Виды и свойства восприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 17:17, реферат

Краткое описание

Выделяют несколько видов перцептивной деятельности: восприятие пространства, времени, движений, восприятие человека человеком. В зависимости от преобладающей роли того или иного органа чувств (анализатора) различают зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятие.

Вложенные файлы: 1 файл

Виды и свойства восприятия.docx

— 1.66 Мб (Скачать файл)


Виды и свойства восприятия.

Выполнила: Скачкова Ирина группа 18.12.11

           Выделяют несколько видов перцептивной деятельности: восприятие пространства, времени, движений, восприятие человека человеком. В зависимости от преобладающей роли того или иного органа чувств (анализатора) различают зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятие. Так же выделяют следующие свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, апперцепция и осмысленность восприятия.





20.11.2012

 

Виды восприятия

 

Выделяют несколько видов  перцептивной деятельности: восприятие пространства, времени, движений, восприятие человека человеком.

Восприятие пространства, обеспечивающее ориентацию субъекта в окружающей среде, в свою очередь включает: восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, восприятие глубины и удаленности.

Восприятие формы обычно осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. Наиболее информативный признак, выявляемый при ознакомлении с формой — контур, граница объекта, определяемая посредством микро движений глаз и прослеживающих движений или, аналогичным образом, посредством осязания.

Восприятие величины. Воспринимаемая величина предметов определяется величиной их отображения на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдателя. Приспособление глаза к четкому видению разно удаленных объектов осуществляется за счет двух механизмов:

  • аккомодации, изменения преломляющей способности хрусталика путем изменения его кривизны;
  • конвергенции, сведения зрительных осей на воспринимаемом предмете.

Комбинация двух раздражителей  — величины отображения предмета на сетчатке и напряжения глазных  мышц в результате аккомодации и  конвергенции — является условно-рефлекторным сигналом о размере воспринимаемого  объекта.

Восприятие глубины и удаленности возможно благодаря бинокулярному строению зрения. На сетчатке обоих глаз выделяются так называемые корреспондирующие точки, которые соответствуют друг другу и совпали бы при наложении одной сетчатки на другую и при совмещении вертикальной и горизонтальной осей. Возбуждение этих корреспондирующих точек порождает ощущение единого объекта в поле зрения. Если изображение предмета попадает на различно удаленные от центра не корреспондирующие или диспаратные точки сетчатки обоих глаз возникает один из двух возможных эффектов: либо двойное изображение, либо впечатление большей / меньшей удаленности объекта. Для восприятия удаленности и глубины имеет также большое значение взаиморасположение светотеней.

 
           Восприятие времени, т.е. отражение длительности и временной последовательности явлений и событий, обеспечивается ритмическими процессами, происходящими в человеческом организме: деление на временные (промежутки задается ритмом сердечной деятельности, дыхания и пр.) При восприятии времени наблюдается тенденция преувеличивать короткие и преуменьшать длительные интервалы. Говорить о точности восприятия времени крайне затруднительно в силу относительности самого понятия «время». Субъективность человеческого восприятия времени — одна из центральных проблем западной философии со времен св. Августина. Можно констатировать, что восприятие времени во многом определяется содержанием и организацией деятельности человека, эмоциональной значимостью, насыщенностью происходящих событий. Время течет мучительно медленно в ситуации тревожного ожидания или скуки, тогда как интересные и радостные события происходят как бы в ускоренном темпе («Счастливые часов не наблюдают»).

Восприятие движения т.е. отражение изменений положения объектов в пространстве, осуществляется, главным образом, за счет работы зрительного и кинестетического анализаторов. Зрительное восприятие движения обеспечивается двумя способами: фиксацией взгляда, при которой изображение объекта, видоизменяясь, перемещается по сетчатке, и с помощью прослеживающих движений глаз. Кроме того, человек узнает о приближении объекта по усилению его звукового сигнала.

Особую область психических  феноменов образует восприятие человека человеком. Экспериментально доказано, что восприятие человеческого лица качественно отличается от восприятия всех других объектов, а момент, когда ребенок начинает распознавать лица близких и реагировать на них, открывает важнейший этап в его психическом развитии. В силу сложности и социальной обусловленности процессов восприятия другого (социальной перцепции), их неразрывной связи с процессами общения, они традиционно выделяются в самостоятельную сферу изучения — сферу взаимопознания и относятся к приоритетным научным интересам социальной психологии.

Особую разновидность  перцептивных эффектов составляют иллюзии восприятия, проявляющиеся в неадекватном отражении воспринимаемого предмета и его свойств. Наиболее изучены иллюзорные эффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений. Эти оптико-геометрические иллюзии заключаются в кажущемся искажении метрических соотношений между фрагментами изображений. К другому классу иллюзий относится феномен яркостного контраста; так, серая полоска на светлом фоне кажется темнее, чем на черном.

Выделен целый ряд иллюзий видимого движения:

1) движение авто кинетическое — хаотические перемещения объективно неподвижного источника света, наблюдаемого в полной темноте;

2) движение стробоскопическое — впечатление движения объекта при быстром последовательном предъявлении двух неподвижных стимулов в близком соседстве;

3) движение индуцированное — кажущееся движение неподвижного объекта в сторону, противоположную движению окружающего фона.

К иллюзиям восприятия незрительной природы относится, например, иллюзия  Шарпантье. из двух предметов равного веса, но разных размеров, меньший кажется тяжелее. Некоторые иллюзии имеют сложный характер: например, в ситуации невесомости, при необычной стимуляции вестибулярного аппарата, нарушается оценка положения зрительных и акустических объектов.

Единая теория, объясняющая  природу и происхождение иллюзий восприятия, не разработана. Г. Гельмгольц полагал, что иллюзорные эффекты — это результат работы в необычных условиях тех же механизмов восприятия, которые в нормальных условиях обеспечивают его константность. Иллюзии восприятия позволяют оценивать глобальные характеристики и качества человека — его состояние (усталость, активность), патологические изменения, подверженность внушению (гипнабельность).

Следует также упомянуть  о субсенсорной форме восприятия, при которой имеет место непосредственное психическое отражение действительности, обусловленное такими раздражителями, влияние которых не осознается субъектом. Субсенсорное восприятие — одно из проявлений неосознаваемой активности психики. Факты воздействия на поведение неосознаваемых раздражителей были обнаружены при анализе проблемы определения порогов ощущения. Для их обозначения были также предложены понятия предвнимание        (У. Найссер) и субсенсорная область (Г.В. Гершуни). Субсенсорной областью названа особая зона раздражителей — неслышимых звуков, невидимых световых сигналов и пр., вызывающих непроизвольную, но регистрируемую реакцию и могущих стать осознанными, если им придается сигнальное значение. С переработкой информации, за пределами произвольно контролируемой деятельности связаны процессы пред-внимания, обеспечивающие непроизвольную приспособительную реакцию на еще не распознанные изменения ситуации. Изучение процессов предвнимание и субсенсорных форм перцепции позволяет выявить резервные возможности органов чувств.

В зависимости  от преобладающей роли того или иного  органа чувств (анализатора) различают  зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятие.

Различают восприятие непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей — воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей — воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность.

Восприятие как самостоятельная  деятельность особенно ясно выступает  в наблюдении, которое представляет собой преднамеренное, планомерное и более или менее длительное (хотя бы и с промежутками во времени) восприятие с целью проследить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят в объекте восприятия.

Наблюдение - это  активная форма чувственного познания человеком действительности. При наблюдении как самостоятельной целенаправленной действительности уже с самого начала предполагается словесная формулировка целей и задач, направляющих наблюдение на определенные объекты.

Длительные упражнения в  наблюдении приводят к развитию наблюдательности, т.е. умения подмечать характерные, но малозаметные, на первый взгляд, кажущиеся  малосущественными особенности  предметов.

Чтобы развить наблюдательность, нужна такая организация восприятия, которая соответствовала бы всем необходимым условиям его успешности: ясность задачи, предварительная  подготовка, активность наблюдения, его  систематичность, планомерность и  т.д. Наблюдательность необходима во всех областях жизни и деятельности человека. Развитию наблюдательности, точности и многогранности восприятия необходимо уделять серьезное внимание уже  в детском возрасте, особенно в  процессе игры и обучения.

Итак, восприятие - это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.

Свойства восприятия

Предметность

Предметность  восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении  сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Предметность, не будучи врожденным качеством, выполняет ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности. И. М. Сеченов говорил, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира.

Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции  поведения. Обычно мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с  их практическим назначением или  их основным свойством.

Целостность

В отличие от ощущения, отражающего  отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных  свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

Компоненты ощущения настолько  прочно связаны между собой, что  единый сложный образ предмета возникает  даже тогда, когда на человека непосредственно  действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта (бархат, мрамор). Впечатления эти возникают  условнорефлекторно вследствие образовавшейся в жизненном опыте связи между зрительными и тактильными раздражениями.

Структурность

С целостностью восприятия связана и его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям  и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение  некоторого времени.

Если человек слушает  какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее  ноты еще продолжают звучать у  него в уме, когда поступает новая  нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для такого понимания — в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Аналогичен процесс восприятия ритма.

Источники целостности и  структурности восприятия лежат  в особенностях самих отражаемых объектов.

Константность

Константностью  восприятия называется относительное  постоянство некоторых свойств предметов при изменении его условий. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы (совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Константность восприятия цвета  — относительная неизменность видимого цвета при изменении освещения (кусок угля в летний солнечный  полдень посылает примерно в 8-9 раз  больше количества света, чем мел  в сумерки). Явление, константности  цвета обусловливается совокупным действием ряда причин, среди которых  большое значение имеют адаптация  к общему уровню яркости зрительного  поля, светлостный контраст, а также представления о действительном цвете предметов и условиях их освещенности.

Информация о работе Виды и свойства восприятия