Виды памяти у человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:58, реферат

Краткое описание

Память — совокупность видов деятельности, включающих в себя как биолого-физиологические, так и психические процессы, осуществление которых в данный момент обусловлено тем, что некоторые предшествующие события, близкие или отдалённые по времени, существенным образом модифицировали состояние организма. (Ц. Флорес). Память означает использование и участие предыдущего опыта в настоящем поведении. С этой точки зрения память и в момент закрепления, и в момент её воспроизведения представляет собой деятельность в полном смысле этого слова. (Зинченко).

Вложенные файлы: 1 файл

Память.docx

— 57.30 Кб (Скачать файл)

Память - это медная доска, покрытая буквами, которые время  незаметно сглаживает, если порой  не возобновлять их резцом. - Д. Локк

Память подобна  населенному нечистой силой дому, в стенах которого постоянно раздается  эхо от невидимых шагов. В разбитых окнах мелькают тени умерших, а рядом  с ними - печальные призраки нашего былого "я". - Д.К. Джером

Память — совокупность видов деятельности, включающих в  себя как биолого-физиологические, так и психические процессы, осуществление  которых в данный момент обусловлено  тем, что некоторые предшествующие события, близкие или отдалённые по времени, существенным образом модифицировали состояние организма. (Ц. Флорес).

Память означает использование и участие предыдущего  опыта в настоящем поведении. С этой точки зрения память и в  момент закрепления, и в момент её воспроизведения представляет собой  деятельность в полном смысле этого  слова. (Зинченко)

 

Память —  форма психического отражения, заключающаяся  в закреплении, сохранении и последующем  воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память связывает  прошлое субъекта с его настоящим  и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память —  основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Образы предметов  или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.

Историки  утверждают, что персидский царь Кир, Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени  всех своих солдат, а количество солдат у каждого превышало 30 тысяч  человек. Такими же способностями обладал  знаменитый Фемистокл, который знал в лицо и по имени каждого из 20-ти тысяч жителей греческой  столицы Афины. Академик А. Ф. Иоффе  по памяти знал таблицу логарифмов. Современник А. Ф. Иоффе – академик А. А. Чаплыгин мог на спор выучить  любую книгу, безошибочно назвать  номер телефона, по которому он звонил лет пять назад, случайно и всего  один раз. Книговеды – древнейший памятник индейской литературы на протяжении веков передавалось устно, сохраняя лишь в памяти индейцев. Жрецы и  сейчас помнят народный эпос, все песни  Махабхары в 300 тысяч строк. Все  эти примеры наглядно демонстрируют  безграничные возможности памяти.   

Значение  памяти в жизни человека очень  велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности  мозга запоминать и сохранять  в памяти образы, мысли, пережитые  чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти, как указывал И. М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Человек запоминает наиболее прочно те факты, события и явления, которые имеют для него, для его деятельности особенно важное значение. И наоборот, все то, что для человека малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность. Все, что в окружающей жизни связано с этими устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связано.

Память и ее значение

 

Образы предметов  и явлений, которые возникают  в мозгу в результате воздействия  их на анализаторы, не исчезают бесследно  после прекращения этого воздействия. Образы сохраняются и в отсутствие этих предметов и явлений в  виде так называемых представлении памяти. Представления памяти — это образы тех предметов или явлений, которые мы воспринимали раньше, а сейчас воспроизводим мысленно. Представления могут быть зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные. Представления памяти в отличие от образов восприятия, конечно, бледнее, менее устойчивы и не так богаты деталями, но они составляют важный элемент нашего закрепленного прошлого опыта.

Память — это отражение опыта  человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения.

На запоминание  сильно влияет эмоциональное отношение  человека к тому, что запоминается. Все то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго.

Продуктивность  памяти во многом зависит и от волевых  качеств человека. Таким образом, память связана с особенностями  личности. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти и управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые ставит в своей деятельности.

Память участвует  уже в акте восприятия, так как  без узнавания восприятие невозможно. Но память выступает и в качестве самостоятельного психического процесса, не связанного с восприятием, когда предмет воспроизводится в отсутствие его.

 

 

Основные процессы памяти

  • Запоминание- Представляет собой запечатление и закрепление любого опыта.
  • Хранение- означает наличие информации, что не всегда связано с ее доступностью для сознания
  • Воспроизведение отвечает за извлечение информации из блока хранения. Осуществляется его деятельность через «узнавание», «воспроизведение», «припоминание».
  • Узнавание генетически более раннее проявление памяти. Это воспроизведение образа какого-либо объекта, явления в условиях его повторного восприятия. Узнать — это опознать, то есть узнавание — это акт познания.Воспроизведение отличается от узнавания тем, что осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится.
  • Реконструкция материала
  • Реминисценция  — факт улучшения отсроченного воспроизведения, то есть воспоминание первоначально забытого материала.
  • Забывание . Блок забывания также определяется как относительно независимый. До сих пор на уровне дискуссий идет объяснение механизма и причин забывания. Немецкий психолог Герман Эббингауз , первый среди современных психологов, обратившихся к этой проблеме, определял забывание как функцию времени.

 

 

 

Особенности функционирования памяти

 

Свойства памяти:

  • Точность

Характеризуется отсутствием искажений, пропусков чего-либо существенного и субъективных дополнений. Точность — одно из важнейших качеств памяти, требующее к себе особенного внимания.

  • Объём

Это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая  характеризует возможности запоминания и сохранения информации,

  • Скорость процессов запоминания

Одному  человеку, чтобы запомнить какой-нибудь материал, нужно долго и прилежно работать, тогда как другой запоминает этот же материал очень быстро. Это  свойство памяти больше всего бросается в глаза, и поэтому многие склонны оценивать память, главным образом, с точки зрения быстроты запоминания. Такая оценка, однако, несправедлива. Быстрота запоминания сама по себе не имеет решающего значения; она приобретает ценность лишь в соединении с другими качествами памяти.

  • Скорость процессов забывания

Забывание начинается вскоре после заучивания и в первое время идёт особенно быстрым темпом. Если сравнить воспроизведение выученного материала через 5 и через 10 дней после заучивания, то окажется, что  забывание за первые пять дней больше, чем дополнительное забывание за вторые пять дней.

  • Длительность сохранения отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию.
  • Готовность воспроизвести запечатленную в памяти информацию.

 

Закономерности памяти:

  • имеет ограниченный объём
  • для запоминания информации, объём которой превышает объём непосредственной памяти (кратковременной), её надо повторять
  • Чем больше информации надо запомнить, тем большее количество повторений надо произвести
  • Успешность воспроизведения большого объёма материала зависит от характера распределения повторений во времени
  • Краевой эффект (явления, показывающего, что лучше всего запоминается материал, находящийся вначале и в конце)
  • Кривая забывания (или кривая Эббингауза, характеризующая процесс забывания любой информации человеком, являющийся функцией от времени)

Виды памяти

 

Существует  несколько основных подходов в классификации  памяти. В настоящее время в  качестве наиболее общего основания  для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению.

 

Классификация видов  памяти по характеру психической  активности

 

Классификация видов памяти по характеру психической  активности была впервые предложена П. П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памяти не существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти.

Двигательная (или моторная) память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения мы должны были бы каждым раз учиться осуществлять соответствующие действия. Правда, при воспроизведении движений мы не всегда повторяем их точь-в-точь в том же виде, как раньше. Но общий характер движений все же сохраняется.

Наиболее  точно движения воспроизводятся  в тех условиях, в которых они  выполнялись ранее. В совершенно новых, непривычных условиях мы часто  производим движения с большим несовершенством. Нетрудно повторить движения, если мы привыкли выполнять их, пользуясь  определенным инструментом пли с  помощью каких-то конкретных людей, а в новых условиях мы оказались  лишены этой возможности.

Эмоциональная память — это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Воспроизведенные, или вторичные, чувства могут значительно отличаться от первоначальных. Это может выражаться как в изменении силы чувств, так и в изменении их содержания и характера.

Образная  память — это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и, прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться.

Отклонение  представлений от первоначального  образа восприятия может идти по двум путям: смешение образов или дифференциация образов. В первом случае образ восприятия теряет свои специфические черты  и на первый план выступает то общее, что есть у объекта с другими  похожими предметами или явлениями. Во втором случае черты, характерные  для данного образа, в воспоминании усиливаются, подчеркивая своеобразие предмета или явления.

Особо следует  остановиться на вопросе о том, от чего зависит легкость воспроизведения  образа. Отвечая на него, можно выделить два основных фактора. Во-первых, на характер воспроизведения влияют содержательные особенности образа, эмоциональная  окраска образа и общее состояние  человека в момент восприятия. Во-вторых, легкость воспроизведении по многом зависит от состояния человека в  момент воспроизведения. Точность воспроизведения  в значительной мере определяется степенью задействования речи при восприятии. То, что при восприятии было названо, описано словом, воспроизводится  более точно.

Многие исследователи  разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас и процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.

Особенностью  данного вида памяти является то, что  мысли не существуют без языка, поэтому  память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях:

а) запоминается и воспроизводится только смысл  данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется;

б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное  выражение мыслей (заучивание мыслей). Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается  уже не логическим, а механическим запоминанием.

Развитие  обоих видов словесно-логической памяти также происходит не параллельно  друг другу. Заучивание наизусть у детей  протекает иногда с большей легкостью, чем у взрослых. В то же время  в запоминании смысла взрослые, наоборот, имеют значительные преимущества перед детьми. Это объясняется тем, что при запоминании смысла прежде всего запоминается то, что является наиболее существенным, наиболее значимым. В этом случае очевидно, что выделение существенного в материале зависит от понимания материала, поэтому взрослые легче, чем дети, запоминают смысл. И наоборот, дети легко могут запомнить детали, по гораздо хуже запоминают смысл.

Классификация памяти по характеру целей деятельности

 

Существует  и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями  самой выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т. е. не ставится специальная мнемическая задача. Во втором случае такая задача присутствует, а сам процесс требует волевого усилия.

Информация о работе Виды памяти у человека