риску у подростков, склонных к девиантному поведению.
Гипотеза исследования: уровень депрессии взаимосвязан со склонностью к риску у подростков, склонных к девиантному поведению.
Методология исследования.
1) личностно-деятельностная концепция риска, надситуативной активности личности В.А. Петровского,
2) концепция депрессии как психического состояния (Н.Д. Левитов).,
3) психология развития
Методы исследования: На теоретическом уровне: анализ психологической литературы; на эмпирическом – психодиагностический метод (опросник депрессии А.Т. Бека, опросник А.Г. Шмелева определения склонности к риску), статистическая (математическая) обработка экспериментальных данных (ранговая корреляция Спирмена).
Научная новизна и значимость полученных результатов. Полученный эмпирический материал позволил уточнить и углубить имеющиеся в психологии данные о специфике взаимосвязи уровня депрессии и склонности к риску у девиантных подростков.
Практическая значимость полученных результатов связана с возможностью их использования в диагностической и прогностической работе по выявлению подростков с депрессивными состояниями, с целью разработки комплексных профилактических программ по уменьшению проявлений депрессии и склонности к риску у подростков. Полученные эмпирические результаты могут лечь в основу разработки тренингов и коррекционных программ для подростков, склонных к девиантному поведению. Полученные в исследовании результаты позволят практическим психологам системы образования более эффективно организовывать и планировать взаимодействие с подростками, склонными к девиантному поведению.
Эмпирическая база исследования. Эмпирическое исследование проводилось на базе Инспекции по делам несовершеннолетних (15 человек) и группы ПТУ № 12 (17 человек). Всего 32 человека.
Структура курсовой работы. Данная работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Состояния являются важнейшей частью всей психической регуляции, играют существенную роль в любом виде деятельности и поведения. Состояния отличаются богатым разнообразием. В каждом из них одна из характеристик является ведущей в том смысле, что она в наибольшей степени обусловливает прочие отдельные параметры состояния и его своеобразие в целом. Психические состояния, так или иначе характеризуют психику человека, определяют своеобразие психических процессов. Восприятие, например, художественной картины сопровождается определенным эстетическим психическим состоянием, которое может перейти в новое состояние под впечатлением от этой картины уже после ее восприятия.
Возникающее состояние не заменяет предыдущее одномоментно, скачком. Состояния в большинстве случаев плавно перетекают друг в друга. Смешанные состояния, в которых сочетаются черты одновременно нескольких состояний, могут быть достаточно протяженными. Их изучение не менее важно и интересно, чем состояний, имеющих более определенную видовую принадлежность. Эта особенность состояний проявляется в том, что нередко авторы, анализируя один вид состояний, касаются и ряда других, близких к центральному предмету рассмотрения [9, с. 10].
Психические состояния — психологическая категория, в состав которой входят разные виды интегрированного отражения воздействий на субъекта, как внутренних, так и внешних стимулов без отчетливого осознания их предметного содержания. Примером психических состояний могут быть бодрость, усталость, апатия, эйфория, отчуждение, утрата чувства реальности, скука, депрессия.
Само понятие «депрессия» до настоящего времени остается спорным и неоднозначным. Оно используется как характеристика настроения (depressive mood), название синдрома (depressive syndrom) и отдельного заболевания (depressive disorder).
Классический депрессивный синдром характеризуется тоской, выступающей в сочетании с идеаторной и моторной заторможенностью, снижением жизненного (витального) тонуса, идеями самоуничтожения или самообвинения, а также разнообразными неприятными телесными ощущениями и соматовегетативными расстройствами. Депрессии у подростков распознаются порой с трудом. Это обусловлено, во-первых, тем, что депрессивная симптоматика наслаивается на психологические особенности возраста и, во-вторых, нередко имеет маскированные формы проявления. Чем ближе возрастная стадия приближается к пубертату, тем отчетливее заметна дисгармоничность, замкнутость, мудрствование и резонерство. Повышенные требования часто приводят к усилению депрессии, и, напротив, снижение требований и школьных нагрузок ведет к исчезновению депрессивной симптоматики.
Депрессивные состояния подростков имеют сложную структуру. Это объясняется сочетанием истиной депрессивной симптоматики, преломленной через возрастные особенности, с личностными защитными реакциями, формирующимися в ответ на собственную несостоятельность, невозможность эффективно усваивать школьную программу и адаптироваться в коллективе сверстников. Как ответная защитная реакция часто возникает «школьная фобия», которая может продолжаться длительное время даже после исчезновения специфической депрессивной симптоматики [2, с. 8].
Многие депрессии, в частности реактивные, и депрессии, основывающиеся на чувствах реальной потери и обиды, объясняются с позиции теории выученной беспомощности. Распространяя результаты исследований на животных на поведение человека. М. Силигман предположил: все ситуации, вызывающие депрессию, сходны в том, что в них предъявляется невозможным контроль над событиями, наиболее важными для человека. У человека в депрессии развивается ощущение бесполезности всех попыток, ожидание независимости последствий от поведения, в результате чего возникает состояние пассивности, печаль, безнадежность, заниженная самооценка. Осознанная потеря контроля, утрата возможности влиять на события, отсутствие социального подтверждения — причинные детерминанты развития депрессии.
Общепризнанным является тот факт, что депрессия у подростков трудно распознаваема из-за обилия соматических расстройств. По данным Н.М. Иовчук и А.А. Северного, только 27 % с депрессивным началом заболевания были проконсультированы психиатром при первой депрессии; остальные длительное время наблюдались педиатрами. При первичном обращении к психиатру депрессивное состояние было установлено лишь в 23,6 % случаев.
Традиционно депрессия наиболее полно изучалась и наблюдалась в рамках клинического подхода. В медицине термин «депрессия» трактуется как психопатологические состояния, характеризующиеся сочетанием подавленного настроения, снижения психической и двигательной активности с соматическими расстройствами, в первую очередь вегетативными.
Было выдвинуто множество теорий для объяснения причин возникновения и развития депрессивного расстройства. До недавнего времени, однако, большинство теорий разрабатывались для того, чтобы дать объяснение депрессии у взрослых. Затем эти теории непосредственно применялись к детям с минимальным учетом различий, связанных с процессом развития.
Психодинамические теории предполагают, что депрессия возникает в результате реальной или символической потери объекта любви, и рассматривают депрессию как следствие превращения агрессивного инстинкта в депрессивный аффект.
Бихевиористская точка зрения подчеркивает важность научения, влияний со стороны окружения (особенно отсутствия условной ответной реакции положительного подкрепления) и дефицита навыков социального взаимодействия в возникновении и сохранении депрессивного состояния.
Когнитивные теории уделяют внимание связи негативного мышления и настроения. В основе этих теорий лежит допущение о том, что отношение к самому себе и окружающему миру будет влиять на настроение и поведение ребенка или подростка.
Другие теории депрессии (теория самоконтроля, межличностная, нейробиологическая теории, теория социального окружения) придают важное значение дефициту навыков самоконтроля, разрывам межличностных взаимоотношений, генетическим и нейробиологическим факторам и стрессовым событиям. Так, теории самоконтроля рассматривают депрессивных подростков, фокусируя внимание на тех трудностях, которые возникают у них в организации своего поведения при достижении долгосрочных целей. Межличностные концепции рассматривают разрывы во взаимоотношениях между людьми как главный причинный фактор возникновения и сохранения депрессивного состояния. Межличностные концепции также предполагают, что детская депрессия имеет в семье определенную функцию – например уменьшает конфликты между родителями. Нейробиологические концепции детской и подростковой депрессии уделяют внимание роли генетической предрасположенности и нейробиологических процессов. Концепции социального окружения исследуют взаимосвязь жизненных обстоятельств, приводящих к стрессу и депрессии. Некоторыми жизненными факторами, связанными с возникновением депрессивного расстройства, являются: низкий социальный статус, безработица, отсутствие одного из родителей, большая семья и недостаточная социальная поддержка. Жизненные стрессовые события могут быть связаны с депрессией различными путями. Возникновение депрессии зависит от взаимодействия генетических и стрессовых факторов.
Информация о работе Взаимосвязь уровня депрессии и склонности к риску у девиантных подростков