Взгляды отечественных исследователей на природу характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 15:53, курсовая работа

Краткое описание

Когда мы пытаемся оценить или охарактеризовать конкретного человека, то говорим о его характере. При этом чаще всего пытаемся оценить проявление человека в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям. Например, одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают более простые занятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2-3
I Раздел. Характер.
1.1. Понятие о характере……………………………………………….4-7
1.2. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера……………………………………………………………………....7-14
1.3. Формирование характера………………………………………..14-17
II Раздел. Взгляды отечественных исследователей на природу характера.
2.1. Взгляды И.П. Павлова на природу характера………………….18-20
2.2. Взгляды Б.М. Теплова на природу характера………………….20-21
2.3. Взгляды Н.Д. Левитова на природу характера…………………21-25
2.4. Взгляды С.Л. Рубинштейна на природу характера…………….25-29
Заключение…………………………………………………………………...30-31
Список литературы…………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Взгляды отечественных исследователей на природу характера.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

Но всякая определенность – это всегда и неизбежно определенность по отношению к чему-либо. Не существует абсолютной определенности в себе безотносительно к чему бы то ни было. И определенность характера – это тоже не определенность вообще, а определенность по отношению к чему-то, к конкретной сфере значимых для человека жизненных отношений. Определенность, составляющая сущность характера, может образоваться у человека по отношению к тому, что ему не безразлично. Наличие у человека характера предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, чего-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит или на себя принимает. Характер представляет собой внутренние свойства личности, но это не значит, что они в своем генезисе и существе определяются изнутри, системой внутренних органических или внутриличностных отношений. Напротив, эти внутренние свойства личности, составляющие ее характер, выражаясь в отношении к тому, что значимо для человека в мире, через отношение к миру и определяются.

Характер человека – и предпосылка, и результат его реального поведения в конкретных жизненных ситуациях; обусловливая его поведение, он в поведении же и формируется. Смелый человек поступает смело, а благородный человек ведет себя благородно. Объективно благородные или смелые дела могут первично совершаться, вовсе не требуя особой субъективной смелости или благородства; смелость дел или благородство поступков переходит в смелость или благородство человека, закрепляясь в его характере; в свою очередь смелость или благородство характера, закрепившись в нем, обусловливает смелость или благородство поведения.

Эта взаимосвязь характера и поступка опосредована взаимозависимостью свойств характера и мотивов поведения: черты характера не только обусловливают мотивы поведения человека, но и сами обусловлены ими. Мотивы поведения, переходя в действие и закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Каждый действенный мотив поведения, который приобретает устойчивость, – это в потенции будущая черта характера в ее генезисе.

Как общее правило, характер определяется не каждым единичным, более или менее случайным поступком, а всем образом жизни человека. Лишь исключительные по своему значению поступки человека – те, которые определяют узловые моменты в его биографии, поворотные этапы в его жизненном пути, накладывают определенный отпечаток и на его характер.

Поскольку в характере сосредоточены стержневые особенности личности, все индивидуальные отличия в нем приобретают особенную значимость и выраженность. Поэтому вопрос о характере нередко ошибочно сводился к одному лишь вопросу о межиндивидуальных различиях или индивидуальных особенностях личности. Между тем вопрос о характере – это прежде всего вопрос об общем строении личности. Характер – это единство личности, опосредующее все ее поведение.

Характер теснейшим образом связан и с мировоззрением. Характерное для человека поведение, в котором характер и формируется, и проявляется, будучи его практическим отношением к другим людям, неизбежно заключает в себе идеологическое содержание, хотя и не всегда адекватно осознанное и не обязательно теоретически оформленное.

Соотношение между идейными, мировоззренческими установками и действенными установками человека в конкретных жизненных ситуациях существенно определяет общий облик человека, его характер. Люди в этом отношении заметно различаются по степени цельности, последовательности, стойкости.

Поскольку характер выражается прежде всего в отношении к другим людям, в общественном по существу отношении к миру, он проявляется и формируется преимущественно в поступках. Смотря по тому, формируется ли характер в замкнутой скорлупе личного благополучия или, напротив, в общем коллективном труде и борьбе, основные свойства человеческого характера развиваются совершенно по-разному.  

Лишь в процессе общения и влияния на других людей формируется действенная сила характера, столь существенная в общественной жизни способность организовывать людей на совместную работу и борьбу; лишь в процессе общения, подвергаясь воздействиям со стороны других людей, формируется в человеке твердость характера, необходимая, чтобы противостоять внушениям, не поддаваться шатаниям и неуклонно идти к поставленной цели.

При длительном общении взаимное воздействие людей друг на друга накладывает часто значительный отпечаток на их характеры, причем в одних случаях происходит как бы обмен характерологическиими свойствами и взаимное уподобление: в результате длительной совместной жизни люди иногда приобретают общие черты, становясь в некоторых отношениях похожими друг на друга.

Общение создает предпосылки и для самостоятельной работы человека над своим характером. В процессе общения, воздействуя на людей и подвергаясь воздействию с их стороны, человек познает других и испытывает на практике значение различных характерологических черт. Это познание других людей приводит к самопознанию, практической оценке характерологических свойств других людей, регулируемой моральными представлениями, – к самооценке и самокритике.

Характер каждого человека включает черты, определяющие как его отношение к другим людям, так и его отношение к вещам – продуктам общественного труда – и к делу, которое он сам выполняет.

Развитие характера у детей свидетельствует прежде всего о несостоятельности той точки зрения, которая считает характер врожденным и неизменным. Нельзя отрицать значение природных особенностей организма в процессе развития характера, но характер человека не является однозначной функцией организма, его конституции. Характер формируется в процессе развития личности как субъекта, активно включающегося в многообразную совокупность общественных отношений. Проявляясь в поведении, в поступках человека, характер в них же и формируется.

В процессе развития характера годы раннего детства играют существенную роль. Именно в эти годы закладываются основы характера, и потому необходимо уделять влиянию, которое воспитание в эти ранние годы оказывает на формирование характера ребенка, большее внимание, чем это обычно делается. Однако в корне ошибочна точка зрения тех психологов, которые (как З.Фрейд и А.Адлер) считают, что в раннем детстве характер человека будто бы окончательно фиксируется. Это ошибочная точка зрения на развитие характера, которая, не утверждая его врожденности, практически приходит к такому же почти ограничению возможностей воспитательного воздействия на формирование характера, как и теория врожденности характера. Она связана с неправильным в корне пониманием роли сознания в формировании характера. Признание роли сознания, моментов идейного порядка и роли мировоззрения или идеологии в формировании характера с необходимостью приводит в генетическом плане к признанию роли не только младших, но и старших возрастов как периода сознательной, организованной работы над характером.

Вместе с тем очевидно, что человек сам участвует в выработке своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, от убеждений и привычек нравственного поведения, которые он у себя вырабатывает, от дел и поступков, которые он совершает, – в зависимости от всей его сознательной деятельности, в которой характер, как сказано, не только проявляется, но и формируется. Характер человека, конечно, обусловлен объективными обстоятельствами его жизненного пути, но сами эти обстоятельства создаются и изменяются в результате его поступков, так что поступки человека и жизненные обстоятельства, их обусловливающие, постоянно переходят друг в друга. Поэтому нет ничего нелепее и фальшивее, как ссылка в оправдание дурных поступков человека на то, что таков уж у него характер, как если бы характер был чем-то изначально данным и фатально предопределенным. Человек сам участвует в выработке своего характера и сам несет за него ответственность. [12]

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. При таком определении характера его свойства могут быть отнесены к формально - динамическим особенностям поведения. Однако в первом случае эти свойства, если можно так выразиться, предельно формальны, во втором же они более содержательны. Так, для двигательной сферы прилагательными, описывающими качества характера будут: «собранный», «организованный», «аккуратный», «расхлябанный». Для характеристики эмоциональной сферы применяют такие слова, как «добродушный», «замкнутый», «недоверчивый»

Как уже говорилось, граница, разделяющая личность и характер, достаточно условна. Рассмотрим, как употребляются эти понятия в обыденной речи, обращая внимание на то, как сильно различаются прилагательные, которые мы применяем для описания личности и характера.

Если попытаться совсем кратко выразить суть различий между характером и личностью, то можно сказать, что характер отражает то, как действует человек, а черты личности -- то, ради чего он действует.

Но как бы мы не разделяли «характер» и «личность», между этими образованиями есть связь. Характер взаимосвязан со сторонами личности, в частности с темпераментом. Он влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты.

Характер является прижизненным образованием и может изменяться в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому, по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.

 

Но помимо вышесказанного в психологии давно стоит проблема биологических основ характера, влияющих на его развитие. Данная проблема обсуждается в «сильной» и в «слабой» формах. В «слабом» варианте речь идет именно о биологических или физиологических основах характера; в «сильном» варианте предполагаются его генетические основы. Констатация генетических или просто биологических основ характера часто вызывает некорректную критику, обычно по двум пунктам:

1) якобы происходит биологизация  личности;

2) якобы утверждается генетическая  предопределенность свойств личности  и ее судьбы 

Что касается пункта (1), то речь идет о биологических основах характера, точнее даже темперамента. Если признать, что биологические или даже генотипические свойства организма определяют темперамент, - он же взаимосвязан с характером, - то правильнее было бы говорить о них как о предпосылках характера. А что до пункта (2), то признание генетических предпосылок характера никак не означает утверждение его генетической предопределенности. Наследуется лишь набор различных способов реагирования на влияния среды.

«Характер, - писал С.Л.Рубинштейн, - обусловливает определенность человека как субъекта деятельности, который, выделяясь из окружающего, конкретным образом относится к нему. Знать характер человека-это знать те существенные для него черты, из которых вытекает, которыми определяется весь образ его действий. Черты характера это те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются как не совместимые с ними, им противоречащие другие».

 

 

Список литературы:

  1. Бодалев А.А.  психология о личности. – М.: Изд-во МГУ, 1988.
  2. Вотчин И. С. Характер как совокупность социально обусловленных свойств личности : Учеб.-метод. пособие / И. С. Вотчин, А. А. Бочкарев; М-во образования Рос. Федерации, Новосиб. гос. пед. ун-т, [Фак. психологии]. - Новосибирск : НГПУ, 2000 (вып. дан. 2001). - 107 с. - Библиогр.: с. 108. Шифр РНБ: 2002-3/7214
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: ЧеРо, 1997.
  4. Левитов Н.Д. Вопросы психологии характера/ Акад. пед. наук РСФСР; Ин-т психологии – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР 1952. – 383 с. (В пер.).
  5. Левитов Н.Д. Психология характера. Изд. 3-е, испр. И доп. М., «Просвящение», 1969.
  6. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. – (Серия «Учебник нового века»)
  7. Мерлин В. С. Структура личности: характер, способности, самосознание : Учеб. пособие к спецкурсу / Перм. гос. пед. ин-т, Урал. отд-ние О-ва психологов СССР при АН СССР. - Пермь : ПГПИ, 1990.
  8. Норакидзе В. Г. Методы исследования характера личности / АН ГССР, Ин-т психологии. - Тбилиси : Мецниереба, 1989. - 307 с. Шифр РНБ: 89-5/6667
  9. Обозов Н. Н. Типы личности, темперамент и характер : (Метод. пособие) / Междунар. акад. психол. наук, Шк. практ. психологии. - СПб. : НПО ЦКТИ, 1995. - 37 с. - Библиогр. в конце разделов. Шифр РНБ: 96-4/6362
  10. Павлов И. П. собр. соч. - М., 1951.
  11. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., - 1986
  12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 2001. – (Серия «Мастера психологии»).
  13. Страхов И.В. Психология характера. – Саратов: 1970.
  14. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1985.
  15. Ушинский К.Д. Собрание сочинений.

 

 

 

 


 



Информация о работе Взгляды отечественных исследователей на природу характера