Взаимосвязь характера детско-родительских отношений и тревожности у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 20:26, курсовая работа

Краткое описание

Проблема влияния типа взаимодействия взрослого и ребенка на формирование личности последнего широко обсуждается в психологической литературе и является достаточно актуальной. К настоящему времени сформировалось убеждение, что тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих характер ребенка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно тип детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка. По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.

Вложенные файлы: 1 файл

Взаимосвязь характера детско-родит.отношений и тревожности у дет.дошк.возр..docx

— 70.75 Кб (Скачать файл)

4. «Контроль». Данная шкала  характеризует то, как взрослые  контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или  авторитарны в отношениях с  ним.

5. «Инфантилизация». Отношение к неудачам ребенка. Шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Процедура проведения опроса: Родителям (родителю) раздаются бланки опросника и обращаются с просьбой ответить на каждый вопрос, отметив его как «верно» и «неверно». При подсчете баллов по всем шкалам учитывается ответ “верно”. Высокий балл по соответствующим шкалам интерпретируется как: 1 – отвержение; 2 - разделение; 3 – симбиоз; 4 – контроль; 5 - инфантилизация.

Для статистического анализа данных применялось сопоставление средних значений по шкалам по U – критерию Манна-Уитни.

 

2.2 Результаты, их анализ  и интерпретация

 

На основании данных полученных с помощью методики «детский тест тревожности» Амена, испытуемые были разделены на две группы: с низким уровнем тревожности и высоким уровнем тревожности (Приложение №2). Достоверность этих данных подтверждается исследованием, проведенным с помощью методики Люшера. Показатели по тестам Амена и Люшера коррелируют на высоком уровне достоверности, т.е. испытуемые с высоким уровнем тревожности по тесту Амена демонстрируют высокий уровнень тревожности по тесту Люшера (Приложение №1,2).

Для проверки выдвинутой нами гипотезы соотнесем данные, полученные с помощью методики исследования родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин (Прложение №3) и уровнем тревожности по группам. Они представлены в диаграмме.

Диаграмма. Среднее значение детско-родительских отношений по шкалам, в группах с низким и высоки уровнями тревожности.

родительский отношение дошкольный тревожность

 

На диаграмме видно, что испытуемые из группы с высоким уровнем тревожности демонстрируют более высокие показатели по таким шкалам детско-родитеских отношений, как отвержение, разделение, инфантилизация. Это говорит нам, о преобладании в отношениях родителя к ребенку общего эмоционально отрицательного настроя (ребенок воспринимается плохим, неприспособленным, неудачливым); родитель мало интересуется ребенком, не стремится к сотрудничеству, а так же приписывает ему личную и социальную несостоятельность.

При вычислении достоверности взаимосвязи шкал детско-родительских отношений и уровня тревожности была обнаружена значимая корреляция композитной по шкалам методики родительского отношения и уровнем тревожности. В частности наиболее значимые корреляции показали шкалы «отвержение» и «разделение» (Приложение №4).

 

Выводы

 

Проведенный эксперимент позволяет сделать вывод о том, что характер родительского отношения, т.е. система разнообразных чувств, поведенческих стереотипов, особенностей восприятия и понимая характера и личности ребенка в семье значимо влияет на уровень тревожности ребенка. Особенно это проявляется при эмоционально отрицательном отношении, не принятие ребенка таким, как он есть, не доверии, не уважение, недостаточном проявление интереса к делам и планам ребенка. Выявлены так же высокие показатели по шкале «инфантилизация» у детей с высоким уровнем тревоги, но они не подтвердились при статистической обработки. Возможно из-за небольшой выборки. Тем не менее, можно предположить, что при тенденции родителями инфантилизировать ребенка, приписывать ему личную и социальную несостоятельность уровень тревожности возрастает.

Таким образом, при рассмотрении композитарных данных по шкалам родительского отношения выдвинутая гипотеза исследования подтверждается. Характер детско-родительских отношений в семье значимо влияет на уровень тревожности у старших дошкольников.

 

Заключение

 

В теоретической части настоящей работы были рассмотрены аспекты родительских отношений, понятие тревожности, особенности ее проявления и причины возникновения, а так же влияние родительских отношений на проявление тревожности у детей дошкольного возраста. В эмпирической части приводится описание методик экспериментальной части исследования, описан ход эксперимента, проведен анализ результатов эксперимента и соотнесение этих результатов с гипотезами исследования.

Для проведения эксперимента и исследования взаимосвязи детско-родительских отношений были использованы следующие методики:

-для исследования уровня  тревожности методика «Восьмицветный тест» М.Люшера и «Детский тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.

- для исследования детско-родительких отношений «Опросник родительского отношения» (ОРО), А.Я. Варга, В.В. Столин.

Изучение проблемы влияния типа детско-родительских взаимоотношений на эмоциональную сферу ребенка позволяет статистически доказать, что дисгармония отношений «родитель – ребенок» является существенным фактором, обуславливающим повышенный уровень тревожности у детей. Как показала корелляции наиболее значимыми оказались показатели отношения родителей по типу отвержения и разделения. Для получения более достоверных выводов по разным аспектам родительского отношения нужна большая статистика (большее количество испытуемых).

Анализ литературы и проведенное психологическое исследование указывают на то, что отношение родителя к ребенку понимающееся, как система разнообразных чувств и поступков и проявляющее в стиле воспитания и социальной установке оказывает значительное влияние на формирование личности ребенка. Неадекватный стиль воспитания, проявляющийся в виде доминирования родителя над ребенком, игнорировании его реальных потребностей, эмоциональном отвержении ребенка, занижении его возможностей, отношении как к более слабому - приводит к повышению уровня тревожности у ребенка. Наиболее приемлемым для ребенка типом отношения взрослого можно назвать тот, при котором родитель принимает и уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, одобряет его интересы и планы, кооперирует с ним, помогает ему, высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.

 

Литература

 

АракеловН., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции // Вестник МГУ, сер. Психология 1998.

Аккерман Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей Семейная психотерапия. - СПб.: Издательство «Питер», 2000.

Баринова И.Г. Экология взаимодействия взрослого и ребенка Мир психологии. -1997. -№ 1. - С. 174-182.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности под ред. Д.И. Фельдштейна. -М., 1995.

Варга А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции // Вестник МГУ. Сер.14: Психология. 1995.

Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально – нравственного развития. – СПб., 2002. С. 19-28.

Дружинин В.Н. Психология семьи. – Екатеринбург, 2000.

Драгунский В.В. Цветовой личностный тест: Практическое пособие. – Мн.: Харвест, 1999. С. 209-216.

Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. – Л., 1988.

Карелин А.А. Ред. Психологические тесты. – М., 2001, Т.2, С. 144-152.

Кочубей Б. Детские тревоги; что, откуда, почему? Семья и школа.- М., 1998.

Козлова Е.В. Тревога как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации // Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. Ставрополь, 1997 с. 16-20

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Эффективное взаимодействие с детьми. – Спб, 2002.

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1998.

Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика.-М.,2000.

Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М.: Мысль, 1997.

 

Приложение № 1

 

Детский тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен и Восьмицветный тест М.Люшера

№ п/п

Имя

Тест Амена

Тест Люшера

 

испытуемого

   

1

Ася М.

7

10

2

Цветана Ф.

2

0

3

Алена Я.

7

6

4

Настя К.

3

4

5

Ольга А.

4

3

6

Георгий С.

8

7

7

Данья Ш.

4

2

8

Денис Е.

4

2

9

Алексей М.

10

7

10

Артем Ч.

5

3

11

Владимир К.

8

7

12

Федор Г.

11

8

13

Адиля М.

12

8

14

Эля Б.

11

8

15

Елена М.

5

0

Cреднее

6,73

5,00

Стандартное отклонение

3,19

3,07


 

 

Приложение № 2

 

Выделенные группы с низким и высоким уровнем тревожности

 

Группа с низким уровнем тревожности

№ п/п

Имя

Тест Амена

Тест Люшера

 

испытуемого

   

2

Цветана Ф.

2

0

4

Настя К.

3

4

5

Ольга А.

4

3

7

Данья Ш.

4

2

8

Денис Е.

4

2

10

Артем Ч.

5

3

15

Елена М.

5

0

Cреднее

3,86

2,00

Стандартное отклонение

1,07

1,53


 

 

Группа с высоким уровнем тревожности

№ п/п

Имя

Тест Амена

Тест Люшера

 

испытуемого

   

1

Ася М.

7

10

3

Алена Я.

7

6

6

Георгий С.

8

7

11

Владимир К.

8

7

9

Алексей М.

10

7

12

Федор Г.

11

8

14

Эля Б.

11

8

13

Адиля М.

12

8

Cреднее

9,25

7,63

Стандартное отклонение

1,98

1,19


 

 

Корреляция параметров показателей тревожности по тесту Амена и показателей тревожности по тесту Люшера

 

Эмпирическое значение U-критерия

p-уровень значимости

люшер

0,00000

0,001194 **


 

** - корреляция значима  на уровне 0,01

Приложение №3

 

Опросник родительского отношения (Варга А.Я., Столин В.В.)

 

Первоначальные данные

№ п/п

Имя испытуемого

Шкала 1

Шкала 2

Шкала 3

Шкала 4

Шкала 5

Композитная

1

Ася М.

18

4

2

3

4

31

2

Цветана Ф.

9

1

3

2

3

18

3

Алена Я.

20

5

1

5

6

37

4

Настя К.

21

4

0

6

3

34

5

Ольга А.

15

3

0

5

2

25

6

Георгий С.

12

5

1

6

1

23

7

Данья Ш.

10

0

3

3

0

16

8

Денис Е.

9

0

2

4

2

17

9

Алексей М.

19

4

1

1

6

31

10

Артем Ч.

12

2

0

3

0

17

11

Владимир К.

12

6

1

6

1

26

12

Федор Г.

16

3

6

2

6

33

13

Адиля М.

18

4

2

7

3

34

14

Эля Б.

20

6

0

3

2

31

15

Елена М.

11

0

5

2

0

18

Cреднее

14.8

4.93

1.8

3.86

2.6

26,06


 

 

Детско-родительские отношения в группе с низким и высоким уровнем тревожности

Уровень тревожности группы

Отвержение

Разделение

Автономность

Контроль

Инфантилизация

Композитная

Среднее НТ

12,43

1,43

1,86

3,57

1,43

20,71

Среднее ВТ

16,88

4,63

1,75

4,13

3,63

30,75


 

 

Приложение № 4

 

Корреляция параметров, описывающих характер отношения родителей к ребенку, с параметрами, характеризующими его тревожность

 

Эмпирическое значение U-критерия

p-уровень значимости

отвержение

11,000*

0,049*

разделение

3,000**

0,003**

автономность

27,500

0,953

контроль

23,500

0,602

инфатилизация

12,000

0,064

композитная

7,500*

0,017*


 

** - корреляция значима  на уровне 0,01

* - корреляция значима  на уровне 0,05

Размещено на

 


Информация о работе Взаимосвязь характера детско-родительских отношений и тревожности у детей дошкольного возраста