Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 15:55, доклад
Описание тестов интеллекта, способностей, достижения, тестов личности. Критериально-ориентированные тесты
Виды психологических тестов
Тесты
интеллекта
Понятие интеллекта. Проблемы тестирования
интеллекта. [14] Тесты интеллекта,
или тесты общих способностей
, предназначены для измерения уровня
интеллектуального развития человека.
Понятие интеллекта еще со времен первых
интеллектуальных тестов претерпевало
различные изменения со стороны подходов
к тестированию интеллекта как психической
реальности. Еще в 20-х гг. возникла кризисная
ситуация в психологии интеллекта. Встал
вопрос о существовании термина "интеллект"
в статусе психологической категории.
Интеллект традиционно исследовался в
рамках двух основных направлений: тестологического
и экспериментально-
IQ – количественный показатель интеллектуального развития. Он высчитывается по формуле:
умственный возраст
IQ = –-----------------------------
хронологический возраст
Фактор "G". Двухфакторная и многофакторная теории интеллекта. [16] В исследованиях Ч.Спирмана и сотр. (автора двухфакторной теории интеллекта) было установлено, что между любыми тестами интеллекта существуют положительные корреляции. Ч.Спирман считал, что эти положительные корреляции обусловлены тем, что всякая интеллектуальная деятельность содержит единый общий фактор. Этот фактор он назвал генеральным , или фактором "G" . Он полагал также существование других факторов, свойственных только одному виду деятельности (S-факторы). В исследованиях Л. Терстоуна (автора многофакторной теории) было установлено, что корреляции между тестами не могут быть объяснены наличием в них только одного фактора ("G"). Им было выделено 12 факторов, которые он назвал "первичные умственные способности ", существующие помимо генерального. Именно Л. Терстоун доказывал, что нет оснований для использования коэффициента интеллекта. Интеллект, считал он, необходимо представлять в виде профиля оценок по первичным факторам, в чем и состоит суть многофакторной теории интеллекта.
Тесты способностей. [17] Понятие способности. Способностями называют индивидуально-психологические особенности человека, которые способствуют его успеху в какой-либо деятельности. Способности проявляются в деятельности, формируются в деятельности и существуют относительно определенной деятельности. Выделяют общие и частные способности. Общие и частные делятся на элементарные и сложные.
СПОСОБНОСТИ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ СЛОЖНЫЕ
ОБЩИЕ присущие всем людям основные формы психического отражения способности :
в большей или меньшей степени присущие всем людям способности к общечеловеческим видам деятельности :
ЧАСТНЫЕ присущие не всем людям способности :
присущие не всем людям способности :
Критерием наличия
способностей можно считать
Комплексные батареи способностей направлены на измерение относительно независимых способностей . Используются при решении задач в области образования и профориентации, особенно при консультировании по вопросам выбора специализации в образовании или профессии.
Тесты достижений Если " тесты способностей служат для предсказания последующего выполнения той или иной деятельности и применяются для оценки целесообразности прохождения индивидом того или иного курса специального обучения или для предсказания уровня его достижений в новой ситуации, например, в освоении профессии, то тесты достижений обычно дают конечную оценку достижений индивида по завершении обучения, в них основной интерес сосредоточен на том, что индивид может делать к настоящему времени". Выделяют две группы тестов достижений: широкоориентированные тесты достижений , тесты достижений по конкретным учебным предметам. Широкоориентированные тесты достижений ориентированы на оценку навыков по основным целям обучения (например, тесты на понимание научных принципов). Тесты достижений по конкретным предметам (достижения в чтении и математике) ориентированы на оценку усвоения элементов учебных программ, конкретных тем, уровня владения навыками (например, счетными). Такие тесты выполняют несколько функций:
Тесты личности [19] В психологии выделяют следующие направления исследования личности:
L – данные (Life record data) информация о личности может быть получена путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни; Q – данные (questionnaire data) информация о личности может быть получена с помощью опросников и др. методов самооценок (см. Тема 4); T – данные (Tests data) информация о личности может быть получена с помощью объективных тестов.
Следует также отметить проективный метод исследования личности, речь о котором пойдет в Теме 5. Тесты личности делятся на тесты действия и ситуационные тесты . Тесты действия представляют собой процедуры, ориентирующие респондента на выполнение какой-либо задачи. То есть ему дается целевая задача что-то выполнить, и его не просят описать привычный способ поведения (как, например, в опросниках). Цель этих тестов замаскирована, индивид не осознает, какой аспект его действий оценивается. Задачи, предъявляемые испытуемому, структурированы: в этом их принципиальное отличие от задач, используемых в проективных методиках. Большинство тестов воспринимается испытуемым как проверка способностей, при которой он должен стараться дать "правильный" ответ (в отличие от проективных методик, в которых любой ответ "хорош"). Существует несколько подходов в рамках тестов действия: исследование когнитивного стиля (типичных способов восприятия, решения проблемных ситуаций, мышления, запоминания), исследование эстетических вкусов, юмора, оценка пословиц, оценка интересов и установок. Ситуационные тесты предполагают помещение испытуемого в ситуацию, очень близкую к реальной жизни или имитирующую ее. Например, испытуемому предлагают ряд заданий, вызывающих тревожность, и объективно регистрируют выполнение этих заданий (в тестах на стресс).
Критериально-ориентированные тесты (КОТ) Критериально-ориентированные тесты отличаются от традиционных тестов тем, что в традиционных оценка осуществляется путем соотнесения индивидуальных результатов с групповыми (ориентация на статистическую норму), а в критериально-ориентированных – оценка осуществляется путем соотнесения индивидуальных результатов с некоторым критерием. В качестве такого критерия выступает уровень владения навыком, умениями, знаниями. КОТ используются в образовании. Цель тестирования с помощью КОТ – оценка владения навыком. Итоговый показатель фиксирует степень владения навыком и не включает в себя индивидуальные различия, что является слабым местом КОТ. Поэтому их использование возможно для оценки элементарных навыков. Отечественным примером КОТ является Школьный Тест Умственного Развития – ШТУР (1).