Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 14:34, контрольная работа
Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной психологии.
Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.
Психолог должен иметь четкое представление, на каких объектах, в каких условиях (естественных или искусственных) получены те или иные факты и закономерности и в какой степени приложимы знания, полученные в искусственных условиях, к объяснению, прогнозированию и управлению психологическими явлениями и поведением в естественных социальных группах.
Среди естественных малых групп наиболее важным представляется выделение групп формальных и неформальных, предложенное Э.Мэйо. Формальные группы — группы, членство и взаимоотношения в которых, носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями. Формальными малыми группами являются, прежде всего, первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов. Организационные и институциональные малые группы представляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных, малых групп является совместная деятельность,
Неформальные группы — объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерами неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями.
Формальные и неформальные
группы различаются, прежде всего, по механизмам
их образования и по характеру
межличностных взаимоотношений. Однако,
как и любая классификация, деление
групп на формальные и неформальные
является достаточно условным. Неформальные
группы могут возникать и
По времени существования выделяются группы временные, в рамках которых объединение индивидов ограничено во времени (например, участники групповой дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы)
В зависимости от степени произвольности решения индивидом вопроса о вхождении в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности и уходе из нее группы делятся на открытые и закрытые.
Основными критериями психологической
общности группы выступают явления
сходства, общности индивидов, входящих
в малую группу (общность мотивов,
целей, ценностных ориентации и социальных
установок). Осознание членами группы
наличия сходства, общности входящих
в нее индивидов и отличий (в
том числе психологических) своей
группы от других выступает основой идентификаци
Психологическая общность группы
проявляется также в наличии
социально-психологических
Референтность- малой группы значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида. Основными функциям» референтной группы являются: сравнительная и нормативная (предоставление индивиду возможности соотносить свои мнения и поведение с принятыми в группе и оценивать их с точки зрения соответствия групповым нормам и ценностям).
С практической точки прения особый интерес представляют группы социально-психологического тренинга и психокоррекционные группы — временные группы, специально создаваемые для формирования навыков эффективного общения, взаимопонимания и решения психологических проблем под руководством практического психолога-тренера (Рудестам К., 1997).
Системный подход в исследовании психологии малых групп и коллективов предполагает анализ многообразия связей и отношений в малых группах, которые должны рассматриваться одновременно и как субъекты совместной деятельности, и как субъекты общения и межличностных отношений (А.Л. Журавлев, П.Н. Шихирев, Е.В. Шорохова, 1988).
Основными параметрами малой группы, необходимыми для ее качественной характеристики в социально-психологическом исследовании, являются композиция и структура группы. Композиция группы — это совокупность индивидуальных особенностей членов группы, значимых для ее характеристики как целого. Выбор параметров, характеризующих композицию группы, во многом определяется конкретными задачами исследования. Наиболее часто выделяются и указываются соотношения членов группы по таким особенностям как пол, возраст, образование, национальная принадлежность, социальное положение. Все перечисленные признаки чрезвычайно важны сточки зрения социально-психологических особенностей группы, например, группы, различающиеся по возрасту входящих в них индивидов (детские, юношеские и взрослые), имеют существенные особенности по всем психологическим характеристикам.
Понятия про группы.
Группа - это человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака, например социальной принадлежности, наличия и характера, совместной деятельности, особенностей организации и т.д.
Виды групп: группы малые и большие, которые в свою очередь подразделяются на реальные (контактные) и условные, формальные (официальные) группы и неформальные (неофициальные), различного уровня развития - развитые и недостаточно или низкоразвитые группы.
Большие группы могут быть реальными (контактными), образующими социальную общность, включающую значительное число людей, существующую в общем пространстве и времени. К подобного рода большим группам может быть отнесен трудовой коллектив предприятия или педагогический коллектив большой школы
Большие группы могут быть условными, выделяемыми и объединяемыми на основе некоторых признаков - половых, национальных, возрастных, имущественных и др.).
Малые группы - это всегда контактные общности, связанные реальным взаимодействием входящих в них лиц и реальными взаимоотношениями между ними.
По роду деятельности малые группы бывают: промышленные, учебные, любительские.
По способу возникновения:
формальные - возникающие для выполнения
определенных функций внутри систем
более высокого уровня (3 - 20 чел); неформальные
или контактные - возникающие на
основе взаимных симпатий, интересов.
Пределами их численности являются
пределы эмоциональных
По степени развития межличностных отношений - от дифференциальных групп до коллектива
По значимости индивида: группы членства (все люди в группе); референтные группы (значимый для индивида круг общения)
Структура малой группы подразумевает функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм (набор предписаний, требований, пожеланий общественно-одобряемого поведения).
3.Межгрупповое взаимодействие
Межгрупповое взаимодействие определяется, прежде всего, членством индивида в той или иной социальной группе. В данном виде взаимодействия личностные
характеристики не играют определяющей роли, оно детерминировано групповым членством индивида.
Таким образом, эти два вида взаимодействия складываются в когнитивную «Я-
концепцию». Эта система играет роль регулятора поведения в различных условиях взаимодействия. Каждая из подсистем «Я-концепции» относится к различным
характеристикам человека. Личностная идентичность относится к самоопределению в терминах физических, интеллектуальных и нравственных личностных черт. Вторая подсистема – социальная идентичность определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, национальности, классу, полу и т.д.
Расположение на континууме «межличностное взаимодействие – межгрупповое
взаимодействие» межиндивидуального взаимодействия зависит от трёх факторов:
1. степенью осознания индивидом себя как члена группы при соответствующем
уровне ценностной идентификации;
2. характеристиками ситуации, вынуждающими человека поступать как
представителя группы;
3. взаимным усилением первых двух факторов в результате их взаимодействия.
Чем ближе социальная ситуация
к межгрупповому полюсу континуума,
тем сильнее проявляются
a. единообразие – разнообразие поведения членов данной группы по отношению к другой и
b. дифференцированность – недифференцированность восприятия членов другой группы.
Также межгрупповое поведение зависит ещё от одного фактора: представлений индивида о возможной динамике межгрупповых отношений и своих перспективах в этой связи. Это представление также имеет свой континуум: социальная мобильность –социальное изменение.
Социальная мобильность – это убеждение человека о том, что он может сам по себе значительно повысить свой социальный статус. Другими словами, это вера в том, что он сам «кузнец своего счастья», что он сам руководит своей судьбой, что его таланты и его способности могут «вознести его вверх» по социальной лестнице.
Социальное изменение – это убеждённость человека в том, что он «заключён» в данную группу, не может перейти из неё в другую, что своё положение он может изменить только тогда, когда группа в целом изменит своё положение. Это – типичное кастовое или феодальное общество.
Информация о работе Виды групп и их функции.Понятие малых групп.Межгрупповое взаимодействие