Виды групп и их функции.Понятие малых групп.Межгрупповое взаимодействие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 14:34, контрольная работа

Краткое описание

Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной психологии.
Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 36.53 Кб (Скачать файл)

Психолог должен иметь  четкое представление, на каких объектах, в каких условиях (естественных или  искусственных) получены те или иные факты и закономерности и в какой степени приложимы знания, полученные в искусственных условиях, к объяснению, прогнозированию и управлению психологическими явлениями и поведением в естественных социальных группах.

Среди естественных малых  групп наиболее важным представляется выделение групп формальных и  неформальных, предложенное Э.Мэйо. Формальные группы — группы, членство и взаимоотношения в которых, носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями. Формальными малыми группами являются, прежде всего, первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов. Организационные и институциональные малые группы представляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных, малых групп является совместная деятельность,

Неформальные  группы — объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерами неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями.

Формальные и неформальные группы различаются, прежде всего, по механизмам их образования и по характеру  межличностных взаимоотношений. Однако, как и любая классификация, деление  групп на формальные и неформальные является достаточно условным. Неформальные группы могут возникать и функционировать  в рамках формальных организаций, а  группы, возникшие как неформальные, на определенном этапе могут приобретать  признаки формальных групп.  

По времени существования  выделяются группы временные, в рамках которых объединение индивидов ограничено во времени (например, участники групповой дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы)

В зависимости от степени  произвольности решения индивидом  вопроса о вхождении в ту или  иную группу, участии в ее жизнедеятельности  и уходе из нее группы делятся  на открытые и закрытые.

Основными критериями психологической  общности группы выступают явления  сходства, общности индивидов, входящих в малую группу (общность мотивов, целей, ценностных ориентации и социальных установок). Осознание членами группы наличия сходства, общности входящих в нее индивидов и отличий (в  том числе психологических) своей  группы от других выступает основой идентификации индивидов со своей группой (осознания своей принадлежности к данной группе, своего единства с нею — чувство «мы»). Одним из проявлений позитивной групповой идентификации является внутригрупповая приверженность — тенденция к более позитивному эмоциональному отношению индивидов к своей группе и более позитивной оценке ее членов.

Психологическая общность группы проявляется также в наличии  социально-психологических характеристик, присущих группе в целом (а не характеризующих  отдельных индивидов), таких как  совместимость, сработанность, сплоченность, социально-психологический климат и др. Сказанное не означает, что только группы, характеризующиеся выраженными признаками психологической общности, могут являться объектами социально-психологического исследования (таковым может быть и случайное или временное объединение людей, и собрание индивидов, характеризующееся высокой степенью психологической разобщенности и дезинтеграции). Речь идет прежде всего о специфике подхода социальной психологии к изучению малых групп, о специфике ее предмета.

Референтность- малой группы значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида. Основными функциям» референтной группы являются: сравнительная и нормативная (предоставление индивиду возможности соотносить свои мнения и поведение с принятыми в группе и оценивать их с точки зрения соответствия групповым нормам и ценностям).

С практической точки прения особый интерес представляют группы социально-психологического тренинга и психокоррекционные группы — временные группы, специально создаваемые для формирования навыков эффективного общения, взаимопонимания и решения психологических проблем под руководством практического психолога-тренера (Рудестам К., 1997).

Системный подход в исследовании психологии малых групп и коллективов  предполагает анализ многообразия связей и отношений в малых группах, которые должны рассматриваться  одновременно и как субъекты совместной деятельности, и как субъекты общения  и межличностных отношений (А.Л. Журавлев, П.Н. Шихирев, Е.В. Шорохова, 1988).

Основными параметрами малой  группы, необходимыми для ее качественной характеристики в социально-психологическом  исследовании, являются композиция и  структура группы. Композиция группы — это совокупность индивидуальных особенностей членов группы, значимых для ее характеристики как целого. Выбор параметров, характеризующих композицию группы, во многом определяется конкретными задачами исследования. Наиболее часто выделяются и указываются соотношения членов группы по таким особенностям как пол, возраст, образование, национальная принадлежность, социальное положение. Все перечисленные признаки чрезвычайно важны сточки зрения социально-психологических особенностей группы, например, группы, различающиеся по возрасту входящих в них индивидов (детские, юношеские и взрослые), имеют существенные особенности по всем психологическим характеристикам.

 

Понятия про группы.

Группа - это человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака, например социальной принадлежности, наличия и характера, совместной деятельности, особенностей организации и т.д.

Виды  групп: группы малые и большие, которые в свою очередь подразделяются на реальные (контактные) и условные, формальные (официальные) группы и неформальные (неофициальные), различного уровня развития - развитые и недостаточно или низкоразвитые группы.

Большие группы могут быть реальными (контактными), образующими социальную общность, включающую значительное число людей, существующую в общем пространстве и времени. К подобного рода большим группам может быть отнесен трудовой коллектив предприятия или педагогический коллектив большой школы

Большие группы могут быть условными, выделяемыми и объединяемыми на основе некоторых признаков - половых, национальных, возрастных, имущественных и др.).

Малые группы - это всегда контактные общности, связанные реальным взаимодействием входящих в них лиц и реальными взаимоотношениями между ними.

По роду деятельности малые  группы бывают: промышленные, учебные, любительские.

По способу возникновения: формальные - возникающие для выполнения определенных функций внутри систем более высокого уровня (3 - 20 чел); неформальные или контактные - возникающие на основе взаимных симпатий, интересов. Пределами их численности являются пределы эмоциональных возможностей человека (3 - 8 чел)

По степени развития межличностных  отношений - от дифференциальных групп  до коллектива

По значимости индивида: группы членства (все люди в группе); референтные группы (значимый для  индивида круг общения)

Структура малой группы подразумевает функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм (набор предписаний, требований, пожеланий общественно-одобряемого поведения).

3.Межгрупповое взаимодействие

Межгрупповое  взаимодействие определяется, прежде всего, членством индивида в той или иной социальной группе. В данном виде взаимодействия личностные

характеристики не играют определяющей роли, оно детерминировано  групповым членством индивида.

Таким образом, эти два  вида взаимодействия складываются в  когнитивную «Я-

концепцию». Эта система  играет роль регулятора поведения в  различных условиях взаимодействия. Каждая из подсистем «Я-концепции» относится к различным

характеристикам человека. Личностная идентичность относится  к самоопределению в терминах физических, интеллектуальных и нравственных личностных черт. Вторая подсистема –  социальная идентичность определяется принадлежностью человека к различным  социальным категориям: расе, национальности, классу, полу и т.д.

Расположение на континууме «межличностное взаимодействие – межгрупповое

взаимодействие» межиндивидуального взаимодействия зависит от трёх факторов:

1. степенью осознания индивидом себя как члена группы при соответствующем

уровне ценностной идентификации;

2. характеристиками ситуации, вынуждающими человека поступать как

представителя группы;

3. взаимным усилением первых двух факторов в результате их взаимодействия.

Чем ближе социальная ситуация к межгрупповому полюсу континуума, тем сильнее проявляются тенденция  к единообразию поведения членов данной группы по отношению к другой группе и склонность членов данной группы воспринимать членов другой группы как безликих её представителей, т.е. недифференцированно. Таким образом, Тэджфел получает ещё два континуума:

a. единообразие – разнообразие поведения членов данной группы по отношению к другой и

b. дифференцированность – недифференцированность восприятия членов другой группы.

Также межгрупповое поведение  зависит ещё от одного фактора: представлений  индивида о возможной динамике межгрупповых отношений и своих перспективах в этой связи. Это представление  также имеет свой континуум: социальная мобильность –социальное изменение.

Социальная мобильность  – это убеждение человека о  том, что он может сам по себе значительно  повысить свой социальный статус. Другими  словами, это вера в том, что он сам «кузнец своего счастья», что  он сам руководит своей судьбой, что его таланты и его способности могут «вознести его вверх» по социальной лестнице.

Социальное изменение  – это убеждённость человека в  том, что он  «заключён» в данную группу, не может перейти из неё  в другую, что своё положение он может изменить только тогда, когда  группа в целом изменит своё положение. Это – типичное кастовое или феодальное общество.

 


Информация о работе Виды групп и их функции.Понятие малых групп.Межгрупповое взаимодействие