Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 18:27, реферат
Под функциями общения понимаются те роли или задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Функции общения многообразны. Существуют разные основания для их классификации.
Введение
Понятие, виды и функции общения
Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия
Практикум
Заключение
Литература
Содержание
Введение
Понятие, виды и функции общения
Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия
Практикум
Заключение
Литература
Введение
Как только не именовали человека: и homo sapiens (человек разумный), и homo fuber (человек производящий), и homo habilis (человек умелый), и homo ludens (человек играющий). Думается, с не меньшим основанием его можно назвать homo communicans - человек общающийся.
Русский мыслитель Петр Чаадаев остроумно заметил: «Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли бы о своей природе». И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком в общении.
Понятие, виды и функции общения
Личность формируется, развивается и проявляется в процессе общения.
Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Общение - важнейшая сфера человеческой жизнедеятельности.
Под функциями общения понимаются те роли или задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Функции общения многообразны. Существуют разные основания для их классификации. Одним из общепринятых является выделение следующих функций:
Информационно-коммуникативная функция общения в широком смысле заключается в обмене информацией или приеме-передаче информации между взаимодействующими индивидами.
Регуляторно-коммуникативная
(интерактивная) функция общения
в отличие от информационной заключается
в регуляции поведения и
Аффективно-коммуникативная
функция общения связана с
регуляцией эмоциональной сферы
человека. Общение - важнейшая детерминанта
эмоциональных состояний
Выделяются и другие функции: организация совместной деятельности; познание людьми друг друга; формирование и развитие межличностных отношении и т.д.
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
1. Потребность в общении
(необходимость сообщить или
2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
3. Ориентировка в личности собеседника.
4. Планирование содержания
своего общения: человек
5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.
6. Восприятие и оценка
ответной реакции собеседника,
контроль эффективности
7. Корректировка направления, стиля, методов общения.
Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения - оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».
Выделяют следующие виды общения:
1. «Контакт масок» - формальное
общение, когда отсутствует
2. Примитивное общение,
когда оценивают другого
3. Формально-ролевое общение,
когда регламентированы и
4. Деловое общение, когда
учитывают особенности
5. Духовное, межличностное
общение, когда можно
6. Манипулятивное общение
направлено на извлечение
7. Светское общение. Суть
светского общения в его
В структуре общения выделяют три основных компонента: коммуникативный, перцептивный и интерактивный.
Коммуникативный компонент общения заключается в передаче информации от одного участника общения к другому, в воздействии на поведение, в формировании мнения, установок.
Коммуникация - процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.
Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.
Специфика коммуникации в человеческом общении заключается в следующем:
1. В одновременной активности
всех участников общения. В
общении и тот партнер,
2. В важности правильного
понимания передаваемой
3. В значимости ситуации
коммуникации. Правильное понимание
партнера по общению зависит
от одинакового понимания
4. Партнеры по общению
обладают психологическими
Причинами плохой коммуникации могут быть:
стереотипы - упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;
«предвзятые представления» - склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно;
плохие отношения между людьми - если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;
отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;
пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;
ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.;
неверный выбор стратегии и тактики общения.
Передача информации невозможна без использования знаковой системы. Коммуникация в человеческом общении основывается на использовании нескольких видов знаковых систем - так называемых средств общения. В зависимости от используемой знаковой системы, выделяют вербальную и невербальную коммуникацию.
Вербальная коммуникация основывается на использовании речи как знаковой системы - устной и письменной. Устная речь как знаковая система характеризуется экономностью (за счет изменения порядка слов, пропуска отдельных частей предложения). Недостатки устной речи - неоднозначность, наличие слов-паразитов, речевые ошибки. Письменная речь как знаковая система характеризуется точностью и однозначностью передаваемой информации; ее недостатки - громоздкость и наличие штампов.
Невербальная коммуникация основывается на использовании неречевых знаковых систем. Функции невербальной коммуникации: дополнение вербальной коммуникации, замещение вербальной коммуникации и выражение эмоциональных состояний партнеров по общению.
В невербальной коммуникации используются следующие знаковые системы:
1. оптико-кинетическая знаковая система, включающая в себя жесты, мимику и пантомимику (позы тела);
2. паралингвистическая знаковая
система (тон и диапазон
3. экстралингвистическая
знаковая система (паузы в
4. организация пространства
и времени общения (например, допустимая
величина опоздания,
Перцептивный компонент общения.
Понятие «социальная перцепция» описывает процессы восприятия, понимания и оценки людьми социальных объектов (других людей, самих себя, больших и малых групп и отдельных личностей).
Особенностью социальной
перцепции является многообразие входящих
в нее процессов. В процессе общении
мы не просто воспринимаем особенности
поведения и внешности
Идентификация представляет собой отождествление себя с партнером по общению, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.
Эмпатия представляет собой эмоциональный отклик на состояние партнера по общению.
Рефлексия - это осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению.
Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей:
1. Наличие заранее заданных
установок, оценок, убеждений, которые
имеются у наблюдателя задолго
до того, как реально начался
процесс восприятия и
2. Наличие уже сформированных
стереотипов, в соответствии с
которыми наблюдаемые люди
3. Стремление сделать
преждевременные заключения о
личности оцениваемого
4. Отсутствие желания
и привычки прислушиваться к
мнению других людей,
5. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.
Дальнейший процесс социальной перцепции направлен на объяснение причин поведения партнера по общению. Поскольку в реальной жизни мы редко точно знаем причины поведения другого человека, мы вынуждены приписывать их.
Интерактивный компонент общения.
Общение невозможно без взаимодействия и воздействия партнеров друг на друга. Основное содержание взаимодействия в процессе общения - урегулирование совместной деятельности партнеров.
Для понимания содержания общения в каждый конкретный момент времени необходимо понимание смысла действий партнера по общению. Понять смысл действий нам помогает знание позиций партнеров по общению и ситуации взаимодействия.
Неадекватное понимание партнеров, потребностей в общении, несогласованность позиций, неумение слушать, нежелание понять часто приводят к нарушению общения, к конфликтам.
Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия
Восприятие - это процесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных. Среди общих закономерностей восприятия обычно отмечают:
принцип избирательности: в каждой конкретной ситуации человек обращает внимание лишь на сравнительно малую часть воздействий, но при этом создает хотя и ограниченную, но зато более связную и осмысленную картину мира;